Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ

Одна из центральных задач управления развитием персонала, особенно его стратегической составляющей, — это оценка складыва­ющейся жизненной стратегической ситуации, прогноз ее развития, влияния внешней и внутренней сред и т. д. Один из способов ее ре­шения — построение модели развития окружающего мира и на этой основе — разработка модели управления развитием персонала.

Анализ социальных теорий развития [42] в работах [16; 32], позво­ляет выделить как наиболее актуальные для нас синергетическую и пассионарную модели.

Синергетическая (энтропийная, термодинамическая) модель. Фиксирует внимание субъекта на том, что термодинамическая функция состояния системы является мерой ее неупорядоченности. Согласно второму закону термодинамики все процессы стремятся к возрастанию общей энтропии системы и окружающей среды. Равно­весием ограничивается возрастание энтропии. Наступление равно­весия означает и максимальную неупорядоченность системы (хао­тичность). Все процессы, сопровождающиеся энтропией, не могут самопроизвольно изменять направление и возвращаться к исходному состоянию. Обратимые процессы протекают без изменения энтро­пии, необратимые характеризуются ее возрастанием [24; 27]. Из ска­занного следует, что непосредственное приложение термодинами­ческих законов к самоуправлению развитием человека (персонала) приводит к противоречию, ибо эволюция живых систем происходит в направлении, противоположном указанному вторым началом тер­модинамики: вместо деградации системы и потери энергии повыша­ется организация системы.

Объяснение этому явлению дает неравновесная термодинамика. В применении к живым системам, развитие которых требует откры­тости внешней среды, их равновесие аналогично смерти. Принцип устойчивого неравновесия Э. Бауэра гласит, что живые системы ни­когда не бывают в равновесии и используют за счет своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, требуемого законами физики и химии [28].

Открытие И. Пригожиным диссипативных структур, возникаю­щих в далеких от равновесия системах, позволяет принимать теоре­тический потенциал термодинамики для объяснения процессов, происходящих в макросистемах (типа социум) [26; 27]. Могут быть установлены зависимости между социальными процессами как субъектом жизни (макро- и микрокосмос), пространством и време­нем. Речь идет о возникновении и развитии энтропийных социумов (кризисные формы жизни), переходе таких социумов в неэнтро­пийные, антикризисные.

Для существования любого стационарного состояния открытой системы необходим поток свободной энергии извне, постоянная

"накачка" потоком свободной энергии" [4]. Следовательно, роль "царицы мира" при таком подходе играет энергия, а не ее тень — энт­ропия. Заметную роль для понимания природы человека как ра­зумной самодеятельной самости играет генетико-адаптационная модель развития, где исторический процесс предстает в единстве элементов социогенеза.

Таким образом, развитие персонала организации, социума — это прогрессирующая интенсификация группового отбора, возрастание способностей к сотрудничеству, к самоотверженности, самопожерт­вованию. Те субъекты, у которых эти свойства слабо выражены, по­падают в тупики эволюции. Человек в отличие от них обладает раз­витой способностью к образованию условных и экстраполяционных рефлексов, лежащих в основе общечеловеческой этики (феномен совести). Важна и роль альтруистических эмоций.

Пассионарная модель развития. Разработана в научных трудах Л. Н. Гумилева [12; 13]. Автор исходит из того, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы отражается на поведении коллективов. Вариации этой энергии дают эффект "пассионарности" (лат. — "страсть").

Пассионарностъ — непреодолимое внутреннее стремление к дея­тельности, цели, которую человек ставит выше других целей. Пассионарность сопрягается с любыми способностями — высокими, сред­ними, малыми. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает творчество и разрушение, благо и зло. Большинство пас­сионариев пребывает в составе "толпы". Как "необратимая сила" пассионарность находится в основе глобальных коллизий — миграций народов, культурного роста человечества. Именно пассионарность делает безграничными ресурсы человеческих умов и воли.

Объяснить это можно тем, что каждый организм обладает энерге­тическим полем (этническим полем по Л. Н. Гумилеву), создавае­мым биохимической энергией живого вещества. Применяя эту (этноэнергетическую) модель к проблемам развития человека, можно заключить, что индивид, этнос выступают в качестве системы коле­баний определенного энергетического (этнического) поля. Разные "Я" отличаются частотой колебания поля, особым характером рит­мов разных этнических групп. Чувство "своего" означает унисон ритмов, чувство "чужого" — несовпадение их. После пика пассионар-ности следует период диссипации. Они возникают в далеких от рав­новесия системах и существуют благодаря обмену энергии и вещества. Выдающееся в людях уступает место обычному (принцип дополни­тельности Н. Бора). В пределах системы есть выдающиеся и обыч­ные. Когда внутри социальной системы воцаряется беспорядок, то в ней, как правило, выживают те, кто не принимал участия в истори­ческом процессе, жил в гомеостазе, в равновесии с природой. Напри­мер, наиболее сильные и здоровые уходили на войну, где погибали. Новый пассионарный толчок все начинает сначала.

Данная модель имеет ряд преимуществ. Л. Н. Гумилев делает вы­вод, что не может быть никаких ограничений для прогресса, изменя­ются только лидеры социогенеза (антропосферы). "Угасший" этнос после выполнения своих авангардных функций уступает место вошедшему в состояние активности. Человеческий путь объясним; если изменить подход — что-то делается во имя интереса к новому, жажды впечатлений и неожиданных ситуаций. Это и есть проявле­ние высших мыслей и эмоций, но уже следствие, а причина — обра­зование "условных и экстраполяционных рефлексов" [12].

С позиций синергетики негэнтропийный максимум в творческой системе "Я" человека служит причиной отказа от достигнутых ре­зультатов, если они начинают давить на него, превращаться в само­ценность. Движение к новому является проявлением энтропийного качества, поскольку усугубляется положение ищущего ответ "Я" че­ловека. Однако именно в этом случае конфликтность (проблем-ность) бытия служит лучшим средством повышения творческой ак­тивности. Так формируются великие характеры и делаются откры­тия. Г. Гегель подчеркивал, что это путь через страдания, которые составляют привилегию великих натур [10]. Эффект энтропности (энтропийности) в жизни человека может быть объяснен с по­мощью феномена "отклоняющегося поведения". Норма уступает место антинорме, обычное в мотивах поведение — необычному. Не­стандартность, нешаблонность поступков обнаруживает отклоне­ние от нормы для наилучшей самоорганизации. Это значит, что на­иболее общим средством обеспечения сохранения равновесия твор­ческой системы индивида является ее изменение. Чем динамичней система, тем большее значение приобретают изменения системы, а неравновесность, неустойчивость, нестабильность становятся источниками упорядоченности, способствуют достижению эффек­тивных результатов.

В едином мировом процессе самодвижение материи и самоорга­низация равнозначны убыванию энтропии, самодезорганизация — возрастанию негэнтропии. Организация и дезорганизация, порядок и беспорядок, негэнтропийные и энтропийные процессы обусловлены их неравномерным распределением в пространственно-временном континууме Вселенной. Земля, самоуправление являются областью организационных, информационных, негэнтропийных процессов. В таких условиях порождаются информационно-генерирующие процессы — геогенез, антропосоциогенез. Противоречие между по­рядком и беспорядком объективно и служит необходимым источни­ком развития физических, биологических и социальных систем. Суммирование содержания всех моделей развития является движе­нием к построению философской модели целостного личностного жизненного пространства, модели мира, наиболее объективно отра­жающей саморазвитие, самоуправление. Эта модель способствует решению проблемы прогноза жизненного пути человека, представ­ляемого как непрерывная цепь аспектов самореализации [32]. Жиз­ненный путь человека — это его движение в пространстве и времени, осуществляемое в процессе жизнедеятельности. Следовательно, чем реальнее модель мира, чем ближе она к жизни, тем более устойчиво самоуправление развитием человека.

Жизненный путь человека связан с осознанием цели и смысла жизни, с выявлением для себя своего предназначения [32]. При этом смысл жизненного пути, отмечал Л. Фейербах, состоит в самореали­зации [34], а неотъемлемым условием полноты самореализации лич­ности является осмысленное его построение, осуществляемое, по мнению С. Л. Рубинштейна, с использованием рефлексии.

Философское осмысление жизни связано с появлением в созна­нии человека феномена рефлексии, созреванием мировоззренческих чувств, выступающих как внутренние условия, включенные в общий эффект, определенный закономерным соотношением внешних и внутренних условий [29]. Исследования, проведенные киевскими социологами, свидетельствуют, что потребность в определении смысла жизни — не какая-то "блажь" особых рефлектирующих субъек­тов, она входит в состав насущных потребностей личности [32]. Выше уже шла речь о системообразующих факторах, связанных с этой потребностью. В такой ситуации приходим к выводу, что в про­цессе движения по жизненному пути смысл жизни постоянно уточ­няется рефлексивным механизмом на основе информации транс­формируемой модели мира.

Распространяя знания синергетики, пассионарности на жизнедея­тельность и деятельность человека, можно предполагать, объяснять и делать выводы. В человеке (персонале организации) как нелиней­ной, неравновесной системе в определенных условиях жизни обра­зуются внутренние связи, начинают "работать" системообразующие факторы, организующие, мобилизующие его и позволяющие совер­шать действия, поступки, которых он сам и его окружающие не ожи­дали. Это свидетельствует, что каждый человек сам себя не знает; в условиях кризиса в каждом появляются (могут проявиться) харак­теристики, способности, дающие ему возможность выйти на новый уровень развития. Видимо, проявление этих закономерностей в жиз­ни, которых, естественно, не знал Ф. де Ларошфуко, но умел наблю­дать явления и делать соответствующие выводы, дало ему возмож­ность написать следующее [20]: "Мало обладать выдающимися каче­ствами, надо еще уметь ими воспользоваться". "О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется".

Проявление качественных характеристик, возможностей человека в разных условиях приводит Ларошфуко к выводу о необходимости своевременной и объективной оценки ситуации. "В значительных делах следует не столько стараться создать возможности, сколько воспользоваться той, которая представилась". "Нужно только уметь вести себя соответственно существующей ситуации". "Лишены про­зорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее". Еще более определенно о возможностях чело­века говорил Ф. М. Достоевский: "Человек есть тайна: никогда не верь себе, что ты знаешь себя, если не хочешь свои возможности ис­пытать прежде времени; верь, что неожиданность, требующая новых сил, откроет в тебе самом неожиданные возможности, достойные те­бя, вообще человека" [9].

Человек жизненными обстоятельствами, кризисной ситуацией может быть "выведен" в состояние бифуркации, когда он вынужден принимать решения, переводящие его на совершенно новую траек­торию в жизненном пространстве. Диссипативные процессы, дисси-патия — это не зло, не фактор, а важное свойство процессов самореа­лизации, необходимое для выхода на аттрактор, для создания слож­ной диссипативной структуры в нелинейной открытой системе [31]. Синергетическое видение, стало быть, обусловливает необходи­мость изменения привычного взгляда, что флуктуации, случайности несущественны и не могут определить путь, эволюцию системы.

Следовательно, в открытых нелинейных средах, в которых человек строит свою жизнедеятельность, малое воздействие, флуктуация, слу­чайность могут приводить к существенным результатам. Однако, чтобы случайность могла производить подобные действия с человеком, он должен оказаться в состоянии неустойчивости, в котором оказывается чувствительным к малым флуктуациям. Состояние неустойчивости может иметь и конструктивный момент. Неустойчивость приводит к коренным перестройкам внутренних и внешних связей системы (человека). В этом случае неустойчивость означает развитие. Человек при реализации своего самоуправления (менеджмента) должен учи­тывать, что лавинообразные процессы, приводящие подчас к катаст­рофическим последствиям в жизнедеятельности, возникают, когда он и окружающая его среда особым образом подготовлены. Среда должна находиться в возбуждении, критическом состоянии, тогда достаточно незначительного воздействия на управляющий параметр системы, чтобы вызвать катастрофические последствия.

Значение принципов самоорганизации сложных систем раскры­вает для самоуправления развитием человека принципиально новые возможности, которые следует учитывать. В нелинейных средах существует поле путей развития, наличие которого позволяет гово­рить, что путь развития не предопределен, для каждого человека он не единственный. Следовательно, имеется возможность выбора. Л. А. Самарский пришел к выводу, что возможно несколько путей развития сложного объекта, будущее неоднозначно, определяется настоящим (начальными условиями), его нельзя предсказать на основании только предшествующего опыта. Оптимальный путь раз­вития надо выбирать, вычислять, им нужно управлять [30]. При этом следует учитывать, что из множества путей можно определить (вы­числить) наиболее оптимальный и желательный. Зная будущее состояние и устойчивые закономерные тенденции нации систем, человек может сократить время выхода, будущую форму организации. Так он может миновать многие постепенного жизненного.Следовательно, человек должен научиться определять этот путь, ибо он потенциально способен себя строить, структуриро­вать, правильно инициировать желательные тенденции саморазви­тия. Делается это с учетом знания того, что в каждом нелинейном процессе есть "... определенная область параметров или стадий, где нелинейная система особенно чувствительна к воздействиям, согла­сованным с ее внутренними свойствами (резонансными воздей­ствиями) ... Резонансное возбуждение представляет огромный интерес в синергетике. Понимание способов воздействия на слож­ные системы и последствий таких воздействий — конечная цель их исследований" [31].

Управляющее воздействие процессами развития нелинейной системы (человеком) может быть эффективным только тогда, когда оно согласовано с внутренними свойствами этой системы, т.е. явля­ется резонансным. Резонансное воздействие означает, что важна не сила управляющего воздействия на систему, а его правильная пространственная организация. Таким образом, при слабом воздей­ствии на систему в нужном месте и в нужное время, топологически согласованно с ее собственными структурами, она развертывается во всем богатстве своих форм и структур. Эта особенность восприя­тия у человека отмечается и при трансе. Реакция системы в опреде­ленных состояниях на слабые сигналы позволяет понять феномен человека, проявляющийся в появлении сверхвозможностей, в само­исцелениях при соответствующем психофизиологическом воздей­ствии на организм (аутотренинг, йога, у-шу, тайцзы-цюань, карате, акупунктура и т. д.).

 



на главную

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ