Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ

Социальная синергетика исследует общие закономерности соци­альной самоорганизации, т. е. взаимоотношения социального порядка и социального хаоса [10]. Под порядком понимают элементы любой природы, между которыми существуют устойчивые отношения, пов­торяющиеся в пространстве или во времени, хаосом называют мно­жество элементов, которые не имеют устойчивых (повторяющихся) отношений.

Специалисты различают статический (пространственные отно­шения) и динамический (взаимодействия во времени) порядок. Со­ответственно выделяют статический (беспорядок в пространстве) и динамический (во времени) хаос. Примером идеального социального порядка может быть строй солдат, марширующих на параде, а соци­ального хаоса — паника на корабле.

Синергетика — одна из теорий развития, а самоорганизация представляется как качественное и структурное изменение некото­рой объективной реальности. Такое утверждение требует пояснения понятия "развитие". Диалектическая концепция Г. Гегеля и К. Маркса рассматривала развитие как процесс перехода от одного порядка к другому. Хаос при этом не учитывался или рассматривался как не­кий побочный и потому несущественный продукт закономерного пе­рехода от порядка одного типа к порядку другого (обычно более сложного) типа. Для синергетики же характерно представление о хаосе, как о таком же закономерном этапе развития, что и порядок. Синергетика рассматривает развитие как закономерное и притом многократное чередование порядка и хаоса (детерминированный хаос).

В силу этого синергетика не является переводом старой теории развития на новый язык, а представляет новое концептуальное виде­ние. Закономерное чередование порядка и хаоса говорит, что хаос обладает как бы "творческой силой" (способностью) рождать новый порядок, появление которого не побуждается какой-то внешней (по отношению к данной реальности) силой, а имеет спонтанный харак­тер. В силу этого синергетика — теория самоорганизации, а не орга­низации. Проблемы взаимоотношений порядка и хаоса не сводятся к исследованию их взаимопереходов, а предполагают анализ более тонкого и сложного вопроса - их синтеза. Одна из форм такого син­теза и есть образование диссипативных структур, существующих лишь при условии постоянного обмена со средой информацией, энергией и веществом. Этот обмен обеспечивает упорядоченность (низкую энтропию) за счет усиления беспорядка во внешней среде (избыточная энтропия сбрасывается во внешнюю среду). Следова­тельно, синтез порядка и хаоса в диссипативной структуре: • существует лишь за счет хаоса, вносимого в среду; •" порядок образуется приобретением способности адекватного реагирования на хаотические воздействия среды и сохранения устойчивости.

В упорядоченном поведении проявляются "хаотические" черты, но они необходимы для "упорядоченного" существования. Социаль­ные и биологические структуры (к ним относится персонал) явля­ются сложными диссипативными и характеризуются полным обме­ном информацией, энергией и веществом.

Тысячелетий опыт социального развития, хорошо отраженный в теории организации — "тектологии" А. А. Богданова [8], свидетель­ствует, что социальная самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов — организации и дезорга­низации. Организация — последовательное объединение элементар­ных диссипативных структур в диссипативные структуры более вы­сокого порядка. Дезорганизация — последовательный распад дисси­пативных структур на более простые. Примером могут быть периодические образования грандиозных империй и их последую­щий распад. Спектр направлений протекания организующих и дез­организующих процессов не произволен, а задается природой сис­тем, претерпевающих развитие, и характером внешней среды. Как уже рассматривалось ранее, направление развития определяется бифуркацией — разветвлением старого качества на множество потен­циально новых качеств. Эта нелинейность развития придает процессу самоорганизации "стохастический" (вероятностный) характер.

Следовательно, для управления развитием такими системами не­обходимо осуществлять выбор не на основе традиционного динами­ческого детерминизма (по П. Лапласу), а использовать новый, "сто­хастический" детерминизм (цепочка бифуркаций и последователь­ность актов выбора). При этом надо учитывать, что цепочка бифуркаций может увести самоорганизующуюся систему от исход­ного состояния или вернуть ее в него. Для организационной системы, взаимодействующей с реальной средой, существует свой аттрак­тор — предельное состояние, достигнув которое система уже не мо­жет вернуться ни в одно из прежних состояний. Это связано с тем обстоятельством, что указанное предельное состояние является сос­тоянием максимальной устойчивости для данной системы в услови­ях конкретной внешней среды.

Процесс организации и дезорганизации бесконечен. Он останав­ливается, достигнув некоторого предельного состояния организации системы ("простой аттрактор") и заканчивается ее дезорганизацией (распадом), дойдя до некоторого предельного состояния ("странный аттрактор"). Диссипативные структуры претерпевают множество бифуркаций, как бы балансируя между простыми и странными ат­тракторами. Если за исходную систему отсчета принять состояние, в котором реальность подвергается не иерархизации, а деиерархиза-ции (организации и дезорганизации), то самоорганизация примет форму чередования дифференциации и интеграции социальной реальности [10].

Почему происходит самоорганизация? Какая побудительная сила заставляет диссипативные структуры усложняться и упрощаться? Теория и практика показывают, что роль побудительной силы, ответ­ственной за самоорганизацию, играет социальный отбор. Он делает понятным как спонтанный, так и стохастический характер социаль­ной самоорганизации. Чтобы уяснить, каким образом это достигается, надо исследовать основные факторы отбора [10]: тезаурус, детектор и селектор.

Тезаурус (в переводе — "сокровищница") представляет собой множество возможных диссипативных структур, возникающих в недрах существующей структуры как результат соответствующей бифуркации. В роли детектора, выбирающего из тезауруса опреде­ленную бифуркационную структуру и тем самым превращающего ее из возможности в действительность, выступает внутреннее взаи­модействие элементов социальной системы. Выбор из множества би­фуркационных сценариев направления развития осуществляет не "случайная флуктуация", а отбор.

При этом фиксируется двойственный, "противоречивый" харак­тер выбора. Происходит не просто конкуренция (соперничество, "борьба") противодействующих элементов, но и их кооперация (сотрудничество), содействие один другому в этой "борьбе". Роль детектора играет противоречивое единство конкуренции (соперни­чества) и кооперации (сотрудничества), динамика которого мало предсказуема. Оно становится особенно трудно прогнозируемым при большом количестве элементов, взаимодействующих внутри системы, социальной в особенности.

На процесс социального отбора дополнительно влияет селектор. Его различие с детектором проявляется через понимание особеннос­тей развития социальных и природных самоорганизующихся сис­тем, стремление их к усложнению или упрощению. Синергетическая теория социального отбора существенно отличается от дарвинов­ской биологического отбора, так как предполагает выбор: 1) из мно­жества не действительных элементов, а возможных структур; 2) с по­мощью не только конкуренции, но и кооперации, взаимосодействия друг другу (у Дарвина акцент сделан именно на конкуренции — "борьба за существование") [10].

Закономерные внутренние взаимодействия в системе с ее внеш­ней средой проявляются как принцип устойчивости, на основании которого детектор должен выбирать из множества возможных би­фуркационных структур наиболее устойчивую в данной среде. Есте­ственно, что этот принцип определяется из наблюдений за взаимо­действием внутренней и внешней сред. Таким образом, один и тот же детектор при разных внешних условиях может использовать различ­ные селекторы, а разные детекторы при одинаковых условиях могут "воспользоваться" одним селектором.

Системный учет взаимодействия трех факторов (тезауруса, де­тектора и селектора) делает понятной творческую силу социального отбора, проявляясь в нелинейности, диспропорциональности след­ствия и причины. Малые воздействия на самоорганизующуюся сис­тему могут приводить к значительным последствиям, а большие — к незначительным. Кроме социального отбора существует отбор самих факторов отбора - "суперотбор". В этом способность самоорганизу­ющейся системы к самостоятельным действиям. Для большей конструктивности отбору надо придать большую радикальность, что требует нового тезауруса. Но это делается через распад системы, т. е. через создание нового хаоса. В этом хаосе "вызревают" новые дисси­пативные структуры. Но новый тезаурус влечет за собой новые де­тектор и селектор, а суперотбор вызывает качественное углубление и количественное ускорение простого отбора. Следовательно, разви­тие социальной реальности не сводится к одностороннему увеличе­нию порядка и росту степени свободы (хаоса). Форма синтеза порядка и хаоса, реализуемая в диссипативной структуре, вызывает совер­шенно новый взгляд на сущность развития. Развитие — рост степе­ни синтеза порядка и хаоса, обусловленный стремлением к макси­мальной устойчивости.

В чем же смысл роста степени синтеза порядка и хаоса, наблюда­емого при развитии диссипативных структур, и существует ли ко­нечный итог роста? Максимальную устойчивость диссипативной структуры можно достигнуть при исчезновении различия между по­рядком и хаосом. Их взаимопереходы станут невозможными, и возрастание степени синтеза порядка и хаоса потеряет смысл. Полный синтез — отсутствие различия между порядком и хаосом. Это означа­ет возникновение диссипативной структуры, устойчивой к влиянию внешней среды и к абсолютному хаосу. Самоорганизация — баланси­рование между простыми и странными локальными аттракторами, движение к некоторому глобальному аттрактору. Суперотбор способ­ствует образованию глобального аттрактора (суператтрактора), дела­ет это возможным и необходимым. Он предполагает совершенствова­ние самой устойчивости, на основании которой производится обыч­ный отбор. Вследствие последовательности смены относительной устойчивости наступает ее предел (абсолютная устойчивость).

Социальная синергетика (в отличие от физической синергетики И. Пригожина) исходит из того, что существует "потолок" сложнос­ти систем, предел культурного развития человечества, технического и художественного развития. Суператтрактор есть своеобразный синтез исключающих одна другую противоположностей — ноосфе­ры и эстетосферы, т. е. синтез грандиозного технического и не менее грандиозного художественного ансамблей [10]. Подобный синтез предполагает превращение человека с его относительной свободой и моралью в сверхчеловека с его абсолютной свободой, соответственно человечество — в сверхчеловечество, обладающее технической и ху­дожественной мощью. Если суператтрактор, как этого требует синер­гетика, действительно должен сформироваться, тогда смысл гло­бальной социальной самоорганизации (или, что то же, смысл все­мирной истории) заключается в суперменезе — формировании сверхчеловека и сверхчеловечества — переходе от обычной созна­тельной жизни к "сверхжизни", причем под последней подразумева­ется управление суператтрактором [10].

У всемирной истории есть конец и нет его: с одной стороны, дол­жен существовать предел культурного развития человечества, но, с другой стороны, движение к этому пределу должно быть бесконеч­ным и чтобы приблизиться к нему, надо преодолеть существующие социальные противоречия. Решение одних противоречий порождает новые, но суперотбор, учитывая опыт преодоления прежних проти­воречий, устанавливает тенденцию к минимизации возникающих противоречий. Установление этой тенденции делает возможным сколь угодно приближаться к суператтрактору, никогда его не достигая.

Если феноменологически взглянуть на движение к суператтрактору, не прибегая к рациональным рассуждениям, то суператтрактор и движение к нему выглядят загадочно. Суператтрактор как бы све­тится перед мысленным взором человека, как "рай" (А. Данте), "Шамбала" (Н. Рерих), "точка Омега" (П. Тейяр де Шарден) и т. п. При этом он выглядит как таинственная "суперсила" (Г. Спенсер), "мировой дух" (Г. Гегель), "универсальная воля" (А. Шопенгауэр), "жизненный порыв" (А. Бергсон) и т. п. Мистическая аура, которой окутаны понятия "суператтрактор" и "суперотбор" еще более уси­лится, когда выяснится, что суперменез (формирование человека и человека в синергетическом понимании) можно интерпретировать в качестве своеобразного явления абсолютного человека (духовной общности людей всех поколений) в образе сверхчеловека [10].

При феноменологическом подходе к вопросу суператтрактор мо­жет быть истолкован как некая глобальная "цель", к которой стре­мится человечество в своем развитии. Однако анализ природы супер­аттрактора показывает некорректность подобной интерпретации на основе следующего:

     тенденция движения системы к суператтрактору обусловлена ее тя­готением к максимальной устойчивости, проявляющейся в форме стремления к цели (желание есть следствие неустойчивости соци­ального состояния), а может быть вообще не связана с целью;

     цель есть субъективный образ, а воплощение его в действитель­ности — результат сознательной деятельности субъекта. Суперат­трактор как предельное состояние самоорганизации материаль­ной системы — результат столкновения (взаимодействия) разных целенаправленных действий, "мешающих" осуществлению друг друга. В этом понимании движение к суператтрактору бесцельно;

     понятие целевой причины предполагает ее независимость от воздействующих факторов.

Суператтрактор, являясь продуктом взаимодействия системы со средой, характеризуется такими свойствами [10]:

1) полным синтезом порядка и хаоса, т. е. устойчивостью отно­сительно абсолютного (как внешнего, так и внутреннего) хаоса. Ус­танавливаются: полное единство действий элементов системы — глобальная кооперация вместо локальной взаимосвязей и конкурен­ции, абсолютный порядок, а хаос исчезает вообще; глобальная ко­операция сама приобретает хаотический характер, непредсказуемо меняя направление компенсации хаотических воздействий внешней среды и внутренних флуктуации;

2)      невозможностью отнесения к разряду ни простых, ни стран­ных аттракторов (суператтрактор уместно назвать глобальным, или сверхстранным);

3)      материальным воплощением абсолютного (общечеловечес­кого) идеала, представляющим абсолютное единство многообра­зия желаний, то суператтрактор оказывается воплощением такого единства. В силу этого путь к нему лежит через последовательное развертывание не конечного, а потенциально бесконечного мно­гообразия желаний. Движение к суператтрактору можно интер­претировать как практическое обобщение бесконечного множества желаний, проявляющегося в потенциально бесконечном множестве интересов и идеалов;

4)      конечным результатом взаимодействия ("борьбы") двух про­тивоположных тенденций — всеобщей технизации человеческого об­щества и его всеобщей эстетизации. Возникновением социальной структуры, соответствующей требованиям общечеловеческого разу­ма ("ноосфера"). Его специфика в синтезе ноосферы и эстетосферы, формировании и реализации абсолютного (общечеловеческого) иде­ала, где пропадает различие между утилитарными (экономическими и политическими) и духовными (этическими, эстетическими и ми­ровоззренческими) идеалами, между "полезностью" и "выразитель­ностью" ("пользой" и "красотой");

5)      отличием от биохимической и биологической эволюции, у которых предел сложности достигается за конечное время; супер­аттрактор при таких условиях в принципе недостижим. К нему можно приближаться сколь угодно долго, не достигая его (за конечный от­резок времени) никогда.

Бесконечность движения к суператтрактору обусловлена его связью с преобразованием объекта субъектом, составляющим саму специфику социальной деятельности. Биохимическая и биологичес­кая эволюция потому конечна, что основана на приспособлении к объекту (конформизм). При адаптации меняется только субъект, а объект остается неизменным. В противном случае само приспособ­ление теряет смысл. Напротив, при преобразовании объекта начина­ется взаимодействие между изменениями объекта и субъекта, а этот процесс потенциально бесконечен [10].

Кажущаяся мистичность суператтрактора обусловлена нелиней­ностью процесса движения к нему (и нашей привычкой линейно мыслить), тройственным характером связи действия с причиной: не­однозначностью (разветвление в точке бифуркации, стохастич-ность) и диспропорциональностью; реактивностью действия (обрат­ное воздействие на причину).

Закономерности социального развития с позиций синергетики проявляются в самоорганизации в сфере ценностей. Специфика со­циальной самоорганизации состоит в ее трехъярусной структуре. Следует различать социальную самоорганизацию на онтологичес­ком, гносеологическом и аксиологическом уровнях, проявляющуюся в форме дифференциации и интеграции на уровнях:

     онтологическом — социальных институтов;

     гносеологическом — концепций;

     аксиологическом — ценностей (общезначимых желаний и связан­ных с ними социальных идеалов).

Происходящая дифференциация и интеграция институтов и зна­ний известны давно [10; 15]. Но в отличие от тех и других закон диф­ференциации и интеграции социальных идеалов не был осознан и по­тому до недавнего времени практически полностью игнорировался.

Как показано ранее, общий смысл этого закона сводится к тому, что в ходе борьбы идеалов они вначале расцветают, вызывая бурную эйфо­рию, а затем рано или поздно неизменно терпят крушение (согласно Г. Гегелю, К. Ясперсу и другим ученым "история — кладбище идеалов") [10]. В ходе крушения идеалов отбрасываются их частные черты и со­храняются общечеловеческие. В силу этого смысл борьбы идеалов зак­лючается в их идеализации, в результате из множества разрушающих­ся частных идеалов постепенно формируются и реализуются общече­ловеческие "абсолютные". При этом без периодического осмысления относительных идеалов трудно уяснить абсолютный идеал.

Синергетический термин "суператтрактор" и есть то, что являет­ся результатом реализации общечеловеческого идеала. В силу этого не существует "объективного" критерия соци­ального прогресса, независимого от социальных идеалов. Социаль­ная синергетика в силу этого делает вывод: относительный прогресс определяется степенью реализации относительного идеала, а абсо­лютный — степенью реализации абсолютного идеала, т. е. степенью приближения к суператтрактору [10]. Учитывая, что социальный идеал включает в себя экономический, политический, этический, эс­тетический и мировоззренческий аспекты, то критерием абсолютного прогресса может быть только степень приближения к полной гармо­нии указанных составляющих. Если социальный идеал представить как драгоценный камень, то прогресс — огранка камня, превращаю­щая блеск отдельных граней в единый ювелирный ансамбль.

 



на главную

ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ