В энциклопедическом словаре понятие "человек", феномен человека представлено во множестве измерений — космическом, биолого-медицинском, социальном, культурном, познавательно-психологическом, этическом, экзистенциальном, темпоральном и футорологическом [4].
Исходя из существующих теорий, человек управляется информацией, информационными воздействиями, поэтому рассмотрим основные элементы, задействованные в этом процессе. Под информацией понимают сообщение, сведение, меру организации человека как системы и, в соответствии с точкой зрения физика Д. Вейцзекера, — определенную меру множества форм. При этом мерой материи, движения и формы является масса, энергия и информация, источником информации — форма. Ранее (рис. 1.5; 1.6) было показано, что управление развитием предполагает изменение формы процесса информационного воздействия. Рассмотрим существующие концептуальные модели человека, позволяющие понять особенности управления его развитием (табл. 1.2).
Из анализа табл. 1.2 следует, что человек — феномен. Многие ученые не делают различия между понятиями "индивид" и "личность". Это недопустимо при рассмотрении фундаментальных проблем человеческой экзистенции. Биологи и медики не учитывают социальные характеристики, гуманитарии упускают культурные особенности человека. Единство духовной и физической сторон развития человека проявляется при управлении развитием своей культурой.
Человек связан со средой природными, общественными, этническими, экономическими, биологическими, физическими, космическими связями. Как продукт длительной биологической эволюции, воспроизводящей в информационном аспекте развитие Вселенной, человек в закодированном виде отражает в себе последовательность истории Космоса, являясь одновременно продуктом социальной эволюции. Как объект управления развитием требует комплексного изучения, опираясь на представление о человеке как целостном кос-мопланетарном явлении. Это позволит учесть, что формирование биологических черт человека происходило во взаимодействии с культурой, а этнические, религиозные и другие обычаи — во взаимодействии с природной средой. При этом социальное развитие не противостоит физическому, космическому и биологическому, а содержит возможности ее универсального социально-деятельного развития. Природа человека инвариантна природе общества, и оно формирует его в зависимости от системы базовых и индивидуальных ценностей, следов космофизической, биогенетической и социокультурной эволюции.
Для управления развитием людей в обществе создаются условия, формируется среда для саморазвития, а в производственных организациях осуществляется управленческая деятельность по реализации кадрово-экономической функции исходя из следующих концептуальных подходов к управлению персоналом:
• трудовые ресурсы (человек — рабочая сила и формируются его производственные навыки и умения);
• управление персоналом (человек — должность и развиваются его навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей);
• управление человеческими ресурсами (человек — особый ресурс и развиваются его профессиональные способности, соответствующие природным задаткам, склонностям);
• управление социальным человеком (человек — самоорганизующаяся, самоуправляющаяся система и развиваются его способности к самоуправлению своим развитием).
Название концепции развития (автор) |
Общая характеристика модели |
Особенности для учета в процессе управления развитием |
1 |
2 |
3 |
Человек как микрокосмос о 6 щ е с т в а (М. Т. Степа-пянц) |
Модель, согласно которой человек воспроизводит в сжатом виде мир общества. Социальные отношения — основа развития человека. Механизм целостного развития личности (или интегрального человека) состоит во взаимопроникновении, взаимопревращении общества и личности, основанном па соотношении социального "макрокосма" и индивидуального "микрокосма". Человек в "миниатюре" воспроизводит потенциальное богатство социального мира. Интегральный человек нацелен на установление гармонии с природным и социальным миром |
Формирование человека осуществляется в рамках социального механизма и условиях гуманного, демократического общества: 1) общество образует личностные отношения, а универсальная личность одновременно создает отношения этого общества; 2) личность начинает проявлять свои ранее нераскрытые потенции, стремится к совершенствованию. Поскольку мировой хаос никогда не преодолевается, а лишь ограничивается возникающим из него космосом, "малый" космос, каковым является человек, не может до конца победить хаоса собственных страстей, а потому путь совершенствования безграничен |
Человек как субъект общественных отношений — носитель и организатор отношений в обществе |
Общество есть способ существования человека; деятельность человека определяется "архитектурой" социальной действительности. Посредством социальных структур очерчиваются контуры человеческого бытия. "Каждый человек — это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история" (И. В. Гете). |
Анализ архитектоники социального мира позволяет проникнуть в глубины природы человека, являющегося ядром общественно-исторического процесса, а все социальные отношения, образующие сеть социальных связей, есть человеческие отношения. Человек выступает субъектом всех общественных отношений в системе общественных связей. |
Характеристика концептуальных моделей человека [4] |
1 |
2 |
3 |
|
Человек в процессе трудовой деятельности создал для себя принципиально новую материальную и духовную среду и самого себя. В человеке интегрированы все значимые черты его космобиопсихо-социокультурной природы |
Человек — результат своей деятельности, а его мир — воплощение человеческой природы, социальной истории, культуры. Человек является системой объективированных взаимоотношений индивидов, живой деятельности, миром развития сущностных сил |
Человек как микрокосмос |
В человеке в закодированном виде представлена последовательность истории нашей Вселенной, а эволюция живого вещества земной биосферы рассматривается как миниатюрное повторение эволюции Космоса. Человек — закономерный итог развития биоссферы, поэтому на всех иерархических уровнях его организации — от молекулярного до органного — проявляется движение от хаотических структур особого рода (структур детерминированного хаоса) к более упорядоченным. Хаотические системы организма функционируют в широком диапазоне условий, легко адаптируются к изменениям и дают тем самым возможность гибко приспосабливаться к предсказуемым изменениям внешней среды |
Организм человека функционирует как своеобразное единство хаотических и упорядоченных процессов, начиная с молекулярного уровня. Человек появляется из "клубка" всех систем, обусловливающих возникновение и эволюцию биосферы, как вихрь, в котором сходятся все системы различных порядков жизни, как их "узел". Процессам в организме (управляемым нервной системой), свойственна хаотическая динамика с принципами нелинейного детерминированного хаоса |
Человек как уникальное существо |
Уникальность человека обусловлена совокупностью ряда параметров психики, позволяющей: 1) оперировать образами и понятиями; 2) познавать структуру мира и строить его модели; 3) соблюдать определенные моральные нормы поведения; 4) самосознавать (саморефлексия) собственное существование и смерть |
Установлен участок коры больших полушарий человеческого мозга, управляющий понятийной стороной речи (точнее, участок, повреждение или электростимуляция которого вызывает нарушения в семантической или грамматической структуре высказывания) |
Материалистическая концепция (Ф. Бэкон, 'Г Гоббс и Дж. Локк, К. Гельвеций, |
Человек предстает не просто как отдельная личность, а как деятельный член общества. Фиксируется взаимосвязь между личностью и обществом, индивидом и культурой. Человек настолько сложная машина, что совершенно не- |
Человек может обрести власть над природой только благодаря развитию знания |
1 |
2 |
3 |
П. Гольбах, Л- Дидро, Ж. Ламетри и др.) |
возможно составить себе о пей яркое представление, а затем дать точное определение |
|
Трансперсональная концепция человека (переживающего запредельный опыт) (С. Греф) |
Повое представление о психике, холистский подход к ней, не редуцирующий на "эго", разум и чувства. Психика подобна пирамиде, причем доступна исследованию только вершина, а "основание" теряется в глубинах Космоса. Гели традиционная модель психиатрии и психоанализа строго персоналистична и биографична, то современные исследования сознания открывают новые уровни, сферы и измерения, показывают, что человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной. Это окончательно разрушает концепцию "разум человека — чистая доска". Формулирует всеобъемлющий интегрированный взгляд па природу человека и Космоса |
Как альтернативная стратегия трансиерсоиальная психология может преодолеть кризис современного общества и способствовать развитию новой научной парадигмы, признающей роль сознания и творческого разума во Вселенной, союз разума и тела, изучающей человека в его сложном межличностном, межкультурпом, экологическом и космическом контексте |
Философско-антронологический подход к человеку (М. Шелер, X. Плесиср) |
Рассматривает человека на основе единства естествознания и обществознания, стремится анализировать на основе сочетания наук о природе и о духе (естествознания и обществознания). Считается, что: 1) принципиально невозможно дать дефиницию понятия "человек", ибо такого рода определение означает отрицание свободы и многообразия его; 2) человек рассматривается как микрокосмос, что позволяет из одних и тех же категорий выстраивать и систему мироздания, и учение о человеке |
Человек является человеком благодаря духовности, составными частями которой выступает разум, "узрение сущности" (созерцание) и эмоциональные и волевые акты (доброта, любовь, раскаяние, благоговение). Личность является носителем всех духовных актов |
1 |
2 |
3 |
|
главная особенность человека — разнообразие и уникальность; 2) человеческая личность есть совокупность систем; 3) личный смысл — интегративиая цель. Личность — это целенаправленная суперсистема, важнейшей интегративной целью которой является личный смысл. "Быть человеком — значит, прежде всего, искать смысл жизни"; 4) люди создали множество образов своего "Я", и каждый из этих образов определяется приверженностью определенному стилю и ценностям; 5) ключевой ролью образа своего "Я" в мыслях и действиях индивида. Человек предстает в виде целостной системы, неразрывно связанной с окружающим социальным миром |
ированию образов своего "Я" и оказывает влияние на мысли и действия человека. Аналогично формируются представления культуры о природе человека, постижение действительности и последующее влияние на мысли и действия социальных групп. Образы своего "Я" порождаются связями между: взаимодействием стилевой и ценностной систем образа своего "Я" и эмпирическим, внутренним — рациональным "Я". Ответы на первый вопрос определяют мировоззрение, на второй — стили жизни, на третий — образы своего "Я". Последний определяет и мировоззрение и стиль жизни |
Экзистенциальное понимание человека (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Л. Камю, Ж. 11. Сартр и др.) |
Человек — самоцепная и неповторимая личность, познание которого возможно только благодаря интуитивному переживанию. Паука принципиально не может познать человека, ибо она связана лишь с частными аспектами человеческого существования. Основные положения: 1) психика, сознание не мо-1-ут быть сведены к физиологическим механизмам; 2) действие человека всегда оказывает влияние на окружающий мир; 3) для человека характерно "рефлектирующее" сознание, позволяющее высвободиться из ситуации;4)человек не может рассматриваться изолированно от окружающего мира; 5) подлинная ценность человека состоит в его исторической исключительности и незаменимости |
Анализ положений подхода к личности показывает: 1) вполне справедливо утверждение, что "мыслит человек, а не мозг"; 2) значимость действия фиксирует, что познавательной функцией обладает не ощущение, а восприятие человека; 3) человек имеет бодрствующее сознание, отражающее существующую реальность, и рефлектирующее, отражающее восприятие этого мира; 4) первостеиениость внутреннего мира индивида и его связи с внешним миром только через переживание; 5) экзистенциальный характер человека проявляется в пограничных ситуациях |
|