Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  Понятие управления в кибернетике и гуманитарной области  
  Управление как социально-психологическое явление  
  Коллектив как объект управления  
  Психологические условия управленческой деятельности  
  Особенности управления в системе образования  
  Управленческая деятельность  
  Личность управленца и эффективность управления  
  Профессионально важные качества управленца  
  Оценка профессионально важных качеств управленца  
  Соотношение руководства и лидерства в системе управления  
  Эффективность управления  
  Эффективность деятельности коллектива  
  Стили руководства и формы власти  
  Поведение во внешних конфликтах  
  Управление внешним конфликтом  
  Внутренние конфликты  
  Конфликтная личность  
  Психологическая защита  
  Функции психологической защиты  
  Психологическая защита руководителя  
  Групповые защитные механизмы  
  Психологические характеристики успешных руководителей  
  Опросник Г. и С. Айзенков «PEN»  
  тест «Индекс жизненного стиля»  
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

Соотношение руководства и лидерства в системе управления

{LANG_STRUCTA_STRUCT_BLOCK_SIMPLE_3}

В психологии управления различают руководство и лидерство как деятельность относительно самостоятельных субъектов управле­ния: руководство представляет собой процесс организации и управ­ления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляе­мый официально назначенным руководителем, а лидерство про­цесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определив­шимся в ходе спонтанно формирующихся межличностных отношений.
Опытное изучение социально-психологических основ руководства и лидерства началось с 20-х гг. XX в., однако в силу своей психологической сложности эта проблема не имеет общепринятого решения и по настоящий день.
Руководство, по мнению большинства специалистов, связано со статусной властью как производной от официальных, формаль­ных отношений. Руководитель может назначаться вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, в том числе право на применение позитивных и негативных санкций. Лидерство по­рождается системой неформальных отношений и по своей сути — психологический феномен, так как лидер может выдвигаться сти­хийно: он признается окружением за счет своих личностных ка­честв и может использовать право на санкции в отношении парт­неров, однако эти санкции также неформальные. Таким образом, лидер использует личностную форму власти как одну из ее разно­видностей. Он, как правило, не стремится навечно сохранить су­ществующую систему отношений, охотно откликается на нововве­дения, может и пренебречь правилами управленческой иерархии, непосредственно обращаясь к источнику информации. Существует точка зрения на то, что в основе взаимодействия лидера с «подчи­ненными» лежит принцип равенства, так как лидер способен при­знать свои ошибки и не боится, открыто принять необходимые меры для их исправления. Многие лидеры проявляют свойства автори­тарного стиля, однако это не традиционная автократия, так как она основана на честном и уважительном отношении к личности партнеров. Лидеру свойственны настойчивость в достижении груп­повой цели и поиск единомышленников, он — постоянный уче­ник и должен «высовываться» и выделяться.

Можно определить основные различия между руководством и лидерством, которые сводятся к следующему:

1. Разновидности власти: у лидера — личностная власть, у ру­ководителя — совокупность личностной и статусной при приори­тете статусной.

2.Лидерство связано с регулированием внутригрупповых меж­ личностных отношений, носящих неофициальный характер, а руководство является средством регулирования отношений в рам­ках социальной организации.

3.Лидерство возникает и функционирует преимущественно сти­хийно, характеризуется относительной стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство представляет собой процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов и отличается большей стабильностью
и постоянством в своих проявлениях.

4.Процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в услови­ях лидерства.

Обобщая перечень различий, можно утверждать, что для пове­дения руководителя более характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий и выявление путей их вы­полнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетвори­тельной работы. Руководство можно определить как процесс уп­равления группой, осуществляемый начальником как посредни­ком социальной власти на основе правовых норм и полномочий более широкой социальной общности, в которую включена дан­ная малая группа.

Создается впечатление, что руководство и лидерство решают близкие социальные задачи: стимулирование группы, нацелива­ние ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является определенным проявлением со­циальных отношений в группе, прежде всего с точки зрения рас­пределения ролей управления — подчинения.

Не следует упрощать психологическую сущность феномена ру­ководства, в управлении малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта власти: формально-правовой, который может быть назван «администрированием», и психологический, во мно­гом сближающий руководителя с неформальным лидером по спо­собам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря на то что по своей психологической сущности феномены руковод­ства и лидерства достаточно близки, ошибочным было бы пред­ставление о полном их соответствии в одном лице управленца. Против такого слияния можно привести несколько важных дово­дов. Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: последний всецело направлен на дости­жение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения. Во-вторых, можно выделить лишь доста­точно специфический род групп, для которых будет эффективно слияние в одном лице руководителя и интеллектуального лидера. Речь идет прежде всего о научных коллективах, продуктивность которых повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в ведущей научной деятельности группы. В-третьих, существует немало типов социальных групп, где в силу существен­ных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное выше совмещение невозможно. Это в полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь бы близок он ни был своим студентам, должен опираться в управле­нии группой в основном на властные функции и свой авторитет руководителя, а неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов. Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его воз­действие как на нее в целом, так и на ее лидера (например, ста­росту у студентов), что может рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.

Несмотря на уже рассмотренные определенные различия ру­ководства и лидерства, они все-таки имеют немало общего. Су­ществует представление о том, что их сближают следующие общие черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами; они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и исполь­зуют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором — заранее непредусмотрены.

Формирование социально-психологической структуры коллек­тива связано с выдвижением лидеров в неформальных малых груп­пах и в коллективе в целом. Лидерство, повторимся, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, что проявляется через личную форму власти, признаваемое груп­пой право на влияние и оценку. Лидер олицетворяет систему пред­почитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. Лидер ве­дет группу, организует, планирует и управляет ее социальной де­ятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все осталь­ные члены группы, уровень активности.

В силу большого значения, которое имеет в социальной психо­логии и психологии управления феномен лидерства, он изучался многими исследователями: в настоящее время имеется несколько классификаций форм лидерства и типов лидеров. Лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, поэтому оно классифицируется в соответствии с видами групповой деятельно­сти. Различают групповые формы деятельности инструментально­го и экспрессивного вида.

Инструментальные виды деятельности направлены на выпол­нение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана, тогда как экспрессивные виды деятельности нацелены на поддержание единства группы, ее дальнейшее развитие и спло­чение. В соответствии с этим различают два основных типа ли­деров.

Первый — это функциональный (инструментальный) тип, служащий орудием производства. Следовательно, инструменталь­ный лидер как бы выполняет роль инструмента для достижения группой своих целей. Такой лидер (компетентный, интеллектуальный лидер) сосредоточен на поставленных задачах, и именно он неустанно борется за их достижение. Таким образом, целью инструментального лидерства является управление группой в про­цессе решения ее целевых задач. Для этого лидер использует дви­гательные, эмоциональные, интеллектуальные, волевые, мораль­ные усилия, как правило, направленные на решение конкретных оперативных и перспективных задач групповой деятельности.

Второй тип лидера — аффективный (экспрессивный), это лидер, возникающий в системе неформальных межличностных от­ношений в группе людей, занятых какой-либо совместной дея­тельностью, объединенных общими интересами и целями. Инте­ресы, мотивы и установки экспрессивного лидера напрямую не связаны с содержанием деятельности, так как он сконцентриро­ван на взаимоотношениях между участниками группы, его роль заключается в обеспечении позитивного психологического кли­мата группы и ее стабильности. Наиболее важные отличия экс­прессивного типа лидера от инструментального состоят в том, что для первого интеллект и интеллектуальные способности не имеют столь определяющего значения, как для второго.

Необходимо обратить особое внимание на различия в мотива­ции этих двух типов лидерства. Исследования показывают, что функциональный тип легче добивается лидирующего положения в очень благоприятных или очень неблагоприятных ситуациях, в то время как экспрессивный легче достигает этого в промежуточ­ных случаях. Кроме того, установлено, что, если в группе примерно равное соотношение участников по полу, функциональным ли­дером чаще становится мужчина, а экспрессивным — женщина. Психология в своих предметных областях имеет достаточное число различных классификаций не по зада­чам, которые делегируются лидеру группой, а по иным психоло­гическим свойствам. Так, одной из наиболее известных в настоя­щее время типологий является та, которую разработали в школе психоанализа, с чьих позиций выделяют десять типов лидеров:

«Соверен» (патриарх). Лидер в образе строгого, но любимого отца, который способен вытеснить отрицательные эмоции и вну­шить людям уверенность в себе и которого любят и почитают.

«Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандар­ту, как правило, свою силу. Ему стараются подражать, особенно в плане внешнего поведения.

«Тиран». Он становится лидером потому, что внушает окружа­ющим чувство повиновения, безотчетного страха. Его считают са­мым сильным, волевым, поэтому тиран — это доминирующая, авторитарная личность, которого обычно боятся и которому под­чиняются.

«Организатор». Выступает для членов группы как сила для под­держания самоутверждения и удовлетворения потребностей каж­дого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, и его также уважают.

«Соблазнитель». Он становится лидером, играя на слабостях других членов группы. Выступает в роли «магической силы», да­вая выход подавленным эмоциям, предотвращая конфликты, сни­мая напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.

«Герой». Жертвует собой ради других, поэтому такой тип осо­бенно проявляется в ситуациях группового протеста. Благодаря его храбрости другие ориентируются на лидера, видят в нем стандарт силы и справедливости. Он способен увлекать за собой людей.

«Дурной пример». Выступает как источник подражания для лич­ности слабой и конформной, так как способен эмоционально за­ражать других, бездумно следующих за ним не всегда к положи­тельной цели.

«Кумир». Он влечет, притягивает к себе, заражает других поло­жительными эмоциями; его любят, боготворят и идеализируют.
«Изгой» и «Козел отпущения». Эти два типа лидеров являются по существу антилидерами. Они становятся объектами агрессив­ных тенденций, благодаря чему развиваются общегрупповые эмо­ции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но, когда он исчезает, группа может распасться, поскольку пропада­ет общегрупповой стимул.


на главную

Особенности управления в системе образования Управленческая деятельность Личность управленца и эффективность управления Профессионально важные качества управленца Оценка профессионально важных качеств управленца Эффективность управления Эффективность деятельности коллектива Стили руководства и формы власти Содержание и формы конфликтов Поведение во внешних конфликтах