Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

Развитие как категория диалектики — результат применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Развитие есть необра­тимое, определенно направленное и закономерное изменение мате­риальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества [14].

Развитие принято рассматривать как процесс и результат системы изменений: прогрессивных и регрессивных, обратимых и необрати­мых, прерывающихся и непрерывных, стабильных и неустойчивых, количественных и качественных, связанных с усложнением и с упро­щением развивающейся системы, направленных и стохастических и многих других. Однако не все изменения достаточные и необходи­мые характеристики развития. В качестве таковых выступают необ­ратимые, направленные качественные изменения организованных объектов, осуществляющиеся системным образом [14]. Процесс раз­вития как бы пробивается, прокладывает дорогу сквозь многочис­ленные флуктуации, отклонения, изменения. И в той мере, в какой этот процесс направленный, целеустремленный, субъективно орга­низуемый, данные изменения могут аккумулироваться, интегриро­ваться, выстраиваться во внутренне обусловленную линию, траекто­рию жизненного пути человека.

Становление самоуправления деятельностью осуществляется в процессе необратимого развития, однако представить его в виде век­тора было бы слишком грубым приближением. Жизненные обстоя­тельства и внутренняя логика самодвижения предполагают возвра­ты, девиации, временный регресс, повторение пройденного, замедле­ния, рывки и ускорения. Таким образом, развитие теории и практики самоуправления (самоменеджмента) мыслится как движение по вос­ходящей всей массы уже достигнутого содержания и обогащения но­вым. Развитие — двойной процесс: в нем старое уходит, а новое при­ходит, утверждая себя не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в борьбе со старым [14].

Условия развития модели самоуправления. Под условиями раз­вития модели самоуправления понимается обстановка, в которой про­исходит и протекает становление и развитие теории самоуправления развитием персонала организации. Мы говорим об обстановке, скла­дывающейся внутри человека (персонала) и вне его и позволяющей практически самоуправлять развитием (своим самоменеджментом). Для выявления условий развития модели самоменеджмента предста­вим систему формирования человека (персонала) в виде управляюще­го объекта (подсистемы управления формированием человека, персо­нала) и управляемой (человек — биосоциальная система) (рис. 3.1). Уп­равляющая система включает деятельность государства, гражданского общества (ГО), общественных организаций (ОО), движений (ОД) и самостоятельную работу человека (его самоменеджмент).

Основными условиями развития организационных систем А. А. Бог­данов [8] считал:

    

Рис. 3.1. Система формирования человека:

1 и 2 — каналы связи командной и обратной


открытость, т. е. осуществление обмена с внешней средой, инфор­мацией, энергией, веществом (рис. 3.2);

     наличие цели;

     сервис безопасности, обеспечивающий орган управления необхо­димой информацией о принятии мер безопасности. Закрытыми системы могут рассматриваться только теоретически,

но, тем не менее, организованное противодействие поступлению ин­формации, энергии и вещества возможно. Пример — соответствую­щие ограничения в Советском Союзе как обратные действия, реакция на полную открытость системы. Необходимость иметь цель обусловли­вается требованиями закона целеполагания. Важность требования опре­деляется тем, что под цель определяется система управления

 

 
 
 
 
 

Рис. 3.2. Условия эффективного прогрессивного развития организационной системы:

1   — орган стратегического управления;

2   — процесс информационного обеспе­чения состояния безопасности системы;

3   — служба безопасности;
4 — граница внешней организационной среды;
5 — гра­ница внутренней среды безопасного информационно-психологического воз­действия;
6 — информация;
7 — энергия;
8 — вещество;
9 — цель развития

организацией. В этом плане учет требований закона соответствия управляе­мой и управляющей подсистем требует, чтобы они отвечали цели управления, а система управления — цели общества. Служба безо­пасности организации должна обеспечить не только компьютерную и физическую безопасность организационной системы, но и ее цело­стность. Последнее относится к стратегической функции безопас­ности.

Сейчас развивается так называемый энергетический подход к объяснению явлений жизни. Энергетический цикл жизни проходит через сложные устойчивые неравновесные состояния, для перест­ройки которых энергия живой материи производит работу внутри и вне системы. Обмен живых организмов веществом и энергией с ок­ружающей средой способствует росту свободной энергии и отрица­тельной энтропии в них, т. е. оттоку энтропии из организма. Тем са­мым поддерживается их неравновесное состояние. Целевое назначе­ние взаимодействия со средой состоит в освобождении организма от положительной энтропии, образуемой при превращениях энергии в живых организмах и извлечении из окружающей среды отрицатель­ной энтропии.

Организм человека всегда стремится минимизировать именно энтропию. Э. Бауэр ввел понятие устойчивого термодинамического неравновесия, которое проявляется при трех условиях [28]:

     само наличие свободной энергии, проявляющееся ("разряжаю­щееся" по Бауэру) безо всякого внешнего воздействия, т. е. свой­ства спонтанной деятельности организма;

     реакция на внешние воздействия, выравнивающая градиент энер­гии и восстанавливающая его первоначальное значение (в биоло­гическом понимании — это свойства раздражимости и возбуди­мости);

     накопление свободной энергии путем работы против факторов, ведущих к равновесию, что в биологии означает свойства целесо­образного поведения и приспособительной деятельности. Целесообразное поведение (целевая функция) системы, с одной

стороны, это выполнение системой основных физических законов и, прежде всего, законов сохранения условий состояния устойчивости и стабильности. С другой стороны, сущность целеполагания должна включать в себя формирование механизмов самосохранения (адап­тации) путем реализации положительных и отрицательных обрат­ных связей между системой и окружающей средой. Содержанием це­леполагания являются информационные процессы [И]. С общебио­логической точки зрения — это устойчивое стабильное состояние человека, существование его как вида.

Без развития система перестает существовать (постулат единства и борьбы противоположностей). Устойчивость живой системы состоит в ее развитии, которое определяется возникающими неустойчивос-тями. Оно обретает новые свойства: в равновесии "слепо", в сильно неравновесных процессах — "прозревает" [27].

Для сложных самоорганизующихся объектов живой природы процессы обмена веществом и энергией с окружающей средой про­исходят при условиях самоорганизации и нелинейного развития. Нелинейность обусловлена флуктуациями процессов, изменением пороговой чувствительности к управляющим параметрам системы (человека), появлением бифуркаций и непредсказуемостью измене­ний путей развития. Под самоорганизацией понимается установле­ние в неравновесной диссипативной среде пространственных струк­тур, развивающихся во времени, параметры которых определяются свойствами среды и мало зависят от источника неравновесности в виде потоков энергии и вещества.

Развиваться с качественными изменениями, с возрастанием уровня организации способны лишь открытые системы [1]. Человек и персо­нал организации относятся к таким системам, что убедительно пока­зано в работах И. И. Шмальгаузена [40] и П. К. Анохина [3]. Однако наилучшим образом развивается система, у которой наиболее адек­ватно внешнему воздействию работает механизм адаптации; совер­шенный механизм защиты (граница) от сигналов, превышающих возможности адаптера (сервиса безопасности); благоприятная среда для поддержания рабочего состояния адаптера и границы; органи­зованная деятельность сервиса безопасности (службы безопасности) (см. рис. 3.2). Ослаблением внутренних механизмов самоорганиза­ции и защиты, сохранения и адаптации целостности можно объяс­нить обнаружившуюся вдруг неспособность противостоять естест­венному, испытываемому любым государством, разрушительному воздействию извне. Таким образом, внутри системы (человека) надо искать причины, приводящие к утрате возможностей проти­востоять влиянию неблагоприятных внутренних и внешних фак­торов.

Другая составляющая, создающая условия саморазвития, по А. А. Богданову, — это цель. Организация, система должна иметь цель. В системе рефлексов человека И. П. Павлов выделял рефлекс цели — стремление к обладанию определенным раздражающим предметом. Суть этого рефлекса не в цели или ее ценности, а в стремлении. Сама цель — дело второстепенное; стремление к ней — главное. Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас [25]. "Жизнь только у того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели или с оди­наковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается только людьми, стремящи­мися к той или другой поставленной в жизни цели.... Жизнь перес­тает привязывать к себе, как только исчезает цель" [25]. Особен­ностью рефлекса цели является быстрое развитие успокоения и равнодушия после ее достижения и возникновение повторного стремления к новой цели. Как и другие рефлексы, рефлекс цели может усиливаться или подавляться различными жизненными обстоятельствами. Если они выдвигают любые непреодолимые препятствия (произвол, формализм, равнодушие и т. д.), не позво­ляют видеть жизненную перспективу, то человек неизбежно прев­ращается в пассивное существо, лишенное способности смотреть в будущее, ставить цели и достигать их.

Важным элементом самоуправления развитием является уро­вень владения рефлексией [2]. Рефлексивная функция возникает и реализуется в любой практике деятельности, в которой возникло затруднение [2]. При этом исследовательская функция рефлексии (реконструкция появления затруднения) обслуживает переход к критической (обнаружение причины затруднения) и нормативной (перестройка прежней нормы) функциям. Сама критика и норми­рование как бы вырастают из исследовательского рефлексиро­вания [2]. Построение картины осуществленной жизнедеятельности дает материал для критики и последующего нормирования (изме­нения жизненных планов, технологий решения задач и т.д.). Раз­вивающийся человек, активно познающий себя и окружающий мир, постоянно рефлексирует свои действия и поступки, испыты­ваемые затруднения в решении жизненных задач. Поступок явля­ется связующим звеном между человеком и его жизнедеятель­ностью, способствует ее саморазвитию. Понимая структуру пос­тупка, важности рефлексии над ним с учетом реальных условий и обстоятельств, человек становится способным занимать позицию "над" своей жизнедеятельностью ("выходить" из жизнедеятель­ности), реально становится субъектом своей жизнедеятельности. С. Л. Рубинштейн [29] выделял два способа существования человека в мире:

     человек не выходит за пределы непосредственных отношений, в которых он живет. Здесь он весь внутри жизни, всякое его отно­шение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Такая жизнь выглядит как природный процесс, хотя часто не осознается человеком;

     человек связан с появлением рефлексии, которая как бы приоста­навливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выво­дит человека мысленно за ее пределы. Он как бы занимает пози­цию вне ее.

Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к моральному разложе­нию или другой — к построению нравственной человеческой пози­ции на новой сознательной основе [29]. Человек становится под­линным субъектом своей жизнедеятельности, его поступки обре­тают философский оттенок, он становится ответственным за ход своей жизни, за отношение к ней. Однако понимание возможнос­ти рефлексии еще не означает ее эффективное применение на практике. Рефлексия — навык, который необходимо развивать практикой, это специальная подготовка человека. Таким образом, открытость человека как биосоциальной системы, наличие у него "адаптирующего устройства", обеспечивающего устойчивость к воздействию внешней среды, цели и владение рефлексией создают ему внутренние условия для развития. Человек развивается (совершенствует свой ресурс), управляя этим развитием. Следо­вательно, самоуправление развитием персонала предполагает раз­витие ресурса человека. Однако он реализует свои замыслы, раз­вивается только в обществе, в общении с себе подобными в трех сферах коллективной деятельности — духовной, политической и материальной [42].

При этом оптимальное развитие социума предполагает гармо­ничное сочетание всех трех сфер при объединяющем признании общезначимости духовных ценностей. Организующей основой все­стороннего развития персонала (человека) в современных условиях может выступать кадровая политика, основанная на познании и ис­пользовании закономерностей социальной динамики и служащая интересам как государства, так и гражданского общества [42]. В случае наложения на кадровую политику ограничений возникают деформа­ции в развитии внешней и внутренней среды человека, в последую­щем приводящие (особенно в условиях перемен) его к системному кризису.

Феномены пассивности и активности развития имеют в науке о человеке статус хорошо разработанных абстракций, содержание ко­торых достаточно ясно. Они служат (на уровне категорий) при обра­щении к внутренней жизни "Я" человека, к самостоятельной способ­ности "Я" создавать вещи и идеи. Эти свойства "Я" могут опреде­ляться социальными и природокосмическими факторами, что получило отражение в концепции "универсального эволюционизма" Н. Н. Моисеева, в концепциях пассионарности и эволюционизма. Н. Н. Моисеев говорит о новой тенденции в развитии культуры — о становлении "коллективного интеллекта" [21]. Однако следует заметить, что при интеграционных тенденциях "массой" могут по­глощаться отдельные части. Если рассмотреть отношения массы и личности, то нельзя исключить рецидив "безмолвного большинства", как уже было в эпоху средневековья и в последующие периоды. Боль­шинство может быть пассивным. Толчком к пассивности могут быть условия жизни индивида, вынуждающие выбирать стратегию "двой­ного сознания", т. е. одновременно признавать и не признавать сис­тему принятых в обществе ценностей.

Г. В. Щёкин считает объектом кадровой политики человеческие ресурсы, предметом — систему управления ими [42]. Учитывая, что в процессе осуществления самоуправления жизнедеятельностью человека он совершенствует свой ресурс и то, что внешнее (социаль­ное) управление человеком является, по сути, самоуправлением, предлагаем к приоритетам кадровой политики отнести самоуправле­ние человека.

 



на главную

ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ) 

   
{BANNER_RAN}