Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Под законом понимают объективно существующие, постоянные причинно-следственные связи между объектами управления и явле­ниями, характеризуемые всеобщностью, необходимостью и повторяе­мостью.

Законы проявляются в деятельности людей, объективны и не за­висят от их сознания, воли, желаний. Исходя из этого и говорят, что люди сами творят историю, являясь одновременно авторами и действующими лицами. Часть известных законов изложены в при­ложении, а в данной главе приведем примеры наиболее используе­мые в практике управления развитием персонала.

Закон целеполагания. Определяет, что выбор цели управления развитием объекта должен осуществляться на основе объективных законов его жизни и специфических законов функционирования. В противном случае цели действий будут нереальными, а управление малоэффективно и хаотично.

Для любой системы цель — внешняя категория, которую форми­руют руководители интуитивно. Постановка правильных целей деятельности остается искусством, а умение ставить их — показатель профессионализма. Организации как таковые не имеют целей. Цели им задают люди. Совместно с законом целеполагания проявляются механизмы действия законов разнообразия и соответствия.

Интерпретацией этого закона является закон приоритетности социальных целей, утверждающий, что не производство, не политика, не экономика сегодня являются целью развития общества и услови­ем поддержания его равновесия и развития, а постоянное повыше­ние качества жизни людей, их благосостояния, улучшение социаль­ного самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.

Исходя из требований закона целеполагания, можно говорить о приоритетности целей над средствами их достижения (см. рис. 1.2).

Цели управления могут быть духовными и нравственными, тогда средства их достижения "окрашиваются" в соответствующий "цвет".

Закон необходимого разнообразия. Устанавливают, что разно­образие воздействий управляющего органа должно быть не меньше, чем разнообразие управляемого, а разнообразие управляющей сис­темы — не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем слож­нее объект управления, тем большее разнообразие характерно для органа, который им управляет. Суть этого закона в том, что управля­ющая подсистема обладает достаточным разнообразием управляю­щих воздействий и пропускной способностью для переработки ин­формации и выдачи управленческих решений. Последнее позволяет успешно справляться с разнообразием системы, обеспечивать ее функционирование и развитие на основе заданной программы. Это означает, что информация содержит максимум сведений, позволяю­щих обеспечить формирование управляющих воздействий соответ­ственно разнообразию объекта управления.

Закон свидетельствует о том, что управляющий орган изменяет любую из возможных, но нежелательных трансформаций управляе­мого объекта. К примеру, начальнику необходимо соответствовать культуре его подчиненных. Если разнообразие различных команд и стимулов (управляющих воздействий) управляющего ниже опреде­ленного уровня, который имеет управляемый объект, то не обеспечи­вается его развитие, а управление неэффективно.

По-видимому, современная система социального управления ме­нее разнообразна, чем управляемые системы, и это выражается в кризисе, который потрясает мир и нашу страну в частности. Нару­шение закона видно тогда, когда руководители, оправдываясь, гово­рят, что этого они не знали, этого не предусмотрели, этого никто не ожидал, это случайность и т. д. Повышение разнообразия управляю­щего органа — важный путь повышения качества управления. Тот, кто имеет знания, умения и навыки, может управлять в любой ситуа­ции качественно и эффективно, ибо обладает большим разнообразием 15 управлении.

Этот закон определяет, что существует некоторый минимум ин­формации, совершенно необходимый органу управления (руководи­телю) для принятия решения и выработки разнообразия управляю­щих распоряжений (команд). Чем сложнее объект управления, тем более сложным должен быть орган управления, тем большей само­стоятельностью, свободой он должен отличаться. При этом следует учитывать, что управляемые органические системы способны к само­организации и самоуправлению.

Закон соответствия. По словам И. П. Павлова, закон соответствия — основной закон жизни. Он устанавливает, что живой орга­низм "... представляет собой сложную обособленную систему, внут­ренние силы которой в каждый момент, покуда она существует как таковая, уравновешиваются с внешними силами окружающей среды вся жизнь от простейших до сложнейших организмов ... есть длин-м I I ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешивания среды" [32]. Исходя из него, человек проявляет только те свои возможности, развивает способности, которые требует от него окружающая среда. Степень порождения, способностей и потенциальных возможностей выше при более  среде обитания. На требования этого закона часть представителей человеческого сообщества, которой удобно объяснять свои действия известной мыслью классика: бытие определяет сознание. Во-первых, сказанное К. Марксом следует по­нимать: как живешь — таким и будешь, а, во-вторых, по И. П. Павлову этот закон относится к биосоциальным системам. Попытки подойти к человеку с позиций, что он — продукт наследственности и окружа­ющей среды, обречены на провал. В. Франкл, написавший это и ви­девший многие деформации человеческого бытия, пришел к выводу, что существует третье измерение. Оно делает человека хозяином своей судьбы. Человек, по мнению В. Франкла, — это телесно-ду­шевно-духовное целое, изначально свободное по отношению к внеш­ним и внутренним, психическим, социальным и биологическим об­стоятельствам и ограничениям [46]. У военнопленных и заключен­ных пытались отнять все, превратить в зверей, но реальность показала у значительной части непреклонную силу человеческого духа. Человеческое бытие — это, прежде всего, сущностно обусловленное бытие, которое всякий раз помещено в историческое пространство, из системы координат которого его нельзя изъять. И эта система всегда определяется смыслом, пусть и неосознанным или вообще невы­разимым [46].

Специфические законы социального управления человеком (персоналом организации). Управление организационными системами ведет к расчленению функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях иерархии. Следовательно, управление требует высокого профессионализма в экономической, социальной, политической, психологической, организационно-техни­ческой, правовой, экологической, демографической и других сферах. Субъект управления, осваивая различные области профессиональ­ных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, прог­раммах и концепциях. (Законы управления человеком, персоналом приведены в приложении 1.)

Законы, устанавливаемые людьми. Еще Ш. Л. Монтескье, раз­мышляя о законах вообще, о духе законов, писал, в частности, что законы в самом широком значении этого слова суть необходимые от­ношения, вытекающие из природы вещей [29]. В этом смысле все, что существует, имеет свои законы: они есть и у божества, и у мира материального, и у существ сверхчеловеческого разума, и у живот­ных, и у человека. Те, которые говорят, что все видимые нами в мире произведены слепою судьбою, утверждают великую и ни,, так как что может быть нелепее слепой судьбы, создавшей ра­мные существа? Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он уп­равляет всеми народами Земли. По Монтескье, законы, принимае­мые нашими законодателями, должны находиться: в тесном с особенностями народа, для которого они установлены, природе и физическим свойствам, образу жизни ее народов,

свободы и т. д., но в целом учитывать требования разума. За­пил следует рассматривать со всех точек зрения, что позволит вы-

все отношения между людьми, совокупность которых этих законов. Исходя из объективно действующих в социальной сфере законов вытекают требования и рекомендации по их учету (часто также возводят в ранг законов и принципов). Так, ряд требование к экономии времени относят к закону управления, и характеризует достижение цели с учетом наименьших потерь. Действительно, скорость и адекватность реакции управления на объект оказывают положительное влияние конечный результат. Или проявляемая субъективность в управлении фиксируется как закон возрастающей субъективности. Приведенные примеры, на наш взгляд, — фиксация действия других зако-1Н, которые необходимо знать и использовать в практической деятельности.

 



на главную

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА Законы и принципы развития организационных систем Принципы развития живых систем  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА