Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  Понятие управления в кибернетике и гуманитарной области  
  Управление как социально-психологическое явление  
  Коллектив как объект управления  
  Психологические условия управленческой деятельности  
  Особенности управления в системе образования  
  Управленческая деятельность  
  Личность управленца и эффективность управления  
  Профессионально важные качества управленца  
  Оценка профессионально важных качеств управленца  
  Соотношение руководства и лидерства в системе управления  
  Эффективность управления  
  Эффективность деятельности коллектива  
  Стили руководства и формы власти  
  Поведение во внешних конфликтах  
  Управление внешним конфликтом  
  Внутренние конфликты  
  Конфликтная личность  
  Психологическая защита  
  Функции психологической защиты  
  Психологическая защита руководителя  
  Групповые защитные механизмы  
  Психологические характеристики успешных руководителей  
  Опросник Г. и С. Айзенков «PEN»  
  тест «Индекс жизненного стиля»  
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

Оценка профессионально важных качеств управленца

Обеспечение максимального соответствия индивидуальных характеристик, особенностей и возможностей человека тем общим и специфическим требованиям, которые к нему предъявляет тот или иной вид деятельности, является основной целью психологии профессионального отбора. В процессе профессиональной пси­ходиагностики устанавливают соответствие между психологичес­кими особенностями человека и успешностью профессиональной деятельности.

Система профессиональной психологической диагностики вклю­чает в себя следующие элементы:

а) критерии профессиональной пригодности;

б) методы определения профессиональной пригодно­сти;

в) организационные и вспомогательные требования и процеду­ры, обеспечивающие выполнение мероприятий диагностики.

Под профессиональной пригодностью личности управленца понимается совокупность психологических особенностей челове­ка, необходимых и достаточных для достижения эффективности в деятельности менеджера. Оценка профессиональной пригодности в любой сфере осуществляется в трех формах.

В первом случае кандидат на должность оценивается с помощью разнообразных стандартизированных психологических методик на предмет выявления крайних степеней выраженности качеств, не­желательных для большинства профессий, например: нервно-пси­хической неустойчивости, низкого уровня интеллекта, неадекват­ной мотивационной направленности. В этом случае диагностика производится безотносительно к содержанию конкретной деятель­ности. Такая форма психологической диагностики показала себя достаточно эффективной для ряда профессий. Она также становит­ся единственной, когда нет возможности предварительного изуче­ния деятельности, экспериментального определения наиболее прогностичных психодиагностических методик. Этот подход близок к медицинской диагностике и не решает всех задач в определении пригодности к конкретной деятельности, предъявляющей специ­альные требования к психологическим качествам специалиста.

Другие формы оценки профессиональной пригодности приме­няются при диагностике, ориентированной на конкретную спе­цифику труда. Основная проблема психологического отбора мо­жет быть условно сведена к двум задачам: во-первых, установить совокупность требований, предъявляемых к свойствам личности конкретной профессиональной деятельностью; во-вторых, опре­делить такую психологическую методику, которая позволяла бы оценить эти свойства. Кроме того, может возникнуть необходи­мость определения критериев нормы отбора по показателям выб­ранных методик. Рассмотренный подход условно можно назвать подходом «от профессии».

Разработан еще один подход, в определенной мере противо­стоящий описанному выше, который может быть назван подхо­дом «от человека» и чья реализация начинается с комплексного психологического исследования представителей изучаемой специ­альности. Определяются лучшие и худшие специалисты, затем ста­тистическая связь между психодиагностическими данными и показателями успешности группы исследованных лиц. После этого отбираются методики со значимой статистической связью, используемые в дальнейшем при реальном отборе кандидатов на данную специальность. Обычно подход «от человека» применим для отбора специалистов, достигающих успеха в работе за счет сложных психологических, внешне трудно-наблюдаемых или мно­гочисленных качеств.

Среди процедур, специально разработанных для оценки общих интеллектуальных способностей, часто используется методи­ка «Прогрессивные матрицы» Равена, а также интеллектуальный тест Векслера. В них интеллект рассматривается как универсальная способность к адаптации в изменяющихся условиях, а для эффек­тивной деятельности руководителя в современных условиях управления эта способность является одной из основополагающих. Профессионально важными свойствами личности управленца также являются: эмоциональная уравновешенность, уверенность себе, основанные на адекватной высокой самооценке; стремление к победе, базирующееся на мотивации достижения успеха. В соответствии с этим в процессе психологической диагностики целесообразно использование следующих опросниковых методик, оценивающих эмоционально-личностные свойства: тест Спилберга — Ханина, направленный на оценку эмоционального состоя­ния в виде уровня реактивной и личной тревожности, а также опросник структуры темперамента, который позволяет оценивать многие важные социально-психологические проявления темперамента.

В сфере управленческой деятельности к разряду специальных способностей личности управленца относятся: коммуникативные, организаторские и предпринимательские способности. Для диагностики предпринимательских способностей используются отно­сительно новые батареи тестов: опросники типа «Есть ли у вас способности к предпринимательству?», варианты деловых игр, тест «Незаконченные предложения», состоящий из высказываний типа: «Мои подчиненные...», «Будущее кажется мне...», «В данной ситуации...». Исследуемый заканчивает предложение одним или не­сколькими словами, желательно первыми пришедшими в голову. Интерпретация полученных результатов строится на предположении о существовании эффекта проекции, того, что в ответах проявляются личные потребности, ценностные ориентации, особенности восприятия человека, что дает достаточно ценную информацию о его способности к социальным взаимодействиям и, в частности, к управлению при условии успешного выполнения ди­агностического обследования.

В основе коммуникативных и организаторских способностей на­ходятся соответствующие склонности, которые проявляются в уме­нии четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, проявлять инициативу, смекалку и находчивость. Немаловажное значение имеет и умение оказывать психологическое воздействие на людей, пользоваться приемами и способами активного взаимодействия в совместной деятельнос­ти. Диагностика коммуникативных и организаторских склоннос­тей осуществляется с помощью теста - опросника «КОС-2».

Профессиональная психологическая диагностика управленцев обязательно должна включать в себя проверку организаторских и коммуникативных качеств личности и их проявления в межлич­ностных отношениях. Такие качества личности, как деловитость, уверенность, требовательность и др., могут быть определены с помощью теста - опросника Л. П. Калининского. Несомненное дос­тоинство этой методики состоит в том, что она позволяет опреде­лить уровни развития и сравнить сильные и слабые стороны деся­ти качеств личности: направленности, деловитости, стремления к доминированию в группе, уверенности, требовательности, уп­рямства, уступчивости, зависимости, психологического такта, от­зывчивости. Выявить степень выраженности коммуникативных и организаторских качеств личности в межличностных отношениях позволяет тест - опросник Т. Лири. С его помощью определяется сте­пень выраженности свойств, которые могут быть сгруппированы в восемь психологических тенденций, определяющих различные личностные черты: доминантность, уверенность в себе — неуве­ренность; непреклонность, независимость — зависимость; общи­тельность, отзывчивость.
Со всеми перечисленными методиками практической оценки профессионально важных качеств личности управленца можно подробнее ознакомиться в сборниках психодиагностических ме­тодик.


на главную

Психологические условия управленческой деятельности Особенности управления в системе образования Управленческая деятельность Личность управленца и эффективность управления Профессионально важные качества управленца Соотношение руководства и лидерства в системе управления Эффективность управления Эффективность деятельности коллектива Стили руководства и формы власти Содержание и формы конфликтов