Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ

В культурах разных народов используются различные законы и закономерности в сфере духовного развития. Наиболее значимо между культурами Востока и Запада. Однако общим для них признается то, что законы материального мира, вскрытые человеком, действуют в определенных условиях среды и являются отражением законов и закономерностей. Они отражены в заповедях Христа [14], хадисах Пророка Мухаммеда [30]. Приведем наиболее известные заповеди (принципы). Десять заповедей Иисуса Христа: 1. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на не вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не покло­няйся им и не служи им, ибо я, Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3.    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4.    Помни день субботний, чтобы святить Его. Шесть дней рабо­тай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни мы, ни сын твой, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жили­щах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5.    Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь, Бог твой, дает тебе.

 

6.    Не убий.

7.    Не прелюбодействуй.

8.    Не кради.

9.    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего тво­его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни его, ничего, что у ближнего твоего.

Закономерности духовного развития. В практике духовного развития используются следующие законы.

Свобода выбора. В соответствии с этой закономерностью выс­ший разум не претендует на сознание человека и предоставляет ему возможность осуществлять свой выбор. Природа позволяет человеку совершить свой выбор, а последствия она реализует сама. Что он вы­бирает, то и получает. Иногда последствия первого шага отражаются позже на потомках. Примером могут быть наследственные болезни или наоборот — успех в определенной деятельности. Проявляя сво­боду воли, мы выбираем спутника жизни, профессию и т. п. И как заметили люди, они вольны сделать первый шаг, а последующие за­висят от первого.

Жертвенность. Для духовного восхождения к новому необхо­димо пожертвовать старым. В материальном мире этому закону со­ответствует закон отрицания — отрицания. Человек, не подготовлен­ный жертвовать низшими интересами ради высших, делает свой выбор не в сторону духовного развития. Он живет материальной жизнью, его натура сопротивляется жертвенности. История свиде­тельствует, что восхождение по эволюционным ступеням человека и общества происходит после очередной жертвы. Духовное развитие не требует жертвы в виде уничтожения жизни человека или плодов его труда, оно требует переосмысления прожитого, оценки совер­шенного и коррекции жизненной траектории на основе более возвы­шенных критериев выбора. И Христос показал — жертвуя, мы можем достичь духовной высоты.

Причины и следствия. Закон причин и следствий (закон кармы в восточной культуре) действует на всем пути жизни человека. Смысл его предельно прост: что заработал, то и получи, посеешь ветер — пожнешь бурю. Разные причины порождают различные следствия. ()дна причина может породить много следствий. Например, человек своей деятельностью отравил воду, загрязнил воздух, что сказывает­ся на его здоровье, на качестве потребляемых продуктов. Причину можно найти в духовно-нравственной деградации человека.

Стремление к идеалу. Если признать, что человек создан по образу и подобию Бога, то, следовательно, желание творить, стре­миться к идеалу — программа, заложенная в человека. Например, фотограф воспроизводит на снимках реальную жизнь, художник изображает вместе с формой воспринимаемого мира его суть, микрокосмос, аналогичный макрокосмосу.

Закон дифференциации и интеграции идеалов. Согласно кон­цепции синергетического историзма духовное развитие человечества определяется законом дифференциации и интеграции идеалов, поэтому высшей формой духовности становится служение абсолют­ному (общечеловеческому) идеалу [15].

Квинтэссенцией любого социального идеала является этический, I е. идеал человека. Служение ему должно проявляться в борьбе за сочетание свободы (прав) и ответственности (приня­тых на себя обязательств), но оно предполагает последовательное принципа конвергенции обязательств [15], в соответствии с которым человек чувствует себя действительно свободным, если широкий спектр прав и возможность пользования ими.с этой точки зрения есть выбор одного варианта из множест­ва других, что может означать воспитание народа (персонала) в наци­ональных традициях, способствующих служению общечеловеческо­му идеалу и приумножению общечеловеческих ценностей.

Поскольку есть светские и религиозные идеалы, существует два вида духовности - светская и религиозная. Действие механизма за­кона дифференциации и интеграции идеалов объясняет периодически возникающие тенденции в религиозных учениях, многочисленные распри и соглашения.

Принципиальное значение для духовности имеет вера в абсолют­ные (общечеловеческие) ценности, имеющие значение для всех по­колений. Светская философия видит возможность существования абсолютной ценности в естественном мире, а религиозная - только в сверхъестественном ("потустороннем"). Вера в абсолютную цен­ность может быть связана с верой или неверием в сверхъестествен­ное существо, что объединяет людей и делает понятным, почему ду­ховность не сводится к ее религиозной разновидности. Религиозная духовность - частный случай духовности вообще. Причина духовных кризисов в обществе связана не с утратой религиозной духовности, а с потерей доминирующей в обществе ее положительной составля­ющей.

Связь духовности с идеалом неизбежно затрагивает и проблему взаимоотношения сознательного и бессознательного в человеческой психике. В полной мере оценил значение этого для понимания чело­веческого поведения 3. Фрейд. Он обосновал, что бессознательное первично определяет сознание и по своей природе иррационально, т. е. поведение человека иррационально и трудно прогнозируемо. Та­кое понимание несовместимо с определяющей ролью идеалов в че­ловеческом поведении и сводит функцию духовности к нулю. Одна­ко именно идеалы, которыми руководствуются психически нормаль­ные люди, делают их поведение предсказуемым.

История полна примеров полного подавления социальными иде­алами эротического и танатического инстинктов (инстинкты пола и самосохранения), без каких бы то ни было патологических послед­ствий. Носитель обанкротившегося идеала или находил для себя но­вый, или, разочаровавшись, становился социальным либо биологи­ческим конформистом.

Следовательно, вопрос о взаимоотношении сознательного и бес­сознательного в психике человека и приоритетности влияния на его поведение находятся в разных плоскостях. Психически здоровый че­ловек не является рабом иррационального бессознательного. Реаль­ное бессознательное человека представляет собой совокупность нео­сознанных инстинктов, стереотипов и идеалов с разной пропорцией этих компонент. Сфера сознательного ограничивается сочетанием осознанных инстинктов, стереотипов и идеалов, а поведение человека в обычном состоянии сознания определяется общностью действий меха­низмов психики — мышления, самосознания, воли, рефлексии и т. п.

Неосознанные инстинкты, стереотипы, идеалы предшествуют осознанным, но нельзя смешивать "работу" сознательного и бессоз­нательного у психически здоровых и больных людей или людей, на­ходящихся в состоянии измененного состояния сознания (например, в гипнотическом трансе).

Различие между духовным и утилитарным затрагивает двой­ственное отношение к человеческой личности, как к цели (духовный подход) и средству (утилитарный подход). Однако если принять, что "смысл истории" заключается в формировании абсолютного иде­ала человека и в его материальном воплощении, то человек как био­логический вид становится "венцом творения". Но это можно пони­мать и так, что человек — средство для формирования сверхчеловека в глобальном процессе самоорганизации.

Синергетический подход к развитию человека предполагает син­тез духовного и утилитарного подходов. Совершенствование чело­века осуществимо со сменой поколений. Он не может достичь пол­ного самовыражения и самоутверждения (реализации своей сущности) без многократного самопожертвования (действие "закона жертвы"). Самопожертвование во имя высшего идеала не только не противоре­чит духовности, но и предполагается ею. Для этого нужна вера в идеал.

Вера в идеал бывает неустойчивой (сочетает любовь к идеалу, вос­хищение им с отсутствием решимости бороться за его воплощение в жизнь) и стойкой, мужественной, способствующей борьбе за его реа­лизацию. Сила веры может колебаться в широких пределах: успехи в реализации идеала способствуют ее возрастанию, а неудачи приводят к снижению. Можно потерпеть поражение при реализации своего иде­ала, но сохранить веру и продолжить попытаться его осуществить. Следовательно, победа в идеологической борьбе возможна, если про­тивник откажется от реализации своего идеала, потеряет веру в него. Это означает физическую и духовную капитуляцию. Более значимая победа состоит в отказе противника от своего идеала и принятии чу­жой веры в ранее враждебный и ненавистный идеал. Это и есть полное духовное поражение противника и полная победа противоположной стороны в физическом и духовном смысле.

Идеал играет роль стандарта, критерия ценности. Деидеологиза-ция культуры (отказ вводить в нее конкретные идеалы) делает невоз­можным ее разграничение. Общество представляет собой продукт взаимодействия нескольких культур, и нельзя отождествлять куль­туру и общество. Культура — это проекция общества на идеологи­ческую плоскость [15]. В поликультурном обществе имеется нес­колько таких проекций. Различие между культурой и обществом су­ществует только в поликультурном обществе.

Эволюция культуры связана с эволюцией ценностей, последняя — с эволюцией идеала ("души культуры") [15]. Расцвет и упадок культуры обусловлены расцветом и упадком системы базовых и индивидуальных ценностей, определяемых соответствующими идеалами. Процесс раз­вития культуры объясняется движением к простому аттрактору (пе­реходом от хаоса к новому порядку), а упадок культуры и ее деграда­ция — движением к странному аттрактору (переходом от старого по­рядка к новому хаосу). Раскрывая "механизм" самоорганизации культуры, можно понять процессы, происходящие в развитии куль­туры (личностной, профессиональной и т. п.).

Объяснение особенностей развития культуры (ее "странные" пе­реходы от расцвета к упадку и обратно) кроется в закономерностях эволюции социальных идеалов. Любая система ценностей содержит в себе некий скрытый (замаскированный) "порок" [15]. Когда это осознается, появляются попытки избавиться от недостатка с по­мощью породившего его идеала. Идеал подвергают различным мо­дификациям, "косметическому ремонту" (например, уточняют сим­вол веры). Однако такой процесс — эрозия идеалов, побуждающая вводить новые, ведущие к распаду первичной и единой системы цен­ностей. Обострение борьбы ввергает общество в состояние кризиса. Идет противодействие, ибо люди руководствуются диаметрально противоположными системами ценностей. Порождается потреб­ность в новых идеалах, которые позволили бы преодолеть кризис. Эти новые доминирующие идеалы получаются путем мысленного освобождения общества от системы противоречий. Они приводят к снятию противоречий и выводят общество из кризиса, но одно­временно конструируют новую систему ценностей, внутри которой уже имеется зародыш будущего противоречия.

Закон самоорганизации социальных идеалов, т. е. закон дифферен­циации и интеграции идеалов объясняет, почему именно периодичес­кая смена идеалов и обусловливаемая ею переоценка ценностей явля­ются исторически необходимым процессом. Согласно этому закону идеологический монизм неизбежно сменяется со временем идеологи­ческим плюрализмом, но столь же закономерна тенденция к преодоле­нию этого плюрализма новым монизмом и т. д. Идеалам трудно избе­жать эрозии, а идеологическому кризису — пришествия нового доми­нирующего идеала, осуществляющего смелый идеологический синтез. Очевидно, требуемое законом чередование идеологического монизма и плюрализма эквивалентно переходу от идеологического порядка к идеологическому хаосу и обратно. Конкретный механизм действия за­кона проявляется в зависимости не только от природы рассматривае­мой социальной системы, а и от состояния внешней социальной сре­ды, характера взаимодействия системы с этой средой.

Наряду с законом дифференциации и интеграции знаний должен существовать и закон дифференциации и интеграции общезначимых желаний. В каждом идеале как бы прячется некий червь, который под­тачивает его изнутри. Поэтому избежать смены идеала на достаточно длительном отрезке времени невозможно, какие бы суровые меры идеологической защиты при этом ни применялись. Смена идеала несопоставима по своим последствиям даже со сменой фундаменталь­ных идей и вообще каких-то важных социальных воззрений. Ведь идеал — результат жизненного опыта целого поколения, а то и нес­кольких поколений. Поэтому изменение идеала равносильно измене­нию основного ориентира в жизни и деятельности ("смысла жизни").

Естественно, что это мучительный процесс, ведущий к тяжелым последствиям. Одно из них — отказ от перемены идеала, когда соци­альная обстановка настоятельно требует такой перемены, и готов­ность сохранить ему верность любой ценой. В большинстве случаев данная позиция приводит сторонника идеала к социальному само­убийству. Известно, какие страдания испытывали многие религиоз­ные люди, которым приходилось менять свое вероисповедание. Когда же от перемены символа веры отказываются народы, человечество сталкивается с фактами чудовищного геноцида.

Переоценка принимает особенно драматический характер, когда новый идеал не просто отличается от старого, а становится его пря­мой противоположностью. Тогда то, что было ценностью с позиции старого идеала, становится антиценностью (контрценностью) с точки зрения нового. Но антиценность в отличие от ценности становится постоянным источником отрицательных эмоций. Для нового идеала это требует идеологической "санации", т. е. очищения общества от рассадника "идеологической инфекции". Таковы были мотивы унич­тожения ранними христианами сочинений многих античных авто­ров при разгроме Александрийской библиотеки в 391 г. и сожжения на "кострах суеты" ренессансных произведений в XV ст. Подобными же аргументами руководствовались коммунисты, разрушая в 30-х годах XX ст. в СССР православные храмы, и немецкие нацисты, сжигая тогда же на кострах коммунистическую литературу.

Важно понять, что сочинения Демокрита, Ницше и Сартра с позиций христианского идеала являются таким же "опиумом для на­рода", как Библия с точки зрения их идеалов. Но что является сана­цией для одного идеала, неизбежно становится вандализмом для альтернативного ему. Следовательно, вандализм — не случайное проявление злой воли неких варваров. В реальной действительнос­ти это оборотная сторона идеологической санации, тоталитарного режима независимо от основы идеала (светского или религиозного).

Любая радикальная смена идеалов и обусловленная ею переоценка ценностей неизбежно создают угрозу вандализма в самых цивилизо­ванных обществах. Однако причина вандализма заключается не в самой санации, а в конкретном способе ее осуществления. Очищение общества от антиценностей считается наиболее надежным, если они просто ликвидируются. Стремление уничтожить даже следы прошлого объясняется наивной верой в возможность таким спосо­бом предотвратить возвращение ненавистного антиидеала.

Недопущение вандализма можно осуществить переводом старых ценностей из житейской сферы в музейную (т. е. в область социаль­ной "памяти"). Однако в мире ценностей наряду с изменчивостью есть и преемственность. Возникшая сегодня бездуховность, связан­ная не только с исчезновением потребности создавать новые духов­ные ценности, но и с утратой интереса к духовным ценностям преж­них эпох, и дает основание назвать эти сумерки социальной жизни "идеологическим вакуумом".

Рефлексивность — закономерность формирования духовности и развития человека. Рефлексия как интегральный механизм психики связана с механизмами мышления, сознания, самосознания, воли и т. п. Она "включается" в работу, когда человек испытывает затрудне­ния в решении задач и проблем и сознательно приступает к анализу ситуации и синтезу результатов аналитической деятельности. Если человек не испытывает затруднений, т. е. и не преодолевает их, то он созревает, но не развивается. В этом, видимо, и находится "секрет" раз­вития, развивающего образования. Далее в данном пособии будут рас­смотрены особенности деятельности рефлексии, а сейчас обращаем внимание на закономерность рефлексирования в процессе развития.

Человек оценивает происходящее в реальном мире и свои поступ­ки в нем с рефлексивной позиции, выбирает вариант действий исхо­дя из сформированной у него системы ценностей, из определенных им или другими критериев. Совершая это, постоянно вырабатывает опре­деленные подпрограммы реакции на конкретные жизненные ситуа­ции в виде стереотипов и т. п. В психологическом и социокультурном понимании это может выглядеть как приобретение социокультурных качеств за счет преобразования первичных психических механизмов [4]. Многие мыслители мира связывали обучение, воспитание и раз­витие человека (особенно его духовности) с использованием рефлек­сии. Обоснованно это показано в работах Г. Гегеля, а из современни­ков — у представителей школы Г. П. Щедровицкого.

Проявление и появление духовности человека можно предста­вить как действие механизма рефлексивно-коррекциоиного типа, корректирующего телесные проявления на основе светских или ре­лигиозных идеалов и сформированной системы ценностей. Человек рефлексивно отражает окружающий мир, свои действия и отноше­ния к нему и к себе.

Особенность развития в профессиональной сфере состоит в том, что человек, став персоналом, реализует готовые нормы (планы, технологии, методы и т. п.), снижая роль рефлексивности до сопро­вождения своей исполнительской деятельности. Здесь самокоррек­тирование сводится к следованию введенных извне требований. Проявление духовности замаскировано рутинностью и подчинен­ностью труда. С ростом сложности исполнительской деятельности поднимается и уровень духовности в силу развития высших меха­низмов психики: мышления, сознания, самосознания, самоопределе­ния, воли и т. п.

Переход к управленческому типу деятельности переводит реф­лексивно-корректировочные проявления на принципиально новый уровень, ибо рост способностей перестает быть служебным и превра­щается в базовую потребность, усиливается значимость и обеспечен­ность духовных проявлений. При этом рефлексия акцентирует вни­мание на интеллектуальной и энергетической основе духовности. Однако сама рефлексия без развития "Я" человека невозможна [4]. В силу этого духовные проявления всегда опираются на способности "Я", на его уровень. Человек — часть универсума. Все его качества заданы универсумом и его порождающим началом. Чтобы учесть ин­тересы целого, требуются особые механизмы. Для этого человеку и даны рефлексия, сознание, самосознание, мышление, язык и др. [4]. Но эти механизмы в социокультурных и деятельностных средах создаются упорным трудом.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.   Охарактеризуйте механизм действия законов развития организаци­онных систем.

2.   Как проявляются в процессе развития человека, персонала биологи­ческие и социальные законы?

3.   Какие требования к управлению развитием "типовых" систем предъяв­ляют аксиомы биологии?

 

4.   Охарактеризуйте понятие "бифуркация".

5.   Каковы основные понятия синергетики? Объясните их.

6.   Как протекают процессы жизнедеятельности в открытых системах?

 

7.   Приведите примеры процессов самоорганизации в неживой и живой природе.

8.   Каковы онтологические особенности взаимодействия формы и мор­фологии?

9.   Как влияют на процесс развития физические факторы развития живых систем?

10.    Как Вы будете учитывать требования законов при управлении своим
развитием?

11.    Что такое диссипативные структуры?

12.    Как аттракторы влияют на жизненный выбор человека?

13.    Как Вы представляете детерминированный или динамический хаос?

14.    Назовите два подхода для анализа сложных самоорганизующихся
систем.

15.    Как можно описать устойчивость-неустойчивость в самоорганизую-
щихся системах?

16.    Как в окружающем мире возникает порядок из хаоса?

17.    Как проявляются золотое сечение и законы гармонии в жизни человека
и общества?

18.    Охарактеризуйте синергетическую картину видения мира?

19.    Как проявляются в развитии живых систем устойчивость Вселенной
и антропный принцип?

20.  Дайте определение понятия "генетический код".

21.  Дайте определения понятий "генотип" и "фенотип". В чем их различие?

22.  Какие функции выполняют молекулы ДНК, РНК и белков?

23.  Как образуются и действуют мутации?

 

24.  Проанализируйте общие черты и различия управляющей и управляе­мой подсистем.

25.  Как проявляются сущность и особенности законов социального управ­ления?

 

26.  Охарактеризуйте принципы социального управления.

27.  Охарактеризуйте понятия "дух", "духовность", "душа".

 



на главную

Законы и принципы развития организационных систем Принципы развития живых систем  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ