Синергетическая парадигма и психология развития. Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора", вышедшая в свет в 1859 г., заставила естествоиспытателей признать в принципе эволюцию психической деятельности [8]. Человека стали понимать как часть природы, обратили внимание на его биологические основы, генезис человеческого сознания.
Развитие — процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются:
• необратимость - способность к накоплению изменений, "надстраиванию" новых изменений над предшествующими;
• направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
• закономерность - способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Психология развития учитывает основные положения синергетики [15]:
• идею целевой детерминации процесса развития;
• понятие "аттрактор цели", обозначающий конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития;
• формирование, развитие структуры системы определяется не только прошлым, но и будущим, которое как бы притягивает настоящее (только те его элементы, которые подобны структурным элементам цели);
• информация о будущей картине развития структуры в целом содержится в центре, а о прошлой картине — на периферии;
• фрагменты структуры показывают характер прошлого развития структуры в целом, а другие фрагменты — ее будущего развития. Образно говоря, "завтра есть причина сегодня". На основании
знания структуры цели мы получаем возможность правильно анализировать желательные направления самоструктуризации системы [15]. Исходя из этого можно утверждать, что один психический процесс является фоном для развития другого. Например, память — это фон для развития мышления, эмоциональная стабильность — для развития механизмов саморегуляции, а невербальный интеллект — для развития вербального. Следовательно, когда один процесс достаточно развит, другой существует потенциально, в скрытом виде. Будущее положение системы кроется в ее настоящем состоянии.
Цель психологического развития. С учетом синергетических положений можно утверждать, что сложные, открытые, нелинейные, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы являются целеустремленными. Именно к таким системам относится психика человека, поэтому можно считать, что процесс психического развития обусловлен некой целью. Цель для человека выступает в виде идеального образа конечного результата деятельности, исполняет роль системообразующего фактора, обусловливающего весь ход развития системы.
В психологии выделяют области (сферы) психического развития — психофизическую, психосоциальную, когнитивную, а также их носители в структуре человека — индивид, личность, субъект деятельности. Результатом развития человека как индивида в ходе онтогенеза является достижение им биологической зрелости; как личности в рамках его жизненного пути — достижение социальной зрелости; как субъекта практической (трудовой) и умственной деятельности — достижение трудоспособности и умственной зрелости [4]. Однако человек — это не только целостное, но и цельное образование, результат внутреннего единства и согласованности. Он демонстрирует взаимодействие всех структурных компонентов, проявление функционального в отношении целого.
Движущей силой человека и его стремления к самоосуществлению является смысл жизни. Смысл жизни существует во внешнем мире, и человек в течение жизни определяет, какие из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, для него истинны [23]. Если целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность — на функциональном, то возникает вопрос о цели психического развития человека как целостного и цельного образования.
Приведем примеры рассуждений некоторых ученых [2]:
• цель жизни человека состоит в становлении свободного, разумного и активного субъекта (Аристотель);
• стать тем, кем ты являешься потенциально, — это развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен (Б. Спиноза).
• цель жизни заключается в росте и развитии человека в границах его природы и жизнеустройства (Дж. Дьюи);
• стремление к смыслу — базовое стремление человека; оно позволяет осуществить выход из экзистенциального вакуума, в котором оказался современный человек, осуществить смысл и цель (В. Франкл);
• любовь как особая форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное "Я" — процесс усиления и развития его личности, его собственного "Я" (Э. Фромм);
• интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности ... с целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. ... определенной взаимосвязью определенных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их неповторимостью — все это самые поздние продукты развития человека (Б. Ананьев);
Исходя из взглядов исследователей, цель психологического развития — максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего "Я".
Факторы психологического развития. Жизнь человека — последовательное осознание им своей отдельности и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека [2]. Факторы психического развития — ведущие детерминанты изменения человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность [24]. Если наследственность проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а среда (общество) — в социальных свойствах личности, то активность — во взаимодействии двух предшествующих.
Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. На основании сопоставления значений наследственного и социального факторов развития можно сделать вывод: генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития [2].
Генотипические факторы типизируют развитие, а генотип его индивидуализирует. Каждый человек — уникальный генетический объект, который никогда не повторится. Под генотипом понимают совокупность всех генов, генетическую конституцию организма, под фенотипом — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. (В подразделе 5.3 будет рассмотрено влияние генотипа и фенотипа на формирование индивидуальных характеристик человека.)
Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Психическое развитие — результат столкновения внутренних качеств с внешними факторами развития. Духовное развитие — не простое проявление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития [24]. Ребенок — биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.
Степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной, но проявляется устойчивая тенденция: чем ближе психическая структура к уровню организма, тем сильнее ее обусловленность генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Влияние генотипа всегда положительно, а среды — неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Роль генотипа значительно выше по сравнению со средой, но это не означает отсутствие влияния последней.
Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя, характеризуется активностью, проявляющейся как запрограммированное организмом движение к определенной цели. Активность проявляется в поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения, различных рефлексах.
Активность — важнейшая черта всех живых систем. Как самый главный и определяющий фактор развития человека и персонала организации она является и системообразующим фактором взаимодействия наследственности и среды, обеспечивающим устойчивое динамическое неравновесие самой системы (человека) и среды. Динамическое неравновесие — источник активности [2].
Концептуальные основы психологии развития. Психика человека — целостное и системное образование, а развитие выполняет функцию жизненной связи с окружающим миром.
Сегодня в психологии насчитывается более двух десятков теорий и концептуальных подходов, объясняющих процесс психического развития. Специалисты выделяют следующие теории [2]:
• созревания А. Гезелла;
• этологические К. Лоренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби;
• психолого-педагогическую М. Монтессори;
• ортогенетическую Т. Вернера;
• условно-рефлекторные И. П. Павлова, Дж. Уотсона и Б. Скиннера;
• социального научения А. Бандуры;
• психоаналитическую 3. Фрейда;
• когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. Колберга;
• аутизма Б. Беттельгейма;
• развития детского опыта Э. Шехтеля;
• экологическую Дж. Гибсона;
• лингвистического развития Н. Хомского;
• подросткового периода К. Юнга;
• стадиальную Э. Эриксона;
• культурно-историческую Л. Выготского и ее современные варианты в виде деятельностного подхода А. Н. Леонтьева — А. Р. Лу-рия и теории поэтапного формирования умственной деятельности П. Я. Гальперина.
Такое обилие теорий свидетельствует о сложности проблемы и отсутствии обоснованной системы взглядов на ключевые положения в понимании природы психики.
Закономерности (ведущие принципы) психического развития:
1. Устойчивое динамическое неравновесие системы (обоснованное синергетическим подходом) является фактором, обусловливающим развитие.
2. Взаимодействие тенденций к сохранению и изменению (наследственности — изменчивости) как условие развития системы [2]. Тенденция к сохранению обусловлена наследственностью, генотипом, который без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению — изменчивостью, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. Индивидуальная изменчивость системы выступает условием для исторической изменчивости системы в целом, универсальной закономерностью развития любых систем [24].
Известно, что генетическая программа человека не претерпела существенных изменений за последние 40 тысяч лет — с тех пор, как сформировалась. Тем не менее, эволюционная завершенность человека относительна, а следовательно, это не означает полного прекращения каких бы то ни было изменений его биологической, а тем более психической организации. Если наследственность обеспечивает сохранность генотипа и выживание человека как вида, то изменчивость составляет основу активного приспособления индивида к изменяющейся среде и активного воздействия на нее за счет вновь вырабатываемых у него свойств.
3. Дифференциации — интеграции — критерий развития структуры, один из всеобщих для любых систем. Дифференциация — составная процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне расчлененные. Интеграция — составная процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Развитие происходит от состояния относительной глобальности к состояниям большей дифференцированности, артикулированное -ти и иерархической интеграции. Развитие — это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция и централизация внутри генетического целого [24]. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т. е. усложнение системы. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивности взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.
Если дифференциация — процесс расчленения общей структуры на части, обладающие разными и более специфическими функциями, то интеграция необходима для образования новых связей, обеспечивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций. Этот принцип — важный показатель степени организации системы. Он позволяет судить о развитости системы, состоящей из разнородных элементов, уровней иерархичности, о количестве и разнообразии связей между элементами и уровнями.
Выделяют пять аспектов, с помощью которых можно оценить уровень развития системы [24]:
• синкретичностъ — дискретность. Характеризует низший уровень развития структуры, указывает на ее синкретность (слитность, неразличимость), в то время как высший уровень отличается дифференцированностью той или иной психической структуры;
• диффузность — расчлененность. Определяет структуру как относительно однородную (диффузную) либо расчлененную с ясно выраженной самостоятельностью входящих в нее элементов;
• неопределенность — определенность. Смысл этих показателей в том, что по мере развития отдельные элементы целого приобретают все большую определенность, становятся все легче отличимыми друг от друга как по форме, так и по содержанию [24];
• ригидность — подвижность. Если низший уровень развития системы характеризуется стереотипным, однообразным и ригидным поведением, то высокому уровню развития свойственно гибкое, разнообразное и пластичное поведение;
• лабильность — стабильность. Указывает на внутреннюю устойчивость системы, на ее способность длительно удерживать определенную линию, стратегию поведения.
4. Принцип цельности — характеристика функционального развития системы. Цельность — единство целей и средств их достижения, обеспеченное повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого [24]. Успешность функционирования системы в целом обусловлена тем, насколько "подогнаны" один к другому ее элементы, насколько согласованно они взаимодействуют. Цельность показывает меру связности элементов, а следовательно, и уровень развития ее функции.
При этом считают, что:
• повторяемость — единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, например личности (ее направленность, параметры саморегуляции), связаны с другими личностными параметрами;
• соподчиненностъ — единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его главного элемента. Примером соподчиненное™ может быть иерархия личностных образований в структуре личности;
• соразмерность — единство, обеспечиваемое общей закономерностью. В факторной структуре личности соразмерность означает согласование размеров (дисперсий) факторов в целом;
• уравновешенность — единство согласованных противоположностей. Уравновешенность структуры человека выражается в сбалансированности всех его составляющих — индивида, личности, субъекта, что и обеспечивает ее стабильность [24].
К четырем приведенным выше принципам психологи добавляют еще два: принцип возможности превращения избыточной (преадап-тивной) активности элементов системы в адаптивную и принцип возрастания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных критических ситуациях [24].
Изложенные закономерности, используемые как принципы, объясняют источники и условия развития человека, а также уровень его развития как структурного и функционального образования.
Результаты исследований психологов позволяют сформулировать основные закономерности процесса психологического развития [24]:
Неравномерность и гетерохронность. Неравномерность развития проявляется в том, что психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики.
Колебательный характер развития обусловлен нелинейной, многовариантной природой развивающейся системы. Чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания: высокие подъемы сменяются значительными спадами. В сложноорганизованных и высокоразвитых системах колебания становятся частыми, но амплитуда их резко уменьшается, т. е. сложная система как бы сама себя стабилизирует [13]. Система в своем развитии следует к единству и гармонии частей.
Гетерохронность означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций, является особой закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации. Различают внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем — более молодые. Гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции [2].
Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, проявляющиеся в его кризисах. Устойчивость, динамизм системы возможны на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.
Сенситивность развития — период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию. Периоды сенситивного развития ограничены во времени и если упущен соответствующий период изменения той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Кумулятивность — результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, определенным образом трансформируясь. При этом накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии.
Дивергентность — конвергентность процесса развития включает две противоречивые и взаимосвязанные тенденции. Под дивергенцией понимают повышение разнообразия в процессе психического развития, а под конвергенцией — его свертывание, усиление избирательности.
В науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, описывающих процесс психического развития человека, однако ни одной из них не удалось охарактеризовать развитие человека во всей его сложности и многогранности.
Существуют две основные точки зрения:
• эволюция — развертывание уже существующих задатков. При этом развитие понимают не как качественно новое, а как проявление уже предшествующих задатков;
• эволюция — процесс создания совершенно нового.
Если в первом случае, прежде всего, подчеркивается роль внутренних факторов, а само развитие трактуется как процесс реализации определенных программ, то во втором развитие понимают как движение от старого к новому, отмирание старого и рождение нового, переход от возможности к действительности.
Научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на основе определенных закономерностей заставляют нас не противопоставлять эти точки зрения, а пытаться согласовать их между собой. Человек — продукт не только эволюции природы, истории общества, поэтому его психическое развитие трудно понять с позиций противоборствующих концепций. Однако современное понимание хода эволюции наложило отпечаток на содержание теорий психического развития: одни из них акцентируют эндогенные (внутренние) причины психического развития, другие — экзогенные (внешние).
Анализируя подходы, объясняющие развитие человека, можно выделить три основных, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций [23]:
1) биогенетический — в центре его внимания проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогене-тическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе;
2) социогенетический — акцент делается на изучение процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, в частности путем обучения;
3) персоногенетический — главными являются проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования "Я", борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни.
К данным подходам можно добавить теории когнитивного направления, занимающие промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами. Здесь ведущими детерминантами развития считают генотипическую программу и условия ее реализации. Уровень развития (достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым человек развивается когнитивно.
Следует отметить условность такого деления, поскольку многие теории невозможно отнести в "чистом виде" ни к одному из указанных подходов. Ниже приведена краткая характеристика некоторых теорий, которые в концентрированном виде отражают содержание того или иного подхода.
В рамках биогенетического подхода основными являются теории рекапитуляции и психосексуального развития 3. Фрейда [2]. В теории рекапитуляции утверждается, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет все формы, которые прошли его предки за сотни миллионов лет: от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Представители этого направления сегодня расширили временные рамки биогенетического закона и считают, что если зародыш за девять месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в детстве проходит весь процесс развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.
Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования и считают, что психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации [23] или стремление к актуализации [29], которые имеют врожденный характер. Смысл самоактуализации или актуализации.состоит в развитии человеком собственного потенциала, способностей, что и определяет полноценно функционирующего человека. По мнению ученых, люди всегда стремятся вперед и при подходящих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.
Однако, как утверждают некоторые специалисты, самой влиятельной моделью развития стала модель экологических систем, в которой развитие человека рассматривается как динамический процесс, происходящий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой — испытывает воздействие со стороны элементов этой среды.
Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экосистем:
• микросистемы — сам субъект, его ближайшее окружение и другие социальные группы;
• мезосистемы — взаимоотношения между микросистемами;
• экзосистемы — те элементы среды, в которых человек не играет активной роли, но которые оказывают на него влияние;
• макросистемы — идеология, установки, нравы, традиции, ценности окружающей ребенка культуры. Именно макросистема устанавливает эталоны внешней привлекательности и ролевого поведения, влияет на образовательные стандарты, а значит, на соответствующее развитие и поведение человека. Психологические закономерности становления профессионала.
Приобретение определенных признаков и форм в процессе развития (становления) всеми людьми проходит через ряд похожих этапов их профессионального развития и, следовательно, позволяет обнаружить общие закономерности, тенденции [22]. Становление профессионализма базируется на общем психическом развитии. Вначале формируются общечеловеческие способности (к познанию, мышлению, общению, к формам труда), затем на их основе возникают специальные (эстетические, технические и др.), а затем начинают складываться общие профессиональные. И уже в зрелом возрасте в силу специализации формируются специальные профессиональные способности.
Становление человека как профессионала связано с его развитием как личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией человека. Самоопределившаяся личность обычно позитивно влияет на выбор профессии и самоопределение, на ход профессиональной адаптации, поддерживает мастерство, стимулирует творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессионального старения и деформации.
Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке, когда отсутствуют трудолюбие, общечеловеческие способности, соответствующая мотивация. Но вместе с тем и профессиональные качества человека по мере становления начинают позитивно или негативно влиять на личность. Например, успехи в профессионализме окрыляют, стимулируют, а неудачи гасят "огонь" личности. Сегодня способствуют становлению профессионала такие черты: конкурентоспособность, профессиональная этика, социальная и экономическая ответственность, внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах), стрессоустойчивость (способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе), адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т. д.
Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, отсутствующих ранее или имевшихся, но в другом виде профессиональных способностей. Следовательно, становление профессионала есть "приращение" к психике, обогащение ее развитием дополнительных психологических механизмов. Активность человека при зрелой личности стремится противостоять негативным процессам, вырабатывая навыки противодействия, борьбы, новые созидательные стратегии, а это продвигает вперед психическое развитие.
Психологическое становление профессионала зависит от внешних условий (изменения профессии, требования общества к ней, профессиональной ментальное™, духовных ценностей и т. п.) и внутренних (изменяются представления человека о профессии, критерии оценки профессии).
|