Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Синергетическая парадигма и психология развития. Идея раз­вития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дар­вина "Происхождение видов путем естественного отбора", вышед­шая в свет в 1859 г., заставила естествоиспытателей признать в прин­ципе эволюцию психической деятельности [8]. Человека стали понимать как часть природы, обратили внимание на его биологичес­кие основы, генезис человеческого сознания.

Развитие — процесс необратимых, направленных и закономер­ных изменений, приводящий к возникновению количественных, ка­чественных и структурных преобразований психики и поведения че­ловека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех дру­гих изменений, являются:

     необратимость - способность к накоплению изменений, "над­страиванию" новых изменений над предшествующими;

     направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

     закономерность - способность системы к воспроизведению одно­типных изменений у разных людей.

Психология развития учитывает основные положения синерге­тики [15]:

     идею целевой детерминации процесса развития;

     понятие "аттрактор цели", обозначающий конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития;

     формирование, развитие структуры системы определяется не только прошлым, но и будущим, которое как бы притягивает нас­тоящее (только те его элементы, которые подобны структурным элементам цели);

     информация о будущей картине развития структуры в целом со­держится в центре, а о прошлой картине — на периферии;

     фрагменты структуры показывают характер прошлого развития структуры в целом, а другие фрагменты — ее будущего развития. Образно говоря, "завтра есть причина сегодня". На основании

знания структуры цели мы получаем возможность правильно ана­лизировать желательные направления самоструктуризации систе­мы [15]. Исходя из этого можно утверждать, что один психический процесс является фоном для развития другого. Например, память — это фон для развития мышления, эмоциональная стабильность — для развития механизмов саморегуляции, а невербальный интел­лект — для развития вербального. Следовательно, когда один про­цесс достаточно развит, другой существует потенциально, в скры­том виде. Будущее положение системы кроется в ее настоящем состо­янии.

Цель психологического развития. С учетом синергетических по­ложений можно утверждать, что сложные, открытые, нелинейные, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы являются це­леустремленными. Именно к таким системам относится психика че­ловека, поэтому можно считать, что процесс психического развития обусловлен некой целью. Цель для человека выступает в виде иде­ального образа конечного результата деятельности, исполняет роль системообразующего фактора, обусловливающего весь ход развития системы.

В психологии выделяют области (сферы) психического развития — психофизическую, психосоциальную, когнитивную, а также их но­сители в структуре человека — индивид, личность, субъект деятель­ности. Результатом развития человека как индивида в ходе онтогене­за является достижение им биологической зрелости; как личности в рамках его жизненного пути — достижение социальной зрелости; как субъекта практической (трудовой) и умственной деятельности — достижение трудоспособности и умственной зрелости [4]. Однако человек — это не только целостное, но и цельное образование, ре­зультат внутреннего единства и согласованности. Он демонстрирует взаимодействие всех структурных компонентов, проявление функ­ционального в отношении целого.

Движущей силой человека и его стремления к самоосущест­влению является смысл жизни. Смысл жизни существует во внешнем мире, и человек в течение жизни определяет, какие из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, для него истин­ны [23]. Если целостность обеспечивается на структурном уров­не, а цельность — на функциональном, то возникает вопрос о цели психического развития человека как целостного и цельного образования.

Приведем примеры рассуждений некоторых ученых [2]:

     цель жизни человека состоит в становлении свободного, разумно­го и активного субъекта (Аристотель);

     стать тем, кем ты являешься потенциально, — это развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен (Б. Спиноза).

     цель жизни заключается в росте и развитии человека в границах его природы и жизнеустройства (Дж. Дьюи);

     стремление к смыслу — базовое стремление человека; оно позво­ляет осуществить выход из экзистенциального вакуума, в кото­ром оказался современный человек, осуществить смысл и цель (В. Франкл);

     любовь как особая форма человеческих отношений, позволяю­щая человеку обрести подлинное "Я" — процесс усиления и раз­вития его личности, его собственного "Я" (Э. Фромм);

     интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности ... с целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. ... определенной взаимосвязью определен­ных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и та­лант человека с их неповторимостью — все это самые поздние продукты развития человека (Б. Ананьев);

Исходя из взглядов исследователей, цель психологического раз­вития — максимально полное осознание человеком своих потенци­альных возможностей, осознание им своего "Я".

Факторы психологического развития. Жизнь человека — после­довательное осознание им своей отдельности и переживание этой от­дельности. В этом и заключается главная цель жизни человека [2]. Факторы психического развития — ведущие детерминанты изме­нения человека. Ими принято считать наследственность, среду и ак­тивность [24]. Если наследственность проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а среда (общество) — в социальных свойствах личности, то активность — во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поко­лений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. На основании сопоставления значений наследственного и со­циального факторов развития можно сделать вывод: генотип содер­жит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим про­грамму его индивидуального развития [2].

Генотипические факторы типизируют развитие, а генотип его ин­дивидуализирует. Каждый человек — уникальный генетический объ­ект, который никогда не повторится. Под генотипом понимают сово­купность всех генов, генетическую конституцию организма, под фено­типом — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. (В подразделе 5.3 будет рассмотрено влияние генотипа и фенотипа на формирование индивидуальных характеристик человека.)

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Психическое развитие — ре­зультат столкновения внутренних качеств с внешними факторами развития. Духовное развитие — не простое проявление прирожден­ных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешни­ми условиями развития [24]. Ребенок — биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

Степень детерминированности различных психических образова­ний генотипом и средой оказывается различной, но проявляется ус­тойчивая тенденция: чем ближе психическая структура к уровню ор­ганизма, тем сильнее ее обусловленность генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые приня­то называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Влияние генотипа всегда по­ложительно, а среды — неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Роль генотипа значительно выше по сравнению со сре­дой, но это не означает отсутствие влияния последней.

Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Самодвижение, в ходе которого инди­вид воспроизводит самого себя, характеризуется активностью, про­являющейся как запрограммированное организмом движение к оп­ределенной цели. Активность проявляется в поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения, раз­личных рефлексах.

Активность — важнейшая черта всех живых систем. Как самый главный и определяющий фактор развития человека и персонала организации она является и системообразующим фактором взаимо­действия наследственности и среды, обеспечивающим устойчивое динамическое неравновесие самой системы (человека) и среды. Ди­намическое неравновесие — источник активности [2].

Концептуальные основы психологии развития. Психика чело­века — целостное и системное образование, а развитие выполняет функцию жизненной связи с окружающим миром.

Сегодня в психологии насчитывается более двух десятков теорий и концептуальных подходов, объясняющих процесс психического развития. Специалисты выделяют следующие теории [2]:

     созревания А. Гезелла;

     этологические К. Лоренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби;

     психолого-педагогическую М. Монтессори;

     ортогенетическую Т. Вернера;

     условно-рефлекторные И. П. Павлова, Дж. Уотсона и Б. Скиннера;

     социального научения А. Бандуры;

     психоаналитическую 3. Фрейда;

     когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. Колберга;

     аутизма Б. Беттельгейма;

     развития детского опыта Э. Шехтеля;

     экологическую Дж. Гибсона;

     лингвистического развития Н. Хомского;

     подросткового периода К. Юнга;

     стадиальную Э. Эриксона;

     культурно-историческую Л. Выготского и ее современные вари­анты в виде деятельностного подхода А. Н. Леонтьева — А. Р. Лу-рия и теории поэтапного формирования умственной деятельности П. Я. Гальперина.

Такое обилие теорий свидетельствует о сложности проблемы и отсутствии обоснованной системы взглядов на ключевые положения в понимании природы психики.

Закономерности (ведущие принципы) психического развития:

1.    Устойчивое динамическое неравновесие системы (обосно­ванное синергетическим подходом) является фактором, обуслов­ливающим развитие.

2.    Взаимодействие тенденций к сохранению и изменению (наследственности — изменчивости) как условие развития системы [2]. Тенденция к сохранению обусловлена наследственностью, гено­типом, который без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению — из­менчивостью, проявляющейся в приспособлении вида к среде обита­ния. Индивидуальная изменчивость системы выступает условием для исторической изменчивости системы в целом, универсальной закономерностью развития любых систем [24].

Известно, что генетическая программа человека не претерпела существенных изменений за последние 40 тысяч лет — с тех пор, как сформировалась. Тем не менее, эволюционная завершенность чело­века относительна, а следовательно, это не означает полного прекра­щения каких бы то ни было изменений его биологической, а тем бо­лее психической организации. Если наследственность обеспечивает сохранность генотипа и выживание человека как вида, то изменчи­вость составляет основу активного приспособления индивида к из­меняющейся среде и активного воздействия на нее за счет вновь вы­рабатываемых у него свойств.

3. Дифференциации — интеграции — критерий развития струк­туры, один из всеобщих для любых систем. Дифференциация — составная процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне расчлененные. Интеграция — составная процесса развития, связан­ная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Развитие происходит от состояния относительной глобальности к состояниям большей дифференцированности, артикулированное -ти и иерархической интеграции. Развитие — это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция и центра­лизация внутри генетического целого [24]. Результатом дифферен­циации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т. е. усложне­ние системы. Интеграция характеризуется ростом объема и интен­сивности взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образова­ние с появлением качественно новых свойств.

Если дифференциация — процесс расчленения общей структуры на части, обладающие разными и более специфическими функция­ми, то интеграция необходима для образования новых связей, обес­печивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций. Этот принцип — важный показатель степени организации системы. Он позволяет судить о развитости системы, состоящей из разнородных элементов, уровней иерархичности, о количестве и разнообразии связей между элементами и уровнями.

Выделяют пять аспектов, с помощью которых можно оценить уровень развития системы [24]:

    синкретичностъ — дискретность. Характеризует низший уро­вень развития структуры, указывает на ее синкретность (слит­ность, неразличимость), в то время как высший уровень отли­чается дифференцированностью той или иной психической структуры;

    диффузность — расчлененность. Определяет структуру как отно­сительно однородную (диффузную) либо расчлененную с ясно выраженной самостоятельностью входящих в нее элементов;

    неопределенность — определенность. Смысл этих показателей в том, что по мере развития отдельные элементы целого приобрета­ют все большую определенность, становятся все легче отличимы­ми друг от друга как по форме, так и по содержанию [24];

    ригидность — подвижность. Если низший уровень развития системы характеризуется стереотипным, однообразным и ри­гидным поведением, то высокому уровню развития свойственно гибкое, разнообразное и пластичное поведение;

    лабильность — стабильность. Указывает на внутреннюю устой­чивость системы, на ее способность длительно удерживать опре­деленную линию, стратегию поведения.

4. Принцип цельности — характеристика функционального развития системы. Цельность — единство целей и средств их дости­жения, обеспеченное повторяемостью, соподчиненностью, сораз­мерностью и уравновешенностью структурных элементов целого [24]. Успешность функционирования системы в целом обусловлена тем, насколько "подогнаны" один к другому ее элементы, насколько согласованно они взаимодействуют. Цельность показывает меру связности элементов, а следовательно, и уровень развития ее функции.

При этом считают, что:

    повторяемость — единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, например личности (ее направ­ленность, параметры саморегуляции), связаны с другими лично­стными параметрами;

     соподчиненностъ — единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его главного элемента. Примером сопод­чиненное™ может быть иерархия личностных образований в структуре личности;

     соразмерность — единство, обеспечиваемое общей закономер­ностью. В факторной структуре личности соразмерность означа­ет согласование размеров (дисперсий) факторов в целом;

     уравновешенность — единство согласованных противоположнос­тей. Уравновешенность структуры человека выражается в сба­лансированности всех его составляющих — индивида, личности, субъекта, что и обеспечивает ее стабильность [24].

К четырем приведенным выше принципам психологи добавляют еще два: принцип возможности превращения избыточной (преадап-тивной) активности элементов системы в адаптивную и принцип возрастания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных критических ситуациях [24].

Изложенные закономерности, используемые как принципы, объяс­няют источники и условия развития человека, а также уровень его развития как структурного и функционального образования.

Результаты исследований психологов позволяют сформули­ровать основные закономерности процесса психологического разви­тия [24]:

Неравномерность и гетерохронность. Неравномерность раз­вития проявляется в том, что психические функции, свойства и об­разования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои ста­дии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колеба­тельный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности измене­ний. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний в раз­витии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колеба­тельный характер ее возрастной динамики.

Колебательный характер развития обусловлен нелинейной, мно­говариантной природой развивающейся системы. Чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания: высокие подъемы сменя­ются значительными спадами. В сложноорганизованных и высоко­развитых системах колебания становятся частыми, но амплитуда их резко уменьшается, т. е. сложная система как бы сама себя стабили­зирует [13]. Система в своем развитии следует к единству и гармо­нии частей.

Гетерохронность означает асинхронность (несовпадение во вре­мени) фаз развития отдельных органов и функций, является особой закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации. Различают внутрисистемную и меж­системную гетерохронность. Внутрисистемная проявляется в неод­новременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые бу­дут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем — более молодые. Гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции [2].

Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через не­устойчивые периоды, проявляющиеся в его кризисах. Устойчивость, динамизм системы возможны на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных пси­хических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Сенситивность развития — период повышенной восприимчи­вости психических функций к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию. Периоды сенситивного развития ограниче­ны во времени и если упущен соответствующий период изменения той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Кумулятивность — результат развития каждой предшествую­щей стадии включается в последующую, определенным образом трансформируясь. При этом накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии.

Дивергентность — конвергентность процесса развития вклю­чает две противоречивые и взаимосвязанные тенденции. Под дивер­генцией понимают повышение разнообразия в процессе психического развития, а под конвергенцией — его свертывание, усиление избира­тельности.

В науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, описывающих процесс психического развития человека, однако ни одной из них не удалось охарактеризовать развитие человека во всей его сложности и многогранности.

Существуют две основные точки зрения:

     эволюция — развертывание уже существующих задатков. При этом развитие понимают не как качественно новое, а как проявле­ние уже предшествующих задатков;

     эволюция — процесс создания совершенно нового.

Если в первом случае, прежде всего, подчеркивается роль внут­ренних факторов, а само развитие трактуется как процесс реализа­ции определенных программ, то во втором развитие понимают как движение от старого к новому, отмирание старого и рождение ново­го, переход от возможности к действительности.

Научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на основе определенных закономернос­тей заставляют нас не противопоставлять эти точки зрения, а пы­таться согласовать их между собой. Человек — продукт не только эволюции природы, истории общества, поэтому его психическое раз­витие трудно понять с позиций противоборствующих концепций. Однако современное понимание хода эволюции наложило отпечаток на содержание теорий психического развития: одни из них ак­центируют эндогенные (внутренние) причины психического разви­тия, другие — экзогенные (внешние).

Анализируя подходы, объясняющие развитие человека, можно выделить три основных, в которые укладывается множество отдель­ных теорий и концепций [23]:

1)    биогенетический — в центре его внимания проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогене-тическими свойствами (задатки, темперамент, биологический воз­раст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, ор­ганические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе;

2)    социогенетический — акцент делается на изучение процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, при­обретения социальных установок и ценностных ориентации, в частности путем обучения;

3) персоногенетический — главными являются проблемы актив­ности, самосознания и творчества личности, формирования "Я", борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способ­ностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни.

К данным подходам можно добавить теории когнитивного на­правления, занимающие промежуточное направление между биоге­нетическими и социогенетическими подходами. Здесь ведущими де­терминантами развития считают генотипическую программу и усло­вия ее реализации. Уровень развития (достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благо­даря которым человек развивается когнитивно.

Следует отметить условность такого деления, поскольку многие теории невозможно отнести в "чистом виде" ни к одному из указан­ных подходов. Ниже приведена краткая характеристика некоторых теорий, которые в концентрированном виде отражают содержание того или иного подхода.

В рамках биогенетического подхода основными являются теории рекапитуляции и психосексуального развития 3. Фрейда [2]. В тео­рии рекапитуляции утверждается, что человеческий организм в сво­ем внутриутробном развитии повторяет все формы, которые прошли его предки за сотни миллионов лет: от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Представители этого направле­ния сегодня расширили временные рамки биогенетического закона и считают, что если зародыш за девять месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в детстве проходит весь процесс развития человечества от первобыт­ной дикости до современной культуры.

Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко пред­ставлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отвергают детерми­низм внутреннего или средового программирования и считают, что психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Процесс развития носит спонтанный характер, посколь­ку его движущей силой является стремление к самоактуализации [23] или стремление к актуализации [29], которые имеют врожден­ный характер. Смысл самоактуализации или актуализации.состоит в развитии человеком собственного потенциала, способностей, что и определяет полноценно функционирующего человека. По мнению ученых, люди всегда стремятся вперед и при подходящих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.

Однако, как утверждают некоторые специалисты, самой влия­тельной моделью развития стала модель экологических систем, в которой развитие человека рассматривается как динамический про­цесс, происходящий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой — испытыва­ет воздействие со стороны элементов этой среды.

Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экосистем:

     микросистемы — сам субъект, его ближайшее окружение и другие социальные группы;

     мезосистемы — взаимоотношения между микросистемами;

     экзосистемы — те элементы среды, в которых человек не играет активной роли, но которые оказывают на него влияние;

     макросистемы — идеология, установки, нравы, традиции, цен­ности окружающей ребенка культуры. Именно макросистема ус­танавливает эталоны внешней привлекательности и ролевого поведения, влияет на образовательные стандарты, а значит, на соответствующее развитие и поведение человека. Психологические закономерности становления профессионала.

Приобретение определенных признаков и форм в процессе развития (становления) всеми людьми проходит через ряд похожих этапов их профессионального развития и, следовательно, позволяет обнару­жить общие закономерности, тенденции [22]. Становление профес­сионализма базируется на общем психическом развитии. Вначале формируются общечеловеческие способности (к познанию, мышле­нию, общению, к формам труда), затем на их основе возникают спе­циальные (эстетические, технические и др.), а затем начинают скла­дываться общие профессиональные. И уже в зрелом возрасте в силу специализации формируются специальные профессиональные спо­собности.

Становление человека как профессионала связано с его развити­ем как личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией человека. Самоопределившаяся личность обычно по­зитивно влияет на выбор профессии и самоопределение, на ход про­фессиональной адаптации, поддерживает мастерство, стимулирует творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессио­нального старения и деформации.

Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке, когда отсутствуют трудолюбие, общечеловеческие способ­ности, соответствующая мотивация. Но вместе с тем и профессио­нальные качества человека по мере становления начинают позитивно или негативно влиять на личность. Например, успехи в профессио­нализме окрыляют, стимулируют, а неудачи гасят "огонь" личности. Сегодня способствуют становлению профессионала такие черты: конкурентоспособность, профессиональная этика, социальная и эко­номическая ответственность, внутренний локус контроля (стремле­ние видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах), стрессоустойчивость (способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе), адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профес­сионализма и т. д.

Психологическое становление профессионала означает появле­ние новых качеств в психике человека, отсутствующих ранее или имевшихся, но в другом виде профессиональных способностей. Сле­довательно, становление профессионала есть "приращение" к психи­ке, обогащение ее развитием дополнительных психологических механизмов. Активность человека при зрелой личности стремится противостоять негативным процессам, вырабатывая навыки проти­водействия, борьбы, новые созидательные стратегии, а это продвига­ет вперед психическое развитие.

Психологическое становление профессионала зависит от внеш­них условий (изменения профессии, требования общества к ней, профессиональной ментальное™, духовных ценностей и т. п.) и внутренних (изменяются представления человека о профессии, кри­терии оценки профессии).

 



на главную

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ) АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ