В соответствии с концепцией самодвижения, саморазвития, самоуправления [4] объекты природы и социума порождаются средой и развиваются под ее воздействием. Однако с некоторого времени объекты развития начинают неадекватно реагировать на внешнюю среду. Они имеют потенциал к саморазвитию и, следовательно, к самоуправлению.
Человек, персонал организации — объект целостный, обладающий сложной внутренней структурой. В силу процессов самоорганизации в нем усложняются связи между компонентами его целостности или происходит диалектический цикл индивидуального развития. Так как человек — сложная многоуровневая биосоциальная и духовная система, то происходящий цикл развития, в результате которого более высокие уровни достигаются качественно разными стадиями развития, осуществляется развертыванием его внутреннего содержания. В случае нереализации потенциала саморазвития усложнение и интеграция структурных элементов идут до определенного предела. Процесс развития определяется внутренними источниками самодвижения материи. Это результат внутреннего противоречия, когда человек — и субъект и объект собственной деятельности. Как продукт общества и культуры он реализует собственную потребность и субъективную волю.
Развитие человека связано с его проблемно ориентированной рефлексией, т. е. осознанием проблемной ситуации и мыслительной организацией ее решения. При общем онтологическом (сущностном воззрении на объект развития, позволяющем осуществлять объектно-каузальный анализ) подходе к обсуждению проблемы развития необходимо:
• совместить механизм развития с механизмами рефлексии, мышления и деятельности;
• включить онтологическое рассуждение в мышление в целом, мышление — в рефлексию, сопровождаемую сознанием, самосознанием и волей, а рефлексию — в целое меняющейся деятельности;
• свести онтологическое в мышлении к объектной интерпретации синтетического предиката (значение или понятие, не зависящее от особенностей мыслящего), если он претендует на заместительное представление о целостности того, о чем идет речь, т. е. о целостности универсумального типа.
Содержанием представлений об объекте развития выступает цикл его бытия. Сущность объекта развития предопределяет ее проявления в тех или иных условиях среды. Результат функционирования развивающегося объекта — определенная форма движения к новому — форма развития (рис. 1.3). Содержанием ее является изменение развивающегося объекта, составляющего вместе с формой процесс развития. Форма развития как устойчивая связь составляющих его изменений детерминирует характер изменений, повторяет апробированные в прошлом и фиксирует способы возникновения нового, проявляется в форме законов, структуры, организации развития.
Функционирование и развитие сложноорганизованных систем предполагает их внутреннюю и внешнюю детерминацию. В сложных самоуправляемых системах отмечается самодетерминация, характеризующаяся целесообразной направленностью активности, требующей соответствующей стратегии для сохранения устойчивости системы. Сложноорганизованная самоуправляющаяся система сохраняет устойчивость посредством извлечения из окружающей среды информации, энергии и вещества. В "развитии формы" есть шаг самоактуализации сущности, меняющий внутренние условия для реагирования на внешние. Сущностная картина развития объекта, построенная псевдогенетически (мыслительной реконструкцией линии развития), показывает путь развития, выступает средством "обнаружения" шага в развитии.
Что создает потребность в развитии? Обратимся к онтологическому анализу. Как устроен организм человека? Упрощая и абстрагируя, можно сказать, что организм есть "нечто", обладающее как своей формой (план устройства), так и морфологией (то, из чего оно состоит). Форма дает определенность морфологии (см. рис. 1.3).
В контексте развития профессиональных качеств персонала, особенно управленческого, механизм рефлексивной самоорганизации человека становится ведущим в его самосовершенствовании.
Деятельность персонала организации происходит в соответствии с должностными инструкциями, планами выполнения работ, технологиями производства товаров или услуг. Эта нормативная деятельность имеет определенные формы, например, бригадная форма организации труда или функциональные, технологические формы кооперации (разделения) труда. Для исследования управленческой деятельности по развитию персонала выделяется сущность развития абстрагированием от конкретного труда.
|