Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ

Условием проверки готовности человека к активной жизнедея­тельности и своеобразным стимулом проявления человеческого фактора, всех источников саморазвития в человеке являются кри­зисные состояния. Наиболее научно обоснованный подход к пони­манию природы кризисов дает синергетика. Она объясняет кризисы нарушенным равновесием с внешней средой. В кризисный (бифур­кационный) момент качественно преобразуется открытая нелиней­ная система, какой является человек, имеющий выраженную тенден­цию к самоорганизации.

Человек неоднократно переживает кризисы, когда осмысленное отношение ко времени собственной жизни стимулирует поиск конструктивных выходов из сложившейся ситуации, мобилизует внутренние ресурсы, перед которыми нередко отступают даже бо­лезни. Мир человека в условиях воздействия внешних факторов ос­тается относительно автономным и специфичным для каждого. По­падая в экстремальные ситуации, человек выработал механизмы вы­живания. Имеется гипотеза псевдоискусственного отбора, критерии которого усвоены людьми. Выживали с большей вероятностью не биологически более приспособленные, а социально приспособлен­ные: быть в тени, когда убивают ярких, быть слабым или притво­риться слабым, когда убивают сильных, быть умным, когда дерутся глупые [39]. Однако внешние разрушительные силы почти бес­сильны перед силой духа, "упрямством духа", как называл эти свой­ства характера В. Франкл, анализируя особенность выживания в концентрационном лагере [35]. Эта сила духа — значительный ис­точник саморазвития и самоуправления человека, системообразую­щий фактор. Для человека в кризисе важно существование стремле­ния к реальной действительности, желание пробудить свой потенциал, свои резервы, приблизить жизненный мир, "ставший субъектив­ным", к живой реальности. Реконструкция модели мира предполагает осознание жизненной ситуации как кризисной, принятие ее как реальности, требующей от человека готовности к корректировке замыслов, уточнению целей, выбору стратегии.

В настоящее время понимание причинности возникновения кри­зиса связывается не с устойчивостью и равновесными состояниями объектов, а с более сложными закономерностями становления, самораз­вития, самоорганизации. Внимание при этом уделяется конструк­тивной случайности. Человек как неравновесная система может быть приведен в кризисное состояние, по мнению И. Пригожина, тем быстрее, чем более он чувствителен к внешним воздействиям. Сла­бые сигналы на входе системы способны порождать значительные отклики и приводить к неожиданным эффектам. Система в целом может перестроиться так, что ее поведение будет казаться непред­сказуемым. Провоцирующие кризис внешние обстоятельства так или иначе взаимодействуют с внутренними. Важнейшим признаком кризиса является избирательное повышение чувствительности к важным воздействиям. Поскольку в ходе кризиса изменяется способ детерминации процесса развития, то легко вмешаться в работу внут-риличностных механизмов и способствовать поиску обновленных жизненных ценностей.

Когда кризис содержит реальную угрозу существованию, проис­ходит распад привычного способа жизни, выход в иную реальность, нарастает ощущение опустошенности, никчемности бытия. Поведе­ние в кризисе характеризуется негибкостью, прямолинейностью, примитивным уровнем эмоциональной регуляции жизнедеятель­ности. Человек становится зависимее от окружения, границы его психологического пространства расплываются. Душевная смута сопровождается возрастанием роли веры, переосмыслением таких понятий, как Бог, смерть, грех, искушение (это гипнологи относят к трансовым состояниям сознания).

Жизненный кризис является и движущей силой. Кризис (в пере­воде с греческого — поворотный пункт, решение) — это грань, разде­ляющая этапы жизненного пути, состояние серьезных потрясений, переоценки былых ценностей, пересмотра жизненных замыслов. Ре­зультаты многих исследований дают основания рассматривать кри­зис как явление не случайное, имеющее иногда неясные причины возникновения и механизмы протекания.

Для развития представляет интерес кризис как движущая сила саморазвития человека и управление им. Влияние, например, внеш­них факторов (экологического бедствия, социального потрясения), обусловливающих нарушение привычного уклада жизни, устойчи­вых стереотипов, приводит одних к внутренним разрушающим противоречиям, а других — к пробуждению дремавших жизненных сил, к яркому раскрытию личности. Жизненный путь человека проходит в соответствии с жизненным замыслом, сценарием. Ока­завшись в кризисной ситуации, человек выбирает решение на основе многих альтернатив. Кризис предполагает поливалентность, чело­век вынужден остановиться и оглянуться, осознать свое отношение к жизни как таковой, пройденному отрезку времени, собственному будущему. Оценка качества жизни, ее смысл и цели, мучительный выбор дальнейшего направления движения, ответственность перед собой и другими в индивидуальной жизни — таково психологичес­кое содержание кризиса. Угроза проекту будущей жизни, не позво­ляющая свернуть с отлаженного пути, приводит к осмыслению, корректировке планов, выбору новых стратегий достижения жиз­ненных целей.

В процессе жизнедеятельности происходит динамичное преобра­зование человеком жизненного пространства. Специфика его дина­мических реконструкций может быть выявлена такими способами метризации, как онтогенез, время жизни, ее цикл и путь. Развитие жизненного пространства характеризуется внутренней логикой его становления. Представляя его координаты в виде отношения к собственной жизни (психологическое время) и к другим людям (психологическое пространство), можно получить их функцию — отношение к самому себе. Результаты исследований [32] свидетель­ствуют, что негативное и позитивное отношение к себе зависит от от­ношения к другим, к своим жизненным планам и их реализации, к потребностям и желаниям своим и окружающих. В отношении к себе можно "увидеть", "прочитать", чем для каждого человека есть его собственная жизнь, является ли он творцом, автором, режиссером.

Пространственно-временные характеристики жизненного прост­ранства содержат в преобразованном виде онтогенетические законо­мерности, возрастные свойства, черты хронологического возраста, жизненного цикла. Фазы, возрастные стадии, различные переходы в индивидуальной и семейной жизни, профессиональной деятельнос­ти создают отдельные этапы миропостроения, имеющие прерывно-непрерывный характер или определенные периоды. На каждом эта­пе жизненное пространство (модель мира) предстает целостным фе­номеном с нелинейной детерминацией формирования. В процессе развития оно приобретает определенную форму, влияющую на орга­низацию пространственно-временных координат. Структурные ха­рактеристики жизненного пространства при переходе от одного эта­па жизненного пути к другому трансформируются.

Следовательно, первое, что надо сделать человеку, выйдя из кри­зиса, — это изменить свою модель видения жизненного простран­ства, затем начинать оценивать жизненную ситуацию и свое видение в ней себя и т. д. Этот процесс деятельности характерен для ранее рассмотренных социальных технологий.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.               Назовите положения, на которых базируется синергетическая парадигма.

2.               Охарактеризуйте суть синергетической парадигмы.

3.   Объясните с позиций синергетики проявление феномена "пульсиру­ющий менеджмент".

4.  Проанализируйте процесс развития человека, персонала организации с позиций синергетического подхода.

5.   Дайте характеристику синергетической модели развития.

6.   В чем проявляется единство динамики хаоса и порядка?

7.   Объясните суть теории биологической эволюции Ч. Дарвина.

8.   Охарактеризуйте генетические основы развития.

9.   Каковы факторы эволюционного развития?

10.             Дайте общую характеристику модели развития и управления развитием.

11.   Как Вы представляете себе модель самоуправления развитием че­ловека?

12.   Объясните условия развития "живых" систем с позиций тектологии А. А. Богданова.

13.   Что затрудняет введение самоуправления развитием человека в об­ществе?

14.   Каковы условия эффективного прогрессивного развития организаци­онной системы?

15.   Охарактеризуйте жизненный кризис как движущую силу раз­вития.

16.   Что необходимо сделать человеку после выхода из кризисной ситу­ации?

 



на главную