Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  Понятие управления в кибернетике и гуманитарной области  
  Управление как социально-психологическое явление  
  Коллектив как объект управления  
  Психологические условия управленческой деятельности  
  Особенности управления в системе образования  
  Управленческая деятельность  
  Личность управленца и эффективность управления  
  Профессионально важные качества управленца  
  Оценка профессионально важных качеств управленца  
  Соотношение руководства и лидерства в системе управления  
  Эффективность управления  
  Эффективность деятельности коллектива  
  Стили руководства и формы власти  
  Поведение во внешних конфликтах  
  Управление внешним конфликтом  
  Внутренние конфликты  
  Конфликтная личность  
  Психологическая защита  
  Функции психологической защиты  
  Психологическая защита руководителя  
  Групповые защитные механизмы  
  Психологические характеристики успешных руководителей  
  Опросник Г. и С. Айзенков «PEN»  
  тест «Индекс жизненного стиля»  
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


Работа кассиром отзывы как я стала настоящим кассиром работа.

 

 

 

Психологическая защита

Исходя из общего представления о высокой конфликтности управленческой деятельности, очевидно, что руководителю чаще многих своих сотрудников приходится попадать в ситуацию фрус­трации, под которой в психологии обычно понимают невозмож­ность осуществления поведения на основе выраженных и осозна­ваемых мотиваций. В более умеренном варианте фрустрация раз­вивается при затруднении реализации намеченных планов и по­ставленных целей. В любом случае ситуация фрустрации воспри­нимается личностью как препятствие деятельности, а также угро­за статусу и властным функциям. Как правило, фрустрационные ситуации сопровождаются отрицательными эмоциональными ре­акциями и негативными переживаниями различной степени вы­раженности, что является характерным для стресса. В зарубежных психологических исследованиях, начиная с 1960-х гг., рассматрива­ется два теоретически возможных варианта реагирования личнос­ти на стресс и фрустрацию: coping behavior (овладевающее поведе­ние) и defensive behavior (защитное поведение). В исследованиях по социальной и клинической психологии, а также психоанали­тических работах описаны две противоположные стратегии или два стиля реагирования в сложных жизненных обстоятельствах, которые характеризуют поведение нормальных и психически здо­ровых людей.

Овладевающий стиль, или овладевающее поведение, результат действия механизмов эмоциональной и рациональной регуляции чело­веком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответ­ствии со своими целями. Данный стиль реагирования на препят­ствия и стресс может сформироваться, если личность относительно успешно самоактуализирована, т. е. ее жизненный путь складывал­ся в согласии с собственными планами и целями. Чем выше уро­вень самоактуализации, тем вероятнее проявление овладевающе­го стиля в стрессорных ситуациях. Довольно часто овладевающий стиль связывают исключительно с развитыми когнитивными, ра­циональными по существу способами реагирования на трудную или неожиданную ситуацию. Однако можно показать эксперимен­тально, что большой вклад в формирование этого эффективного и преобладающего у успешных руководителей стиля вносят меха­низмы волевой саморегуляции или эмоциональной компетентно­сти. Последняя рассматривается как развитая способность личности к оптимизации связей между целенаправ­ленным поведением и силой эмоциональных реакций. Эмоцио­нальная компетентность опирается на возможность использова­ния силы положительных эмоций (уверенности в себе, удовольствия от риска или творчества) для овладения нестандартной или трудной ситуацией, а также на конструктивное применение энер­гии негативных эмоций как сигнала о неудовлетворенных мотива­циях и необходимости изменения своего поведения. Формирова­ние эмоциональной компетентности и волевого самоуправления, которое включает в себя способность к осознанной трансформа­ции мотивов поведения в пользу наиболее значимых или страте­гических целей, отражает историю успешной деятельности лич­ности, в том числе руководителей и лидеров. В свою очередь раз­витые волевые качества и сформированные способы эмоциональ­ной саморегуляции усиливают вариативность и разнообразие по­ведения личности, делают человека более свободным от ситуа­тивных обстоятельств, более самоактуализированным и социаль­но более зрелым.

Конкретными и частными формами овладевающего поведения называют сотрудничество и соперничество. Причем применение этих двух различающихся по степени эффективности форм реаги­рования в конфликте определяется индивидуально-типологичес­кими особенностями человека. Сотрудничество чаще всего фор­мируется у личностей с высокой энергичностью и сниженной социальной эмоциональностью (Русалов В. Н., 1990), которые мож­но оценить по опроснику ОСТ, а также самопринятием, адекват­но высокой самооценкой и интернальным локусом контроля по Роттеру. Использование соперничества (или конкуренции) как формы овладения ситуацией возможно на основе таких индивид­ных и личностных свойств, как высокая эргичность и социальная эмоциональность, ожидание негативных отношений со стороны партнеров в сочетании с экстернальным локусом контроля. У ус­пешных руководителей в конфликтной ситуации чаще всего про­является сотрудничество в виде основной формы поведения или сотрудничество вместе с соперничеством, но никогда соперниче­ство (в виде исключительного стиля овладения ситуацией) не дает личности возможности длительного успеха в реализации своих планов, так как вызывает у партнеров ответную реакцию такого же стиля и порождает соответственно длительный конфликт.

Этим активным предметно-ориентированным способам реаги­рования противопоставляются субъективно-ориентированные сти­ли поведения в стрессе и конфликте. Такие варианты реагирова­ния заставляют личность жертвовать борьбой за собственные или групповые цели в угоду сохранения эмоциональной стабильности и комфорта. Подобный стиль реагирования на стресс напрямую связан с функционированием системы психологической защиты личности.
Впервые упоминание о психологической защите как особом механизме, ослабляющем напряжение интрапсихического конф­ликта между бессознательными импульсами и интериоризированными требованиями внешней среды, принадлежит З.Фрейду в работах конца XIX в. С тех пор изучение эгозащитных процессов (психологической защиты) стало одним из основных теоретичес­ких вопросов психоанализа, который внес большой вклад (при­знаваемый сейчас не только психологами, но и педагогами) в изучение системных механизмов управления поведением челове­ка, неподвластных рефлексивному и волевому контролю. После­дователи З.Фрейда — А.Фрейд, К.Левин, Т.Шибутани — опи­сали условия включения психологической защиты, ее цели и функции. В отечественной психологии эта тема долгое время была практически закрыта в основном по идеологическим соображе­ниям, однако ряд исследователей в СССР, а потом в России изу­чали психические процессы, близкие по существу к эгозащитным механизмам. Самым известным из них был Ф.Бассин, по­святивший много времени исследованию установки. В настоящее время в отечественной психологии появляются работы по вопро­сам влияния психологической защиты на процессы социальной адаптации и развития личности, на формирование тех или иных вариантов девиантного поведения и нервно-психологических расстройств.


на главную

Содержание и формы конфликтов Поведение во внешних конфликтах Управление внешним конфликтом Внутренние конфликты Конфликтная личность Функции психологической защиты Психологическая защита руководителя Групповые защитные механизмы Психологические характеристики успешных руководителей Анкета Р.Томаса