Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  Понятие управления в кибернетике и гуманитарной области  
  Управление как социально-психологическое явление  
  Коллектив как объект управления  
  Психологические условия управленческой деятельности  
  Особенности управления в системе образования  
  Управленческая деятельность  
  Личность управленца и эффективность управления  
  Профессионально важные качества управленца  
  Оценка профессионально важных качеств управленца  
  Соотношение руководства и лидерства в системе управления  
  Эффективность управления  
  Эффективность деятельности коллектива  
  Стили руководства и формы власти  
  Поведение во внешних конфликтах  
  Управление внешним конфликтом  
  Внутренние конфликты  
  Конфликтная личность  
  Психологическая защита  
  Функции психологической защиты  
  Психологическая защита руководителя  
  Групповые защитные механизмы  
  Психологические характеристики успешных руководителей  
  Опросник Г. и С. Айзенков «PEN»  
  тест «Индекс жизненного стиля»  
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

Профессионально важные качества управленца

Профессионально важные качества личности управленца — это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эф­фективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора про­фессионально важных качеств и требований, которым должен со­ответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, является весьма актуальной, так как ее исследование позволит значительно повысить эффективность диагностики и про­гнозирования оптимальной структуры личности руководителя.

К началу 50-х гг. XX в. было проведено более ста исследований, направленных на выявление индивидуальных характеристик, поз­воляющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. При обобщении данных было установлено, что чаще всего выделяются следующие черты:

1) интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы;

2) самоосознание потребности к действию и существующие моти­вы;

3) уверенность в себе, высокая самооценка компетентности и уровня притязаний.

В более поздних работах в результате изучения успешных руководителей и организаторов, в том числе в системе образования, Л.И.Уманский обозначил следующие профес­сионально важные свойства личности руководителя:

1) практически-психологическая направленность ума: овладение знаниями и гениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач;

2) психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми. Данные свойства личности Уманский рассматривает в единстве, используя для названия этой диады термин «организаторское чутье»;

3) общественная энергичность — способность личности заряжать своей энергией организуемых людей;

4) требовательность — способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

5) критичность — способность обнаружить выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей. Три последних свойства он также объединяет в целостное образование, называемое эмоционально-волевой воздейственностью руководителя.

Наконец, выделяются такие свойства личности, как склонность организаторской деятельности, потребность в данной деятельности и сценичность чувств при ее выполнении. При этом отмечается, что все указанные свойства иерархизированы, но первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой воздейственности на членов коллективов.

Очевидно, что руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требу­ется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах по­ведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе пове­дения коллектива. Однако специфика набора профессионально важных качеств руководителя зависит от вида его профессиональ­ной деятельности. Так, например, такие свойства личности, как искренность и терпимость, являющиеся профессионально важ­ными для руководителя предприятия, не совсем адекватны бух­галтеру предприятия, а способность к выполнению рутинной ра­боты будет отличать руководителя в системе бюрократического управления от руководителя коммерческого предприятия.

Как отмечается в работах последних лет, взаимное соответствие деятельности и личности руководителя характеризуется опреде­ленной динамикой. Проблема проявления и формирования ка­честв личности руководителя в его деятельности должна рассмат­риваться в непосредственной связи: деятельность эта тоже суще­ственно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих.

Осуществление управленческих функций в системе образования в первую очередь связано с управлением персоналом, являющимся основным ресурсом организации, работающей на рынке образова­тельных услуг. Менеджмент персонала включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия на человека как члена коллектива, т. е. все то, что входит в понятие социальных человеческих технологий.

Менеджмент персонала базируется на системе ценностей, но­сителями которых являются профессионалы, работающие в орга­низации, и характеризуется определенным потенциалом — сово­купностью возможностей и объемом применяемых трудовых ре­сурсов, их структурой и уровнем использования.

Управление персоналом, нацеленное на самосовершенствова­ние, обеспечивает расширение возможностей образовательного учреждения. И наоборот, если руководитель в системе образова­ния и его подчиненные сегодня умеют делать только то, что дела­ли вчера, то завтра, возможно, позиции учебного заведения на рынке образовательных услуг будут утрачены.

Менеджмент персонала формирует кадры, устанавливает сис­тему отношений между людьми, включает их в процесс коллек­тивной трудовой деятельности, поэтому его задача — расширение возможностей персонала, содействие его развитию, обучению и росту, включая продвижение сотрудников на основе планирова­ния и развития карьеры. Исходя из основных задач управления в системе образования, можно определить наиболее значимые чер­ты и свойства успешного руководителя. Профессионально важны­ми из них для управленца в системе образования являются:

1) способность к стратегическому планированию, гибкость и интуиция, лежащие в основе формирования стратегии развития организации, ее экономической политики, а следовательно, и методов управления персоналом;

2)  способность полностью реализовывать возможности сотруд­ников с помощью правильной расстановки кадров и справедливых санкций. В системе образования менеджмент должен учитывать не­обходимость удовлетворения потребности в признании, поддержи­вать и способствовать развитию и самореализации сотрудников;

3)  способность формировать коллектив и психологическую ат­мосферу в нем, адекватную профессиональной ситуации;

4)  выработка организаторских и коммуникативных свойств в связи с особенностями профессиональной педагогической деятель­ности.
К ним относятся: уверенность в себе, инициативность, воля и решительность, готовность выслушивать мнения других, коммуникабельность и коммуникативная компетентность (однако необ­ходимо помнить о недопустимости так называемого «обратного делегирования», когда сотрудник, видя доброжелательное и молчаливое расположение руководителя, пытается переложить на него свои большие и маленькие проблемы. Важное значение для успеш­ного руководителя в системе образования имеют стремление к са­моразвитию в контактах и общении и любознательность.
Самосовершенствование и творческий рост — залог успеха руководителя в организации и окружающем мире, в которых непрерывно меняются как сами люди, так и условия их деятельности); развитие самообладания и самоконтроля. Члены коллектива (подчиненные, коллеги) по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются и где по-разному удовлетворяются их потребности и ожидания. Различия могут привести к противоре­чиям, несогласию между людьми, возникновению конфликтной ситуации. В этом случае руководителю необходимы самообладание и самоконтроль, так как согласно своей роли он находится обыч­но в центре конфликта.


на главную

Коллектив как объект управления Психологические условия управленческой деятельности Особенности управления в системе образования Управленческая деятельность Личность управленца и эффективность управления Оценка профессионально важных качеств управленца Соотношение руководства и лидерства в системе управления Эффективность управления Эффективность деятельности коллектива Стили руководства и формы власти