Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  Понятие управления в кибернетике и гуманитарной области  
  Управление как социально-психологическое явление  
  Коллектив как объект управления  
  Психологические условия управленческой деятельности  
  Особенности управления в системе образования  
  Управленческая деятельность  
  Личность управленца и эффективность управления  
  Профессионально важные качества управленца  
  Оценка профессионально важных качеств управленца  
  Соотношение руководства и лидерства в системе управления  
  Эффективность управления  
  Эффективность деятельности коллектива  
  Стили руководства и формы власти  
  Поведение во внешних конфликтах  
  Управление внешним конфликтом  
  Внутренние конфликты  
  Конфликтная личность  
  Психологическая защита  
  Функции психологической защиты  
  Психологическая защита руководителя  
  Групповые защитные механизмы  
  Психологические характеристики успешных руководителей  
  Опросник Г. и С. Айзенков «PEN»  
  тест «Индекс жизненного стиля»  
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

Психологические условия управленческой деятельности

Характер общения и успешность совместной деятельности во многом определяются уровнем привлекательности партнеров по принципу: чем выше взаимная привлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями, а удовлетворенность эта может регулироваться пси­хологической совместимостью партнеров, которая порождает меж­личностную привлекательность, а также срабатываемостью. Меж­личностная психологическая совместимость — это сложный пси­хологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей. Различают структурную и функционально-ролевую совме­стимость. Под структурной подразумевается совместимость тем­перамента, характера и личностных качеств партнеров, причем полагают, что в отношении темперамента и характера действует принцип взаимной дополняемости, а в отношении личностных качеств — принцип сходства и близости. Функционально-ролевая совместимость — это соответствие представлений партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать в про­цессе общения.

Условно можно выделить четыре уровня совместимости: психофизиологический, психологический, социально-психологичес­кий и социологический. Психофизиоло­гический и психологический уровни касаются, прежде всего, осо­бенностей темперамента, мотиваций и мотивов, того, что оп­ределяет характер человека, и стереотипов его поведения. В свою очередь социально-психологический и социальный уровни пред­полагают согласование функционально-ролевых ожиданий и со­впадение интересов, жизненных ценностей и смыслов. Полную совместимость партнеров по общению и деятельности можно кон­статировать при совпадении на психофизиологическом, психоло­гическом и социально-психологическом уровнях. При полном же их несовпадении возникает психологический барьер: люди не же­лают общаться, не воспринимают друг друга, не могут сотрудни­чать ни в какой области. Психологическая несовместимость проявляется, как неспособность в критических ситуациях понять друг друга, как несинхронность психомоторных реакций и других важ­ных врожденных и приобретенных свойств личности. Однако та­кие полные совпадения или несовпадения являются редкостью, так как чаще наблюдается преимущественная совместимость ра­ботников по ряду психологических свойств, а ее уровень оцени­вается с точки зрения требований определенной деятельности.

Общепринятым считается положение о благоприятном влиянии психофизиологической совместимости на эффективность деятель­ности конвейерного типа. Сходство динамических характеристик работников, их темпераментов способствует синхронизации тем­па совместной деятельности, который имеет большое значение при поточной работе, где необходима четкая согласованность дви­жений работников. Но и в случае параллельной организации со­вместной деятельности наличие в трудовом коллективе представи­телей с различными психофизиологическими свойствами может делать общую работу эффективной.

Как следует из практики профессиональной деятельности, лица с более подвижной нервной системой, по классификации И. П. Пав­лова, обеспечивают быстрое приспособление к ситуации больших перемен; более инертные придают работе надежность, устойчи­вость в однообразных условиях; лица со слабой нервной систе­мой благодаря высокой чувствительности к едва заметным раз­дражителям обеспечивают тонкую реактивность группы; лица с сильной нервной системой заражают коллектив своей энергией. Считается, что коллективам с высокой межличностной совмес­тимостью присущи сходство ценностных ориентации и взаимодо­полняемость типов коммуникативного поведения, что может определять высокую меру сплоченности профессиональных коллек­тивов.

Сплоченность коллектива рассматривается как мера единения его членов, вызванного осознанием ими общности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества и взаимопомощи. Сплочение группы — это формирование в ней особого типа свя­зей, позволяющих заданную извне формальную структуру пре­вратить в психологическую общность. Сплоченность выражается в эмоциональной притягательности и взаимной привязанности чле­нов группы, в единстве целей и ценностей участников группово­го общения, стремлении сохранить свое групповое членство.

В психологии выделяют несколько основных параметров, влияю­щих на процесс сплочения группы, в том числе эмоциональную привлекательность ее представителей, которая определяется сход­ством членов группы между собой по возрасту, социальному, эт­ническому признакам.

Важными являются предпочитаемый группой способ взаимо­действия и ведущие социальные мотивы членов группы, а также особенности групповых целей, которые будут «работать» на спло­чение группы в том случае, если они отвечают потребностям боль­шинства и приняты им в качестве личных целей. Существенным для процесса сплочения коллектива и (или) группы может быть удовлетворенность группы и каждого члена групповой деятельно­стью и своим положением, что в большой степени зависит от характера руководства и стиля принятия решений, характерного для данной группы.

Необходимо отметить, что формированию психологической сплоченности также способствует высокая степень однородности рабочей группы по таким признакам, как пол, возраст, образова­ние, уровень квалификации. Разнородный по этим признакам кол­лектив легко распадается на несколько неофициальных однород­ных групп.

Обеспечение психологической сплоченности коллектива пред­полагает ее достижение, как на горизонтальном уровне межлично­стных отношений, так и на вертикальном уровне отношений между руководителем и подчиненным. Важным средством достижения в коллективе психологических сплоченности и совместимости по вертикали является совпадение официального статуса руководи­теля и его лидерского положения в группе, что является далеко не тривиальной задачей для большинства молодых менеджеров и Управленцев. Высокая степень соответствия властных возможнос­тей и личностно-определяемых форм общения возможна только тогда, когда руководитель, планируя действия подчиненных, рас­пределяя задания и определяя пути их выполнения, требуя со­блюдения определенных правил, одновременно способен выражать и регулировать внутригрупповые межличностные отношения, носящие неофициальный характер.
В дальнейшей работе для достижения и сохранения благопри­ятного социально-психологического климата руководителю сле­дует обращать особое внимание на поддержание с подчиненны­ми доброжелательных отношений доверия, готовности объяснять им свои действия и выслушивать их, поддерживать их интересы. Только в таких условиях возможен наиболее высокий уровень са­мовыражения, самореализации работников, их удовлетворенно­сти трудом.


на главную

Дисциплина труда и трудовые споры СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие управления в кибернетике и гуманитарной области Управление как социально-психологическое явление Коллектив как объект управления Особенности управления в системе образования Управленческая деятельность Личность управленца и эффективность управления Профессионально важные качества управленца Оценка профессионально важных качеств управленца