Условием проверки готовности человека к активной жизнедеятельности и своеобразным стимулом проявления человеческого фактора, всех источников саморазвития в человеке являются кризисные состояния. Наиболее научно обоснованный подход к пониманию природы кризисов дает синергетика. Она объясняет кризисы нарушенным равновесием с внешней средой. В кризисный (бифуркационный) момент качественно преобразуется открытая нелинейная система, какой является человек, имеющий выраженную тенденцию к самоорганизации.
Человек неоднократно переживает кризисы, когда осмысленное отношение ко времени собственной жизни стимулирует поиск конструктивных выходов из сложившейся ситуации, мобилизует внутренние ресурсы, перед которыми нередко отступают даже болезни. Мир человека в условиях воздействия внешних факторов остается относительно автономным и специфичным для каждого. Попадая в экстремальные ситуации, человек выработал механизмы выживания. Имеется гипотеза псевдоискусственного отбора, критерии которого усвоены людьми. Выживали с большей вероятностью не биологически более приспособленные, а социально приспособленные: быть в тени, когда убивают ярких, быть слабым или притвориться слабым, когда убивают сильных, быть умным, когда дерутся глупые [39]. Однако внешние разрушительные силы почти бессильны перед силой духа, "упрямством духа", как называл эти свойства характера В. Франкл, анализируя особенность выживания в концентрационном лагере [35]. Эта сила духа — значительный источник саморазвития и самоуправления человека, системообразующий фактор. Для человека в кризисе важно существование стремления к реальной действительности, желание пробудить свой потенциал, свои резервы, приблизить жизненный мир, "ставший субъективным", к живой реальности. Реконструкция модели мира предполагает осознание жизненной ситуации как кризисной, принятие ее как реальности, требующей от человека готовности к корректировке замыслов, уточнению целей, выбору стратегии.
В настоящее время понимание причинности возникновения кризиса связывается не с устойчивостью и равновесными состояниями объектов, а с более сложными закономерностями становления, саморазвития, самоорганизации. Внимание при этом уделяется конструктивной случайности. Человек как неравновесная система может быть приведен в кризисное состояние, по мнению И. Пригожина, тем быстрее, чем более он чувствителен к внешним воздействиям. Слабые сигналы на входе системы способны порождать значительные отклики и приводить к неожиданным эффектам. Система в целом может перестроиться так, что ее поведение будет казаться непредсказуемым. Провоцирующие кризис внешние обстоятельства так или иначе взаимодействуют с внутренними. Важнейшим признаком кризиса является избирательное повышение чувствительности к важным воздействиям. Поскольку в ходе кризиса изменяется способ детерминации процесса развития, то легко вмешаться в работу внут-риличностных механизмов и способствовать поиску обновленных жизненных ценностей.
Когда кризис содержит реальную угрозу существованию, происходит распад привычного способа жизни, выход в иную реальность, нарастает ощущение опустошенности, никчемности бытия. Поведение в кризисе характеризуется негибкостью, прямолинейностью, примитивным уровнем эмоциональной регуляции жизнедеятельности. Человек становится зависимее от окружения, границы его психологического пространства расплываются. Душевная смута сопровождается возрастанием роли веры, переосмыслением таких понятий, как Бог, смерть, грех, искушение (это гипнологи относят к трансовым состояниям сознания).
Жизненный кризис является и движущей силой. Кризис (в переводе с греческого — поворотный пункт, решение) — это грань, разделяющая этапы жизненного пути, состояние серьезных потрясений, переоценки былых ценностей, пересмотра жизненных замыслов. Результаты многих исследований дают основания рассматривать кризис как явление не случайное, имеющее иногда неясные причины возникновения и механизмы протекания.
Для развития представляет интерес кризис как движущая сила саморазвития человека и управление им. Влияние, например, внешних факторов (экологического бедствия, социального потрясения), обусловливающих нарушение привычного уклада жизни, устойчивых стереотипов, приводит одних к внутренним разрушающим противоречиям, а других — к пробуждению дремавших жизненных сил, к яркому раскрытию личности. Жизненный путь человека проходит в соответствии с жизненным замыслом, сценарием. Оказавшись в кризисной ситуации, человек выбирает решение на основе многих альтернатив. Кризис предполагает поливалентность, человек вынужден остановиться и оглянуться, осознать свое отношение к жизни как таковой, пройденному отрезку времени, собственному будущему. Оценка качества жизни, ее смысл и цели, мучительный выбор дальнейшего направления движения, ответственность перед собой и другими в индивидуальной жизни — таково психологическое содержание кризиса. Угроза проекту будущей жизни, не позволяющая свернуть с отлаженного пути, приводит к осмыслению, корректировке планов, выбору новых стратегий достижения жизненных целей.
В процессе жизнедеятельности происходит динамичное преобразование человеком жизненного пространства. Специфика его динамических реконструкций может быть выявлена такими способами метризации, как онтогенез, время жизни, ее цикл и путь. Развитие жизненного пространства характеризуется внутренней логикой его становления. Представляя его координаты в виде отношения к собственной жизни (психологическое время) и к другим людям (психологическое пространство), можно получить их функцию — отношение к самому себе. Результаты исследований [32] свидетельствуют, что негативное и позитивное отношение к себе зависит от отношения к другим, к своим жизненным планам и их реализации, к потребностям и желаниям своим и окружающих. В отношении к себе можно "увидеть", "прочитать", чем для каждого человека есть его собственная жизнь, является ли он творцом, автором, режиссером.
Пространственно-временные характеристики жизненного пространства содержат в преобразованном виде онтогенетические закономерности, возрастные свойства, черты хронологического возраста, жизненного цикла. Фазы, возрастные стадии, различные переходы в индивидуальной и семейной жизни, профессиональной деятельности создают отдельные этапы миропостроения, имеющие прерывно-непрерывный характер или определенные периоды. На каждом этапе жизненное пространство (модель мира) предстает целостным феноменом с нелинейной детерминацией формирования. В процессе развития оно приобретает определенную форму, влияющую на организацию пространственно-временных координат. Структурные характеристики жизненного пространства при переходе от одного этапа жизненного пути к другому трансформируются.
Следовательно, первое, что надо сделать человеку, выйдя из кризиса, — это изменить свою модель видения жизненного пространства, затем начинать оценивать жизненную ситуацию и свое видение в ней себя и т. д. Этот процесс деятельности характерен для ранее рассмотренных социальных технологий.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите положения, на которых базируется синергетическая парадигма.
2. Охарактеризуйте суть синергетической парадигмы.
3. Объясните с позиций синергетики проявление феномена "пульсирующий менеджмент".
4. Проанализируйте процесс развития человека, персонала организации с позиций синергетического подхода.
5. Дайте характеристику синергетической модели развития.
6. В чем проявляется единство динамики хаоса и порядка?
7. Объясните суть теории биологической эволюции Ч. Дарвина.
8. Охарактеризуйте генетические основы развития.
9. Каковы факторы эволюционного развития?
10. Дайте общую характеристику модели развития и управления развитием.
11. Как Вы представляете себе модель самоуправления развитием человека?
12. Объясните условия развития "живых" систем с позиций тектологии А. А. Богданова.
13. Что затрудняет введение самоуправления развитием человека в обществе?
14. Каковы условия эффективного прогрессивного развития организационной системы?
15. Охарактеризуйте жизненный кризис как движущую силу развития.
16. Что необходимо сделать человеку после выхода из кризисной ситуации?
|