Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  Понятие управления в кибернетике и гуманитарной области  
  Управление как социально-психологическое явление  
  Коллектив как объект управления  
  Психологические условия управленческой деятельности  
  Особенности управления в системе образования  
  Управленческая деятельность  
  Личность управленца и эффективность управления  
  Профессионально важные качества управленца  
  Оценка профессионально важных качеств управленца  
  Соотношение руководства и лидерства в системе управления  
  Эффективность управления  
  Эффективность деятельности коллектива  
  Стили руководства и формы власти  
  Поведение во внешних конфликтах  
  Управление внешним конфликтом  
  Внутренние конфликты  
  Конфликтная личность  
  Психологическая защита  
  Функции психологической защиты  
  Психологическая защита руководителя  
  Групповые защитные механизмы  
  Психологические характеристики успешных руководителей  
  Опросник Г. и С. Айзенков «PEN»  
  тест «Индекс жизненного стиля»  
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

Личность управленца и эффективность управления

Во многих пособиях по менеджменту, монографиях по управ­лению личность управленца ранее не была предметом анализа, так как все внимание уделялось планированию, экономике, мар­кетингу и организационно-технической стороне. Однако от уме­ния менеджеров руководить, находить правильные решения и воплощать их в жизнь в большой степени зависит успех организа­ции. Общепризнано, что личность руководителя, его характеро­логические особенности играют немаловажную роль в управлен­ческой деятельности.

Личность это категория психологии, обозначающая стабиль­ную и интегральную систему социально значимых черт, характери­зующих индивида как человека определенной социальной общности. Структура личности включает в себя совокупность устойчивых психологических качеств человека: способности, волю, эмоции, мо­тивации и социальные установки. Перечисленные компоненты при­сущи каждому человеку и качественно зависят от социальных от­ношений и специфики социальной среды. Основным способом поведения руководителя в процессе управленческой деятельности является непрерывное воздействие на управляемый объект, кол­лектив или отдельную личность. Эффективность этого воздействия во многом определяется уровнем профессиональной компетент­ности руководителя и его личностными особенностями. К разряду таких особенностей относится, прежде всего, потребностно-мотивационная система личности.

Эта система личности включает в себя три группы мотиваций: биологические, маргинальные, высшие (социальные). Группа био­логических мотиваций является общей для человека и животных, маргинальные мотивации базируются на физиологических про­цессах и механизмах и одновременно несут на себе отпечаток со­циальных воздействий. Группа высших социальных мотиваций свя­зана с осознанной и целенаправленной деятельностью человека, побуждающей к достижению поставленных им самим или приня­тых извне определенных целей.

В сфере управления эффективность деятельности руководителя во многом обусловлена доминированием высших социальных мо­тиваций: достижения цели (успеха), саморазвития (самореализа­ции) и свободы.

Мотивация достижения цели заставляет личность преодолевать препятствия в ситуации реального решения практических задач и добиваться поставленных перед собой целей, затрачивая на это энергию указанной потребности. Успешное достижение постав­ленных перед собой целей приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая воспринимается окружающими как уверенность в себе. Переживание успеха, в том числе и про­фессионального, обладает свойством эмоционального подкреп­ления, стимулирует человека к повторению данного пережива­ния и, в конечном счете, определяет трансформацию мотивации достижения цели в мотивацию стремления к успеху.

Мотивация саморазвития обеспечивает самостоятельное и от­носительно независимое поведение и деятельность, которые не всегда полностью осознаются личностью, формируя то, что в пси­хологии называется жизненным путем. Мотивация самореализа­ции может рассматриваться как определенный вариант мотива­ции саморазвития, возникающий на основе существующих у лич­ности определенных способностей и направленный на их вопло­щения и развитие. Для руководителя основополагающими будут коммуникативные, предпринимательские и организаторские спо­собности, определяющие развитие этой мотивации. Формирова­ние деятельности, в основе которой лежит мотивация самореализации, сопровождается явными положительными переживания­ми и отношением к тому, что делает человек.

Мотивация свободы — потребность в принятии осознанных и самостоятельных решений, а также в формировании независимо­го от социального давления поведения. Это мотивация наиболее значима при принятии решений в ситуациях, исход которых не­известен, но чрезвычайно важен для человека. Поведение, фор­мирующееся на базе мотивации свободы, в значительной степени лишено чувственного эмоционального компонента. Определяю­щий фактор свободного поведения — это разум, не замутненный предрассудками и аффектами, лежащий в основе произвольности выбора и вариативности решений. Своеобразие иерархии целей и задач свободного человека наиболее полно проявляется в кризис­ных ситуациях, когда необходимо принимать ответственные и безотлагательные решения, которые часто не совпадают с ожида­ниями других людей.

Мотивация свободы может определять профессиональную дея­тельность управленца, так как у этой категории людей существует определенный прогноз на профессиональное развитие и имеются перспективные планы и задачи, преобладающие над текущими процессами профадаптации. Ради достижения дальних целей и перспектив развития структура мотивационно-потребностной си­стемы человека может перестраиваться с помощью своеобраз­ных внутренних мотивационных регуляторов — свободы и воли — и за счет торможения активности на основе текущих потребнос­тей и задач. Таким образом, категория свободы связана с катего­рией воли, которая тормозит импульсивные инстинктивные и животные по существу формы поведения.

Под волей понимается способность встраивания особого интеллектуального плана между воздействием самой ситуации на челове­ка и его ответным поведением, что обеспечивает субъекту воз­можность осознания необходимости того или иного действия, а также торможения импульсивных поведенческих актов, детерми­нированных непосредственными желаниями.
Воля, волевые действия и качества человека на­ряду с эмоциями и эмоциональными переживаниями составляют эмоционально-волевую сферу личности. К основным волевым ка­чествам, обеспечивающим эффективность управленческой деятель­ности, можно отнести: целеустремленность, самообладание, са­мостоятельность, решительность и настойчивость, энергичность и инициативность. Целеустремленность — это способность чело­века подчинять свои действия целям, которые необходимо дос­тигнуть за счет мобилизации сил на правильное определение пу­тей, средств, способов и приемов своей деятельности.

Самообладание характерно для людей, которые произвольно управляют своими мыслями и чувствами, действиями и поступками. Личности, которым свойственно самообладание, уравно­вешенны и последовательны. Самостоятельность рассматривается, как способность человека не поддаваться влиянию различных сил, могущих отвлечь его от достижения поставленной цели. Ре­шительность — волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твер­дые решения в различных условиях жизни и деятельности, ха­рактеризующихся наличием определенных противоречий. Настой­чивость является качеством личности, благодаря которому чело­век может мобилизовать свои силы для относительно длитель­ной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встре­чающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей.

Внутренний мир, смысловая сфера личности связывают ее с реальностью и регулируют жизнедеятельность согласно системе отношений личности с миром. В эту схему не укладываются про­явления самодетерминации личности, когда она осуществляет не столько внешнюю или внутреннюю регуляцию, сколько преодо­левает внешнюю регуляцию на основе осознанного выбора. Осоз­нанный личностный выбор, в свою очередь, осуществляется на основе свободы и ответственности, о которых уже шла речь выше.

Управленец, достигший заметных успехов в своей деятельнос­ти, отличается четкой ориентацией в жизни, решительностью, способностью переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться в качестве активной действующей силы в происходящее с ним. А это обеспечивает внутренняя свобода че­ловека. Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку, лишь осознавая возможность активного из­менения ситуации и его цену, человек может предпринять попытку такого изменения. Особой чертой ответственности являют­ся возможность и способность личности признавать свои ошибки и брать на себя вину в случае неудач и неуспеха. Свобода и ответ­ственность противоречат функционированию системы психоло­гической защиты, о чем пойдет речь ниже.

Современному обществу необходимы нравственно надежные руководители, способные на самосовершенствование, в том чис­ле духовное. Нравственный руководитель осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опы­том. Именно на этом базируется принцип правовой защищеннос­ти управленческой деятельности, так как управленческие реше­ния должны соответствовать не только действующим правовым актам, но и нормам морали. Поэтому одним из основных требова­ний к личности управленца должно стать требование его нрав­ственной устойчивости.

Таким образом, очевидны достаточно жесткие требования к личности управленца и руководителя, которым не всегда соответствуют личные качества работающих. Частичное соответствие лич­ностных свойств руководителя перечисленным требованиям оп­ределяет степень успешности профессиональной деятельности управленца. Большинство специалистов, изучающих эффективность системы управления, соглашаются с тем, что личность руково­дителя — прежде всего личность лидера, так как неспособность проявить в определенных ситуациях лидерские возможности од­нозначно приводит к снижению авторитета и эффективности профессиональной деятельности.

Проблема психологических детерминант лидерского поведения в настоящее время окончательно не решена. Существуют три ос­новные концепции происхождения лидерских качеств руководи­теля. Согласно первой — харизмати­ческой (от греч. — дар, благодать) — человек рождается с задат­ками лидера, ему предписано руководить людьми. Вторая концеп­ция — «теории черт» — настаивает на том, что личность сама приобретает необходимый набор качеств лидера: высокий интел­лект, обширные знания, здравый смысл, инициативность, твер­дую уверенность в себе, целеустремленность и ответственность в сочетании со свободой и самоопределением. Сторонники этой те­ории считают, что достаточно выявить все эти качества, а затем необходимо организовать воспитание истинного лидера. Две на­званные «крайние» концепции были объединены в «синтетичес­кую» теорию, согласно которой эффективность руководства оп­ределяется не столько личными качествами руководителя, сколь­ко стилем его поведения по отношению к подчиненным, сфор­мированным на основе необходимых индивидуальных свойств, и отражает накопленный жизненный опыт.

В обобщенном портрете успешного руководителя выделяется ряд параметров, по которым можно установить взаимосвязь лич­ностных свойств с эффективностью управленческой деятельно­сти: это биографические характеристики (возраст, пол, образова­ние, социальное происхождение), способности и специфические личностные черты. Зарубежные ученые, исследуя возрастные осо­бенности руководителей, выявили много интересного. Так, сред­ний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, в американских же компаниях — 59 лет, оптимальные сроки вступления в должность менеджера — от 30 до 50 лет и более. Эти возрастные показатели свидетельствуют о том, что пре­успевающими менеджерами становятся люди, обладающие дос­таточным опытом и мудростью, но при этом имеющие опреде­ленную жизненную перспективу.

Ранее однозначно считалось, что менеджмент — это мужское занятие, что подтверждалось небольшим процентом женщин-ме­неджеров, среди которых успешных было довольно мало. Приори­тет мужчин-руководителей обусловлен их ориентацией на успех, стремлением выбирать цели достаточно высокой степени трудно­сти; уровень притязаний мужчин стабильнее, они более настой­чивы в достижении избранного результата.

Женщины по результатам психологических исследований склон­ны к выбору относительно более легких и менее устойчивых це­лей. Некоторые из них отличаются значительной ситуационной обусловленностью и меньшей настойчивостью в реализации, на­меченной цели. Однако ряд исследователей предсказывают стре­мительный рост числа женщин-менеджеров в скором будущем. Воз­можно, это связано с тем, что женщины используют более гибкие стратегии взаимодействия с окружающими по сравнению с мужчинами, они отличаются обычно мягкостью и корректнос­тью в общении с подчиненными, их способ взаимодействия мож­но охарактеризовать как более осторожный и осмотрительный, социально менее конфликтный.

Важным биографическим показателем признается качествен­ное образование руководителей. По данным японских исследова­телей, типичный японский менеджер имеет университетский дип­лом, а иногда и два. Многие российские менеджеры также имеют и гуманитарное, и экономическое образование. Высшее образова­ние обеспечивает не только высокий уровень профессиональной и научной подготовки специалиста, но и общей культуры руково­дителя, а также его осведомленности во многих вопросах, не име­ющих непосредственного отношения к конкретному производству.

Способности руководителя представляют отдельный блок его характеристик, которые делятся на общие (интеллект) и специ­фические (знания, умения). Интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы должен быть выше среднего, но необязательно на самом высоком уровне. Специфические спо­собности личности руководителя — это специальные знания, уме­ния, компетентность, информированность, которые чаще про­являются у него в конкретной профессиональной деятельности. Успешный руководитель должен уметь творчески использовать эти знания в различных, часто неповторимых ситуациях, постоянно возникающих в процессе работы.

В основе такого умения лежат организаторские способности. В отечественной психологической литературе вопросы организа­торских способностей впервые были рассмотрены В. Н. Мясищевым. Позднее было введено понятие «организаторский потенциал» как особое системное качество, характеризующее не только лич­ность, но и параметры той социальной среды, в которой проте­кает конкретная деятельность личности руководителя. Вероятно, это системное качество возникает на стыке общества, коллекти­ва, индивида и объекта его деятельности.

При изучении организаторского потенциала предлагается, с одной стороны, анализировать общественно-экономические условия, конкретно-историческую обстановку и вытекающую отсюда специфику организационных структур и должностных полномо­чий. С другой — личностная сторона организаторского потенциала проявляется в системе отношений личности к окружающей соци­альной среде и самому себе.

Черты личности — это последний блок характеристик профессионально успешного руководителя. К числу существенных личностных черт, определяющих высокую эффективность уп­равляющей деятельности, относят следующие свойства:
1) стрессоустойчивость, проявляющуюся в адекватном реагировании ру­ководителя на неожиданно возникающую непредвиденную (стрессорную) ситуацию, требующую усиления активности и перестройки поведения в целях адаптации к изменившимся ус­ловиям или для изменения ситуации в согласии с целями и задачами управления;
2) способность доминировать, которая рассматривается как умение руководителя влиять на подчинен­ных и изменять их поведение в соответствии с задачами управ­ления;
3) стремление к победе как особое качество, которое базируется на мотивации достижения цели (достижения успе­ха);
4) уверенность в себе — дополнительное качество, осно­ванное на высокой адекватной самооценке;
5) стремление к победе и уверенность в себе — две взаимосвязанные характери­стики, так как успешное достижение человеком поставленных перед собой целей или достижение субъективно значимых це­лей приводит к формированию высокой адекватной самооцен­ки, которая и воспринимается окружающими как уверенность в себе;
6) креативность — «способность к творческому реше­нию задач», которая рассматривается не только как характери­стика интеллекта руководителя, но и как желание и способ­ность поощрять творчество своих подчиненных;
7) эмоциональ­ная уравновешенность, проявляющаяся в способности руково­дителя поддерживать оптимальное эмоциональное состояние в изменяющихся условиях;
8) предприимчивость, надежность и независимость, определяющие возможность менеджера форми­ровать свои представления по профессионально важным про­блемам и способность достигать успеха вместе со своими под­чиненными.
Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпы­вают всего богатства характеристик руководителя, о чем свиде­тельствует отечественная и зарубежная литература. Вместе с тем каж­дый успешный руководитель, менеджер обладают определенными личностными свойствами, которые формируют систему профес­сионально важных качеств личности, облада­ющую определенной спецификой в каждой конкретной области управления.


на главную

Управление как социально-психологическое явление Коллектив как объект управления Психологические условия управленческой деятельности Особенности управления в системе образования Управленческая деятельность Профессионально важные качества управленца Оценка профессионально важных качеств управленца Соотношение руководства и лидерства в системе управления Эффективность управления Эффективность деятельности коллектива