Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  Понятие управления в кибернетике и гуманитарной области  
  Управление как социально-психологическое явление  
  Коллектив как объект управления  
  Психологические условия управленческой деятельности  
  Особенности управления в системе образования  
  Управленческая деятельность  
  Личность управленца и эффективность управления  
  Профессионально важные качества управленца  
  Оценка профессионально важных качеств управленца  
  Соотношение руководства и лидерства в системе управления  
  Эффективность управления  
  Эффективность деятельности коллектива  
  Стили руководства и формы власти  
  Поведение во внешних конфликтах  
  Управление внешним конфликтом  
  Внутренние конфликты  
  Конфликтная личность  
  Психологическая защита  
  Функции психологической защиты  
  Психологическая защита руководителя  
  Групповые защитные механизмы  
  Психологические характеристики успешных руководителей  
  Опросник Г. и С. Айзенков «PEN»  
  тест «Индекс жизненного стиля»  
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


Мебель Юниор сокме: мебель сокме.

 

 

 

Внутренние конфликты

Значительно менее известны характеристики и причины внут­ренних конфликтов, которые были предметом психоанализа и впер­вые описаны З.Фрейдом в качестве реакции индивида на социальный запрет реализации импульсивных форм поведения в первые детские годы. По мнению последователей Фрейда, источ­ником внутренних конфликтов являются внешние конфликты в первые годы жизни и развития. Они проявляются как разнонаправ­ленные побуждения ребенка, противоречия в его самооценках, а также противоречия уровня притязания и возможностей. Внутрен­ние конфликты можно рассматривать как своеобразные интерио-ризированные внешние конфликты, с которыми ребенку не уда­лось в свое время успешно справиться. Согласно психоаналитической концепции, первые нерешенные детские конфликты глубоко погружаются в подсознательное, формируя базу для тревожности и страхов, которые затем могут действовать на уровне плохо осозна­ваемых механизмов всю уже взрослую жизнь. В формировании внутренних конфликтов совершенно очевидна позиция взрослых, ко­торые являются ведущими партнерами по общению детей дош­кольного возраста. От степени тактичности и доброжелательности значимых взрослых зависит то, в какой мере неизбежные запреты на импульсивные действия дошкольника и не в меньшей степени принуждения ребенка к социально приемлемым способам поведе­ния (по существу совпадающие с принятыми в обществе ролями) воспринимаются им без протеста и страха агрессивных действий со стороны взрослых. Если воспитательные действия взрослого не сти­мулируют проявление мотиваций активно- или пассивно-оборо­нительного поведения, то, вероятно, уменьшается степень риска формирования внутренних конфликтов, так как в этом случае не возникают внешние конфликты.

Существенным источником внутренних конфликтов могут быть противоречия в оценках взрослыми поступков ребенка, что, в ко­нечном счете, приводит к противоречивой системе самооценок. В медицинской психологии хорошо известен факт, связывающий формирование невротической личности в условиях противоречи­вых стилей воспитания в семье, когда один из родителей потакает слабостям ребенка, другой же за это наказывает.

По мере взросления дошкольника возрастает удельный вклад в социализацию ребенка общения со сверстниками, где бы оно ни происходило: в государственном дошкольном учреждении, в се­мье, с братьями и сестрами или во дворе. Это еще один источник внешних конфликтов, которые значат для развития ребенка боль­ше, чем полагают педагоги и психологи. Внешние конфликты дош­кольника и младшего школьника со сверстниками, как правило, возникают либо на базе прагматических мотивов, когда необхо­димо, например, отстоять свою территорию или игрушку, либо на базе мотивации самоутверждения в ситуации претензий на лидерскую позицию. Не имея необходимого опыта решения этих жизненно важных задач и, самое главное, не имея советчика и защитника интересов в лице своей матери, ребенок в ситуации внешнего конфликта очень легко применяет методы прямого воз­действия на партнеров. В детской психологии известно, что драки детей в дошкольном возрасте являются типичным способом раз­решения конфликтов, как между девочками, так и между мальчи­ками. В драке всегда есть победитель и побежденный, у которых совершенно различные исходы этих конфликтов и их влияние на дальнейшее развитие личности. У победителей закрепляется ус­пешный способ решения своих проблем с помощью открытого межличностного конфликта, у побежденных этот способ, естественно, тормозится в своем развитии, и на базе негативного со­циального опыта формируются внутренние конфликты между обычными для детского возраста желаниями и страхом (тревогой в более позднем возрасте) не реализовать свои желания.

Как крайние варианты нехорош ни тот и ни другой способ поведения в конфликтных ситуациях. Каждый ребенок должен иметь опыт победы и проигрыша при столкновении своих инте­ресов и интересов других детей. Умные взрослые, наблюдая конф­ликты детей, не прерывают и не блокируют развитие ситуации до тех пор, пока она не становится опасной для кого-нибудь из них, что само по себе встречается крайне редко. От взрослого наблюда­теля в данном случае требуется постконфликтное взаимодействие с детьми с целью компенсировать горечь проигрыша с помощью разъяснения причин неуспеха, а также формирования чувств спра­ведливости и самокритичности у победителя. Естественно, педа­гогическая тактика по отношению к детям в этих ситуациях очень различна и требует не только знаний, но и хорошо развитого нрав­ственного чувства. Большинство же взрослых легко становятся на позицию карателя и ментора, стараясь не допустить прямого стол­кновения интересов и тем самым, нанося непоправимый урон в формировании личности ребенка, так как без практики конф­ликтного поведения не обходится ни один полноценный в соци­альном отношении человек. Если дошкольник не пройдет успеш­но стадию первых своих социальных конфликтов, то отсутствие этого опыта приводит к развитию различных акцентуаций харак­тера или неврозу.

Развитие внутренних конфликтов в онтогенезе, как известно, проходит не линейно, а имеет ряд максимумов своих проявлений. Неравномерный характер социального развития человека описан в нескольких хорошо известных системах. Например, большую популярность получила концепция Фрейда, связывающая причи­ны и конфликты ребенка с определенными фазами психосексу­ального развития. Э. Эриксон делает акцент на относительной сво­боде ребенка при прохождении определенных кризисных фаз в своем развитии. Первые два кризиса, по представлению Эриксона, (см.: Ярошевский М.Г., 1996), связаны с выбором ребенком пози­ции доверия или недоверия к миру и вслед за этим самостоятель­ности и активности в освоении мира или пассивности и зависи­мости. Очевидно, что отрицательный выбор, как в первом, так и во втором случае связан с негативным опытом общения и служит причиной внутренних конфликтов, основанных на заниженной самооценке и неуверенности в своих возможностях. Л. С. Выготский, создав свою типологию кризисов психического развития че­ловека, подчеркивал особую значимость социальной ситуации развития в формировании новообразований личности. Не рассмат­ривая специально психологические основания внутренних конфликтов, Выготский в своем понимании социальной ситуации раз­вития вскрывал причины положительного прогрессивного развития личности, которые основаны на необходимости взрослых изменить систему отношений и оценок поведения взрослеющего и изменяющегося ребенка. Социальная ситуация развития наиболее полно влияет на формирование личности именно в периоды кри­зисов, когда несоответствие возможностей ребенка, его притяза­ний и санкций на самореализацию этих возможностей порождает внешние конфликты со стороны близких взрослых, а затем в слу­чае неуспеха результаты этих конфликтов перерастают во внут­ренние конфликты. В настоящее время уже существует определен­ное убеждение, что формирование личности человека проходит ряд кризисных зон, в которых обостряются внешние конфликты и, как следствие этого процесса, формируются качественно но­вые внутренние конфликты. Возможно, что фазы интенсивного формирования внешних и внутренних конфликтов в онтогенезе не совпадают по времени.

Необходимо отметить, что в основных работах, которые обыч­но цитируют по данному вопросу, не рассматриваются механиз­мы формирования внутренних конфликтов у взрослых людей, уже прошедших через те основные возрастные кризисы, когда интен­сивно изменяются самооценки и вследствие этого возникают новые внутренние конфликты. В последние десятилетия в акмеологии появилось достаточно работ, свидетельствующих о личност­ных трансформациях в связи с кризисами зрелого человека. Эти кризисы, как правило, касаются двух сфер жизнедеятельности: семейно-личных отношений и профессиональной деятельности.

Самыми общими причинами внутренних конфликтов у взрос­лых людей с определенной структурой личности являются возни­кающие противоречия в мотивационно-потребностной системе. Появление этих новых противоречий может быть социально де­терминировано за счет противоречивых предложений или требо­ваний. Например, такие противоречия могут возникнуть в связи с предложением выгодного длительного контракта за рубежом, когда возникает необходимость разрыва связей с родными и близкими. Если кто-нибудь из семьи (муж, жена, дети) открыто возражают против такой длительной разлуки или кто-нибудь из них серьезно болен и поэтому нуждается в уходе и внимании, то вероятность внутреннего конфликта велика, так как придется совершить аль­тернативный выбор из двух сценариев развития событий. Глав­ное в этой ситуации заключается в том, что любой выбор будет иметь длительные последствия и отставленные эффекты при лю­бом исходе событий. Эта схема формирования новых внутренних конфликтов универсальна, так как взрослому человеку в течение своей жизни приходится довольно часто выбирать из двух одина­ково значимых событий с различными исходами. Неверный выбор может оказаться началом трудного периода жизни со всеми вытекающими событиями: болезнями, разрывами эмоционально-значимых отношений и, наконец, внешними конфликтами.

Профессиональная деятельность руководителя полна потенци­альных и актуальных внешних конфликтов. Далеко не во всех слу­чаях руководитель правильно организует свое поведение и выхо­дит из них победителем. Повторяющиеся неудачи и переживание неуспеха подрывают веру в себя, у руководителя возникает одна из наиболее распространенных форм внутреннего конфликта — между целями и мотивами, с одной стороны, и чувствами неуве­ренности и тревоги за возможный исход развития событий — с другой. Если человек не рискнул побороться с собой, то чувства эти потребуют активации плохо осознаваемых механизмов психо­логической защиты, что может изменить систему ценностей и мотивов, а затем и социальное поведение, в том числе в профес­сиональной сфере.

Таким образом, у руководителя, как и у любого обычного че­ловека, ситуация внутренних трудностей так же предполагает две различные тактики поведения: преодоление внутреннего конф­ликта или включение защитных механизмов и формирование за­щитного поведения. Человек, преодолевающий внутренние пре­пятствия и вступающий в борьбу с собой, имеет шанс на победу и, как следствие ее, на дальнейший личностный рост и развитие. Лидер, неспособный на овладевающее поведение в ситуации внут­ри психического конфликта, закладывает фундамент под начало снижения эффективности своей управленческой деятельности вместе с трансформацией в личность неуспешного руководителя.

Как показывают результаты психологического обследования больных неврозами или психосоматическими болезнями — вегетососудистой дистонией, гипертонией, астмой и т.д., — неспо­собность осознать наличие внутреннего конфликта и дальнейшая невозможность справиться с собой являются причиной жизнен­ных неудач и пусковым стимулом начала заболеваний. Внутрен­ние конфликты не только угрожают эффективности управленчес­кой деятельности, но и лишают человека здоровья в том случае, если его личность недостаточно зрелая для того, чтобы справить­ся с внутренней проблемой. Многое в этой драматической ситуа­ции объясняется плохой осознанностью содержания внутреннего конфликта, которое закрывается от личности функционировани­ем психологической защиты. Качество системы такой защиты оп­ределяет специфику реакции личности на внутренние затрудне­ния, о чем речь пойдет в следующих разделах книги.
Наличие нерешенных внутренних конфликтов и значительная частота внешних связаны с высокой конфликтностью личности, которая потенциально готова к противостоянию со своими парт­нерами по общению и профессиональной деятельности.


на главную

Эффективность деятельности коллектива Стили руководства и формы власти Содержание и формы конфликтов Поведение во внешних конфликтах Управление внешним конфликтом Конфликтная личность Психологическая защита Функции психологической защиты Психологическая защита руководителя Групповые защитные механизмы