Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ

В энциклопедическом словаре понятие "человек", феномен чело­века представлено во множестве измерений — космическом, биолого-медицинском, социальном, культурном, познавательно-психологи­ческом, этическом, экзистенциальном, темпоральном и футорологическом [4].

Исходя из существующих теорий, человек управляется информа­цией, информационными воздействиями, поэтому рассмотрим ос­новные элементы, задействованные в этом процессе. Под информа­цией понимают сообщение, сведение, меру организации человека как системы и, в соответствии с точкой зрения физика Д. Вейцзекера, — определенную меру множества форм. При этом мерой материи, движения и формы является масса, энергия и информация, источни­ком информации — форма. Ранее (рис. 1.5; 1.6) было показано, что управление развитием предполагает изменение формы процесса ин­формационного воздействия. Рассмотрим существующие концепту­альные модели человека, позволяющие понять особенности управ­ления его развитием (табл. 1.2).

Из анализа табл. 1.2 следует, что человек — феномен. Многие ученые не делают различия между понятиями "индивид" и "лич­ность". Это недопустимо при рассмотрении фундаментальных проблем человеческой экзистенции. Биологи и медики не учиты­вают социальные характеристики, гуманитарии упускают культур­ные особенности человека. Единство духовной и физической сто­рон развития человека проявляется при управлении развитием своей культурой.

Человек связан со средой природными, общественными, этничес­кими, экономическими, биологическими, физическими, космичес­кими связями. Как продукт длительной биологической эволюции, воспроизводящей в информационном аспекте развитие Вселенной, человек в закодированном виде отражает в себе последовательность истории Космоса, являясь одновременно продуктом социальной эволюции. Как объект управления развитием требует комплексного изучения, опираясь на представление о человеке как целостном кос-мопланетарном явлении. Это позволит учесть, что формирование биологических черт человека происходило во взаимодействии с культурой, а этнические, религиозные и другие обычаи — во взаимо­действии с природной средой. При этом социальное развитие не про­тивостоит физическому, космическому и биологическому, а содер­жит возможности ее универсального социально-деятельного разви­тия. Природа человека инвариантна природе общества, и оно формирует его в зависимости от системы базовых и индивидуаль­ных ценностей, следов космофизической, биогенетической и социо­культурной эволюции.

Для управления развитием людей в обществе создаются условия, формируется среда для саморазвития, а в производственных органи­зациях осуществляется управленческая деятельность по реализации кадрово-экономической функции исходя из следующих концепту­альных подходов к управлению персоналом:

     трудовые ресурсы (человек — рабочая сила и формируются его производственные навыки и умения);

     управление персоналом (человек — должность и развиваются его навыки и умения в выполнении функциональных обязан­ностей);

     управление человеческими ресурсами (человек — особый ресурс и развиваются его профессиональные способности, соответству­ющие природным задаткам, склонностям);

     управление социальным человеком (человек — самоорганизую­щаяся, самоуправляющаяся система и развиваются его способ­ности к самоуправлению своим развитием).


 

Название концепции развития (автор)

Общая характеристика модели

Особенности для учета в процессе управления развитием

1

2

3

Человек как микрокосмос о 6 щ е с т в а (М. Т. Степа-пянц)

Модель, согласно которой чело­век воспроизводит в сжатом виде мир общества. Социальные отно­шения — основа развития челове­ка. Механизм целостного разви­тия личности (или интегрального человека) состоит во взаимопро­никновении, взаимопревращении общества и личности, основан­ном па соотношении социального "макрокосма" и индивидуального "микрокосма". Человек в "миниа­тюре" воспроизводит потенци­альное богатство социального ми­ра. Интегральный человек наце­лен на установление гармонии с природным и социальным миром

Формирование человека осущест­вляется в рамках социального механизма и условиях гуманного, демократического общества: 1) общество образует личностные отношения, а универсальная лич­ность одновременно создает отно­шения этого общества; 2) лич­ность начинает проявлять свои ранее нераскрытые потенции, стремится к совершенствованию. Поскольку мировой хаос никог­да не преодолевается, а лишь ог­раничивается возникающим из него космосом, "малый" космос, каковым является человек, не может до конца победить хаоса собственных страстей, а потому путь совершенствования безгра­ничен

Человек как субъект общественных отношений — носитель и организатор отношений в обществе

Общество есть способ существова­ния человека; деятельность чело­века определяется "архитектурой" социальной    действительности. Посредством социальных струк­тур очерчиваются контуры челове­ческого бытия. "Каждый человек — это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история" (И. В. Гете).

Анализ архитектоники социаль­ного мира позволяет проникнуть в глубины природы человека, яв­ляющегося ядром общественно-исторического процесса, а все со­циальные отношения, образую­щие сеть социальных связей, есть человеческие отношения. Человек выступает субъектом всех общественных отношений в системе общественных связей.

Характеристика концептуальных моделей человека [4]


 

1

2

3

 

Человек в процессе трудовой дея­тельности создал для себя прин­ципиально новую материальную и духовную среду и самого себя. В человеке интегрированы все значимые черты его космобиопсихо-социокультурной природы

Человек — результат своей дея­тельности, а его мир — воплоще­ние человеческой природы, соци­альной истории, культуры. Чело­век является системой объективированных взаимоотношений индивидов, живой деятельности, миром развития сущностных сил

Человек   как микрокосмос

В человеке в закодированном виде представлена последовательность истории нашей Вселенной, а эво­люция живого вещества земной биосферы рассматривается как ми­ниатюрное повторение эволюции Космоса. Человек — закономерный итог развития биоссферы, поэтому на всех иерархических уровнях его организации — от молекулярного до органного — проявляется дви­жение от хаотических структур особого рода (структур детермини­рованного хаоса) к более упорядо­ченным. Хаотические системы ор­ганизма функционируют в широ­ком диапазоне условий, легко адаптируются к изменениям и да­ют тем самым возможность гибко приспосабливаться к предсказуе­мым изменениям внешней среды

Организм человека функциони­рует как своеобразное единство хаотических и упорядоченных процессов, начиная с молеку­лярного уровня. Человек появ­ляется из "клубка" всех систем, обусловливающих возникнове­ние и эволюцию биосферы, как вихрь, в котором сходятся все системы различных порядков жизни, как их "узел". Процессам в организме (управляемым нервной системой), свойственна хаотическая динамика с принци­пами нелинейного детерминиро­ванного хаоса

Человек как уникальное существо

Уникальность человека обуслов­лена совокупностью ряда пара­метров психики, позволяющей: 1) оперировать образами и понятия­ми; 2) познавать структуру мира и строить его модели; 3) соблюдать определенные моральные нормы поведения; 4) самосознавать (саморефлексия) собственное суще­ствование и смерть

Установлен участок коры боль­ших полушарий человеческого мозга, управляющий понятий­ной стороной речи (точнее, учас­ток, повреждение или электро­стимуляция которого вызывает нарушения в семантической или грамматической структуре выс­казывания)

Материа­листическая концепция (Ф.  Бэкон, 'Г Гоббс и Дж.   Локк, К. Гельвеций,

Человек предстает не просто как отдельная личность, а как дея­тельный член общества. Фиксиру­ется взаимосвязь между личностью и обществом, индивидом и куль­турой. Человек настолько слож­ная машина, что совершенно не-

Человек может обрести власть над природой только благодаря разви­тию знания

1

2

3

П. Гольбах, Л- Дидро, Ж. Ламетри и др.)

возможно составить себе о пей яркое представление, а затем дать точное определение

 

Трансперсо­нальная кон­цепция чело­века (переживающего запредель­ный опыт) (С. Греф)

Повое представление о психике, холистский подход к ней, не реду­цирующий на "эго", разум и чувства. Психика подобна пира­миде, причем доступна исследо­ванию только вершина, а "основа­ние" теряется в глубинах Космо­са. Гели традиционная модель психиатрии и психоанализа стро­го персоналистична и биографич­на, то современные исследования сознания открывают новые уров­ни, сферы и измерения, показы­вают, что человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной. Это окончатель­но разрушает концепцию "разум человека — чистая доска". Фор­мулирует всеобъемлющий ин­тегрированный взгляд па приро­ду человека и Космоса

Как альтернативная стратегия трансиерсоиальная психология может преодолеть кризис совре­менного общества и способство­вать развитию новой научной парадигмы, признающей роль сознания и творческого разума во Вселенной, союз разума и те­ла, изучающей человека в его сложном межличностном, межкультурпом, экологическом и космическом контексте

Философско-антронологический под­ход к челове­ку (М. Шелер, X. Плесиср)

Рассматривает человека на осно­ве единства естествознания и обществознания, стремится анали­зировать на основе сочетания наук о природе и о духе (естест­вознания и обществознания). Считается, что: 1) принципиально невозможно дать дефиницию понятия "человек", ибо такого рода определение означает отри­цание свободы и многообразия его; 2) человек рассматривается как микрокосмос, что позволяет из одних и тех же категорий выстраивать и систему мирозда­ния, и учение о человеке

Человек является человеком благодаря духовности, состав­ными частями которой высту­пает разум, "узрение сущности" (созерцание) и эмоциональные и волевые акты (доброта, лю­бовь, раскаяние, благоговение). Личность является носителем всех духовных актов

1

2

3

 

главная особенность человека — разнообразие и уникальность; 2) человеческая личность есть сово­купность  систем;   3)   личный смысл — интегративиая цель. Личность — это целенаправлен­ная суперсистема, важнейшей интегративной целью которой явля­ется личный смысл. "Быть чело­веком — значит, прежде всего, искать смысл жизни"; 4) люди создали множество образов своего "Я", и каждый из этих образов определяется приверженностью определенному стилю и ценнос­тям; 5) ключевой ролью образа своего "Я" в мыслях и действиях индивида. Человек предстает в виде целостной системы, нераз­рывно связанной с окружающим социальным миром

ированию образов своего "Я" и оказывает влияние на мысли и действия человека. Аналогично формируются  представления культуры о природе человека, постижение действительности и последующее влияние на мысли и действия социальных групп. Образы своего "Я" порождаются связями между: взаимодействи­ем стилевой и ценностной сис­тем образа своего "Я" и эмпири­ческим, внутренним — рацио­нальным "Я". Ответы на первый вопрос определяют мировоззре­ние, на второй — стили жизни, на третий — образы своего "Я". Последний определяет и миро­воззрение и стиль жизни

Экзистенци­альное пони­мание челове­ка (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Л. Камю, Ж. 11. Сартр и др.)

Человек — самоцепная и неповто­римая личность, познание которо­го возможно только благодаря ин­туитивному переживанию. Паука принципиально не может познать человека, ибо она связана лишь с частными аспектами человеческо­го существования. Основные поло­жения: 1) психика, сознание не мо-1-ут быть сведены к физиологичес­ким  механизмам;  2)  действие человека всегда оказывает влияние на окружающий мир; 3) для чело­века характерно "рефлектирую­щее" сознание, позволяющее выс­вободиться из ситуации;4)человек не может рассматриваться изоли­рованно от окружающего мира; 5) подлинная ценность человека сос­тоит в его исторической исключи­тельности и незаменимости

Анализ положений подхода к личности показывает: 1) вполне справедливо утверждение, что "мыслит человек, а не мозг"; 2) значимость действия фиксирует, что познавательной функцией обладает не ощущение, а воспри­ятие человека; 3) человек имеет бодрствующее сознание, отража­ющее   существующую   реаль­ность, и рефлектирующее, отра­жающее восприятие этого мира; 4) первостеиениость внутреннего мира индивида и его связи с внешним миром только через переживание; 5) экзистенциаль­ный характер человека проявля­ется в пограничных ситуациях



на главную