Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Когнитивные особенности. К познавательным психическим про­цессам относятся процессы, связанные с восприятием и переработ­кой информации: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь [27]:

     когнитивные — совокупность процессов, обеспечивающих пре­образование сенсорной информации от момента попадания сти­мула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания;

     сенсомоторные — комплекс ответных реакций организма на воздей­ствие внешних раздражителей (простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция, сенсомоторная координация);

     моторные — совокупность процессов, обеспечивающих двига­тельные акты индивида.

Психофизические функции — взаимодействие физиологических и психических процессов, определяющее уровень чувствительности (пороги ощущений) сенсорной системы. Специфика когнитивной сферы лиц, достигших 20-40 лет, обусловлена только хронологичес­ким возрастом и изменениями организма. Оптимум интеллектуаль­ных функций достигается на рубеже юности — первых этапов ран­ней взрослости (ранней молодости) человека, а интенсивность их инволюции зависит от внутреннего и внешнего факторов. В качест­ве внутреннего выступает уровень одаренности индивида [2], харак­теристика степени выраженности и своеобразия природных предпо­сылок способностей, определяющих успешность в определенном виде деятельности. Известно, что у более одаренных индивидуумов интеллектуальный прогресс длительный, инволюция наступает позже и происходит медленнее, чем у менее одаренных.

Внешним фактором считают совокупность социально-экономи­ческих и культурных условий. Это в первую очередь образование, противостоящее старению, затормаживающее инволюционный про­цесс. Тенденция к самореализации и саморазвитию у многих моло­дых людей — важнейший стимул к повышению уровня образования и формированию познавательных интересов. Поэтому развитие ког­нитивной сферы людей в возрасте 20-40 лет неразрывно связано с формированием личности.

Понятие возраста и возрастных часов. Возрастные часы — внутренний временной график возрастного развития индивида, ко­торый позволяет судить о том, насколько человек опережает ключе­вые события в жизни или отстает от них (обучение в вузе, достиже­ние определенного социального статуса и др.).

Биологический возраст — соответствие индивида определенному моменту жизни, социальный — степень соответствия положения че­ловека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста, психологический возраст — характеристика степени адаптированности человека к условиям со­циума на основе уровня интеллекта, способности к научению, двига­тельных навыков, чувств, установок, мотивов и пр.

Психофизиологические функции — функции коры головного мозга, связывающие между собой физиологические и психические процессы.

Социальный возраст оценивается по степени соответствия поло­жения человека существующим в данной культуре нормам, биологи­ческий — по определенному моменту жизни. С этой точки зрения биологический возраст весьма вариативен, потому что продолжи­тельность жизни людей различна.

Развитие психофизиологических функций и ощущений. Время реакции — временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) отве­та на этот сигнал.

Изменение времени реакции сопровождается повышением чувствительности человека. Сенсорный оптимум достигается к 25-ти годам жизни. Следовательно, максимального развития ощущения достигают к 25-ти годам и продолжаются на этом уровне у большин­ства людей до 40 лет.

Развитие памяти. После достижения человеком 25-летнего возраста сохранность и стабильность психофизиологических функ­ций в значительной степени определяются особенностями функцио­нирования высших психических процессов. Данная закономерность характерна для сенсорно-перцептивных процессов и присуща выс­шим психическим функциям человеческого интеллекта, а именно: относительно ранние сроки появления оптимального уровня разви­тия человека, а затем постепенное снижение с возрастом функцио­нальной работоспособности мышления, памяти и произвольного вни­мания.

Виды памяти:

     вербальная — способность запоминать, сохранять и воспроизво­дить речевую (словесную) информацию;

     долговременная — способность длительное время сохранять и воспроизводить полученную информацию;

     кратковременная — очень краткое сохранение воспринимаемой информации;

     образная — на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и т. д.

Наибольшие изменения в кратковременной вербальной (словес­ной) памяти характерны для зрительной и слуховой модальности. В развитии вербальной кратковременной памяти на слух выявлено два периода: наиболее высокие показатели приходятся на возраст от 18 до 30 лет и низкие с тенденцией все большего снижения — на 31-40 лет. Вербальная кратковременная зрительная память на запе-чатление слогов и слов имеет ту же тенденцию. Образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям, а вербальная отличается большим постоянством в возрасте от 18 до 35 лет и сни­жением уровня в период от 36 до 40 лет.

Развитие мышления. Мышление — процесс познавательной де­ятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредо­ванным отражением действительности.

У большинства людей при достижении возраста ранней взрос­лости оно отличается гибкими переходами во взаимосвязях образ­ных, логических и действенных компонентов.

Основной характеристикой мышления взрослых людей (20-40 лет) является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления:

     образное — используются образы;

     логическое — применяются логические конструкции и готовые понятия;

     практическое — направлено на преобразование окружающей дей­ствительности на основании постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами;

     теоретическое — нацелено на открытие законов, свойств объек­тов. Данный вид обычно отличают от мышления практического. Например, результаты теоретического мышления проверяются

практикой, под влиянием которой обогащается теоретическое мыш­ление. В то же время практическое, связанное с непосредственно воспринимаемой ситуацией, отталкивается от понятий теоретичес­кого мышления и т. д.

Нормы развития. Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31-32 и 34-35 лет. Оп­тимумы в развитии теоретического мышления приходятся на воз­раст 20, 23, 25 и 32 года. Оптимумы в развитии образного мышления обнаружены в возрасте 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет.

Причину подобного расхождения во мнениях исследователи- ви­дят, прежде всего, в существовании различных условий развития мышления человека. По отношению к интеллектуальным функциям такими условиями являются характер и форма умственной деятель­ности индивида, его образование, сформированность умственных операций, опыта и т. д. Следовательно, и для мышления как высшего психического процесса деятельность, которой занимается индивид, имеет весьма существенное значение в особенностях развития ин­теллектуальных функций.

Развитие речи. Характеризуя особенности развития мышления у людей, достигших периода взрослости, Б. Г. Ананьев пишет [4]: "Справедливо подчеркивая ведущую роль теоретического мышления и языка по отношению к обобщению данных чувственного отраже­ния, исследователи нередко изображают процесс умственного разви­тия как смену чувственного познания логическим. Взрослый человек выступает в такой трактовке не как ощущающий и мыслящий, а только как мыслящий субъект, у которого сохранились лишь следы прош­лых ощущений в его памяти". Более правильно было бы говорить о том, что мышление взрослого человека — это сплав чувственного (наглядно-образного) и теоретического (логического) мышления.

Экспериментальные данные позволяют говорить о том, что на протяжении периода ранней взрослости (от 18 до 40 лет) наблюдает­ся неравномерность в развитии конкретных видов мышления.

Развитие внимания. В 30-35 лет отмечаются постепенная ста­билизация, а затем снижение уровня развития невербальных функ­ций, которые становятся резко выраженными к 40 годам жизни. Между тем вербальные функции, именно с этого периода прогресси­руют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. Таким образом, период ранней взрослости характеризует­ся прогрессирующим развитием вербальных функций.

Вербальные функции интеллекта — функции, связанные с опери­рованием словами, в том числе возможность получения и анализ ре­чевой информации, понимание смысла слов и др.

Невербальные функции интеллекта — функции, связанные с вос­приятием, оценкой и оперированием образами, например, геометри­ческими фигурами.

С развитием вербальных функций в возрасте от 20 до 45 лет про­должается развитие и вербально-логического, или понятийного, мышления. Следовательно, интеллектуальное развитие не останав­ливается на рубеже 20 лет, а продолжает происходить и в более позд­нем возрасте. При этом оптимум развития невербального интеллекта приходится, видимо, на возраст 30-35 лет, а вербальный развивается вплоть до 45 лет и старше. Возможно, что именно этим объясняется, что, как правило, именно на рубеже 40-45 лет человек начинает су­щественно больше внимания уделять философским вопросам.

Возрастные особенности. Период ранней взрослости характеризу­ется прогрессирующим развитием вербальных функций интеллекта.

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Объем внимания — одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии несколь­ких предметов.

Избирательность внимания — выделение из окружения значи­мых для субъекта конкретных предметов и явлений.

Переключаемость внимания — способность осмысленно и созна­тельно перемещать внимание с одного объекта на другой.

Устойчивость внимания — способность определенное время сосре­доточиваться на одном и том же объекте.

Концентрация внимания — степень или интенсивность сосредо­точенности внимания.

Следует отметить, что при достижении человеком возраста ранней взрослости происходят качественные изменения в развитии не только мышления и речи, но и других психических познавательных процессов. Различные свойства внимания у взрослых людей проявляются не­равномерно. Уровневые показатели развития объема, переключения и избирательности внимания у взрослых нарастают постепенно в возрасте от 18 до 33 лет. После 34 лет показатели уровня развития свойств внимания снижаются. Причем наиболее высокие показате­ли уровня развития объема, переключения и избирательности при­ходятся на 27-33 года.

Установлено существование неравномерности в проявлении свойств внимания. Причем эта неравномерность, прежде всего, обус­ловлена индивидуальными особенностями возрастного развития че­ловека. На развитие внимания в первую очередь оказывают влияние те виды деятельности, которыми занимается человек.

Факторы развития. Интеллектуальное развитие в период ран­ней взрослости происходит в тесной связи с формированием лич­ности.

Высшие психические процессы, или интеллектуальные характе­ристики, развиваются на протяжении всего периода ранней взрос­лости. Если показатели невербального интеллекта достигают опти­мума в 30-35 лет, то вербальный интеллект развивается и после 40. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослос­ти, проходит в тесном взаимодействии с формированием или транс­формацией его личности. При этом с прекращением развития психо­физиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное раз­витие не останавливается, а продолжается еще многие годы.

Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллекту­ального развития и добиваться высот профессионального мастер­ства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие фак­торы, в частности, степень одаренности, уровень образованности и род деятельности.

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека. Известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызывать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны большинству людей, имеют положи­тельный эмоциональный тон. Скрежет металла, запах горелой резины, вкус горького лекарства неприятны. Чувственный тон как бы объеди­няет в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся приз-паков, полезных и вредных факторов окружающей среды [26].

Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться под влиянием различных факторов. При этом у каждого человека имеются собственные устойчивые предпочтения, составляющие "личную цветовую шкалу", таблицу, позволяющую учитывать воздействие цвета на психоэмоциональное состояние че­ловека (табл. 4.1).

Мотивационная сфера. Мотив (от лат. тоVе^е — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, по­буждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).

Потребность — переживаемое состояние внутреннего напря­жения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполага-нием.

Особенности мотивационной сферы периода ранней взрос­лости. Мотивы поведения человека определяются личными, соци­альными и культурными событиями и факторами: решаются конф­ликты юношеского периода, происходит поиск своего места, связы­вание себя обязательствами, предполагающими стабильное пред­сказуемое будущее.

С возрастом импульсивность поведения человека начинает уменьшаться вне зависимости от нормативных или ненормативных событий, а осознание внешних и внутренних обстоятельств — усили­ваться. Это позволяет принимать более взвешенные решения и при­водит к значительному проникновению в причины своих поступков и поступков других людей. Таким образом происходит становление социально зрелой взрослой личности.

Мечта — положительно окрашенная долговременная мотиваци­онная установка, направленная в будущее, присущая практически всем людям. Строя планы на будущее, большинство молодежи не от­дают себе отчет в том, что реальное будущее — это не будущее вообще,

 
 

Цвет
Расположение цветового объекта
вверху
на уровне глаз
внизу
Красный
Возбуждает, моби­лизует
Возбуждает
Воспрш I и м ается неестест­венно, может "обжигать"
Розовый
Вызывает ощуще­ние легкости, сча­стья
Вызывает чувство нежности
Часто ассоциируется с обо] I яте л ь и ы м и  о I цу I це -
ПИЯМИ
Оранжевый
Способствует кон­центрации внима­ния
Вызывает ощуще­ние тепла, способ­ствует релаксации
Вызывает эффект "принад­лежности" и ощущение тепла, иногда восприни­мается ] [еестествен но
Желтый
Вызывает   прият­ные ощущения раз­рядки ,способствует расслаблению
Возбуждает, может вызы вать непри-ятные ощущения
Вызывает эффект "при­поднятости", иногда паре­ния
Зеленый
Воспринимается неестественно
Успокаивает
Успокаи вает, "охлаждает", может оказывать снотвор­ное действие
Голубой
Вызывает ощуще­ние легкости, спо­собствует расслаб­лению
"Охлаждает", вы­зывает отчуждение
"Охлаждает" (более выра-жепно, чем зеленый)
Синий
Вызывает тревогу, беспокойство
Вызывает отчуж­дение в группе, в отношениях с руко-
водством
Вызывает тревогу, "холод", ощущение бездны
Коричневый
Вызывает чувство тяжести, давления
Угнетает, усиливает болезненную на­строенность
Вызывает ощущение уве­ренности, твердости

 

Цвет

Расположение цветового объекта

вверху

на уровне глаз

внизу

Красный

Возбуждает, моби­лизует

Возбуждает

Воспрш I и м ается неестест­венно, может "обжигать"

на главную

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ) АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА