Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  Понятие управления в кибернетике и гуманитарной области  
  Управление как социально-психологическое явление  
  Коллектив как объект управления  
  Психологические условия управленческой деятельности  
  Особенности управления в системе образования  
  Управленческая деятельность  
  Личность управленца и эффективность управления  
  Профессионально важные качества управленца  
  Оценка профессионально важных качеств управленца  
  Соотношение руководства и лидерства в системе управления  
  Эффективность управления  
  Эффективность деятельности коллектива  
  Стили руководства и формы власти  
  Поведение во внешних конфликтах  
  Управление внешним конфликтом  
  Внутренние конфликты  
  Конфликтная личность  
  Психологическая защита  
  Функции психологической защиты  
  Психологическая защита руководителя  
  Групповые защитные механизмы  
  Психологические характеристики успешных руководителей  
  Опросник Г. и С. Айзенков «PEN»  
  тест «Индекс жизненного стиля»  
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


шины для спецтехники

 

 

 

Особенности управления в системе образования

Воспитание и обучение как предмет педагогического процесса всегда имеют целенаправленный характер и управление ими со­ответственно тоже, так как вне конкретной целевой установки управление невозможно. Поэтому первым и важнейшим принци­пом управления в системе образования является принцип конк­ретного целеполагания как основа планирования, организации и контроля, т.е. основа содержания всей деятельности менеджера, специалиста в области управления системы любого уровня.

Принцип целенаправленности управления отражает требова­ние ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, со­циальной значимости и перспективности. Неопределенно сфор­мулированная цель управления в образовании в виде излишнего усложнения или упрощения процесса уже на начальном этапе яв­ляется дезорганизующим и дезориентирующим фактором, а ус­ложненная цель к тому же нереальна для достижения. Перспек­тивность и социальная значимость цели отражают непрерывный характер поступательного движения, развития учебного заведения как сложного социального организма. Важным понятием теории и практики управления в образовании является понятие о функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятель­ности. Функция — это особый вид управленческих действий на объект менеджмента или особые виды действий субъекта менедж­мента с информацией. Необходимая для управления информация является предметом и в то же время продуктом управленческой деятельности. Исходя из теории менеджмента, можно выделить следующие функции управления в образовании:

1. Функция принятия решений, которая реализуется в форме распоряжений, рекомендаций, решений совета, приказов, пла­нов, образовательных стандартов.

2.Функция организации выполнения принятых решений, включающая в себя доведение принятого (например, образовательного стандарта) до исполнителя, учебного заведения; материально-техническое обеспечение выполнения данного решения, а также согласование данного решения с установками и потребностями личности исполнителя.

3. Функция предварительного, текущего и итогового контроля, а также координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценка ее эффективности на основании результатов.

В комплексе данные функции отражают ход и последователь­ность определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл. Каждое управленческое действие начинается с принятия ре­шения или планирования, а заканчивается итоговым контролем с анализом результативности и эффективности реализации дан­ного управленческого решения.

Разработка научных основ управления в образовании актуали­зирует вопрос о методах управления, которые выступают как спо­собы достижения поставленных целей. Первая группа мето­дов — экономические, или методы экономического стимулиро­вания, которые должны реализоваться путем претворения в жизнь важного принципа: «От каждого по способностям, каждому по труду», что на практике пока труднодостижимо. По мере совершенствования нашего общества, очевидно, будут меняться и ме­тоды экономического стимулирования педагогических работни­ков. Необходимо, чтобы эти методы соответствовали количеству и качеству труда в связи с тем, что педагогический стаж не являет­ся абсолютным показателем возможной эффективности педаго­гической деятельности. Исследования в данном направлении по­зволяют вводить оплату за категории, звания и внедренные педа­гогические инновации.

Ко второй группе методов управления образованием от­носятся организационно-распорядительские, или административ­ные, методы. Они реализуются путем регламентирования деятель­ности исполнителей, ее нормирования, инструктирования испол­нителей в форме указаний, распоряжений, приказов, требований. С помощью этих методов осуществляются подбор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются должностные инструкции. Административные методы важны и нужны, но уп­равлять только с их помощью в настоящее время нерационально и неэффективно. Применение этих методов в значительной мере способствует формированию авторитарного стиля управления, а не развитию творческих способностей членов педагогического кол­лектива.

При использовании третьей группы методов социаль­но-психологического воздействия, реализуемых в форме совета, просьбы, пожелания, требовательного и корректного распоряжения, поощрения и благодарности, возможно формирование демократического стиля управления. С помощью этих методов осу­ществляется планирование социального развития коллектива, в нем устанавливается благоприятный психологический климат, повышаются творческая активность, инициативность всех работ­ников учебного заведения, формируются групповое самосозна­ние и чувство коллективной ответственности, изучаются и осва­иваются положительные, социально значимые модели трудовой деятельности. Эти методы опираются на использование различ­ных форм коллективного и индивидуального морального поощ­рения, учитывают индивидуальные психологические особеннос­ти членов коллектива.

К четвертой группе относятся методы общественного воздействия, которые реализуются путем широкого вовлечения работников в управление, развития в нем демократических начал посредством широкого обсуждения основных проблем и их пре­одоления, охвата членов коллектива методической учебой, раз­вития в коллективе здоровой конкуренции. Использование дан­ных методов в значительной степени служит делу формирования добросовестного отношения к труду, чувства долга и ответствен­ности за порученное дело, воспитанию экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развитию обще­ственной активности преподавателей и учащихся. Эти методы в значительной степени способствуют росту приоритета личности и ее интересов, обеспечению свободы личности каждого педагога и учащегося.

Всякое управленческое воздействие является итогом конкрет­ного управленческого решения, принятого менеджером опреде­ленного уровня. При этом управленческое решение должно удов­летворять ряду требований. Во-первых, иметь целевую направлен­ность, полностью соответствовать цели управления в образова­нии. Во-вторых, быть обоснованным и иметь конкретный адрес: должно быть известно, кто будет его претворять в жизнь, и нести ответственность за эффективную реализацию. В-третьих, решение должно быть правомочным и базироваться на юридической осно­ве. Принятое решение должно быть также непротиворечивым и отражать единство, согласованность с общей системой принима­емых управленческих решений. В-четвертых, решение должно от­вечать условию конкретности времени его реализации и предус­матривать критерии эффективности реализации с учетом опти­мальности затрачиваемых сил, средств и времени. В-пятых, реше­ние должно отвечать условию актуальности и современности, быть полным, кратким, четко изложенным.
 
В целом успешное достижение руководителем образовательного учреждения целей и задач управления зависит от ряда определен­ных субъективных и объективных обстоятельств, которые условно можно разделить на три группы:
1) фактор личности руководи­теля, важнейшими составляющими которого являются: степень его подготовленности и профессионализма, целевые установки и ценностные ориентации и потребности;
2) морально-психологи­ческий климат в коллективе: стиль взаимоотношений, степень за­интересованности членов коллектива в общении;
3) материаль­но-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия, в которых протекает деятельность.


на главную

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие управления в кибернетике и гуманитарной области Управление как социально-психологическое явление Коллектив как объект управления Психологические условия управленческой деятельности Управленческая деятельность Личность управленца и эффективность управления Профессионально важные качества управленца Оценка профессионально важных качеств управленца Соотношение руководства и лидерства в системе управления