Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)

Когнитивные особенности. К 40-50 годам человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. Накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители и им требуется помощь. В орга­низме человека начинают происходить закономерные физиологи­ческие изменения, к которым ему также приходится приспосабли­ваться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексу­альная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, у многих впервые появляются серьезные проблемы со здоровьем.

Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости. Принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Возрастные изменения выражаются в снижении физи­ческих возможностей, что отражается на характеристиках психофи­зических функций человека, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, деятельность его внутренних органов и систем.

Развитие сенсорных функций ощущения и восприятия человека.

Зрение. Известно, что зрение человека практически не меняется с юношеского возраста до 50 лет, затем острота зрения начинает сни­жаться. Однако близорукие люди часто в среднем возрасте видят лучше, чем в молодости. После 50 лет большинство людей вынужде­ны пользоваться очками для чтения. Изменения психофизических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, не отражаются на функционировании их когнитивной сферы.

Слух. В целом становится менее острым после 20-летнего возрас­та, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека опреде­ленные трудности при восприятии звуков высокой частоты. Сниже­ние слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, что­бы не позволять человеку вести обычный разговор.

Изменяются и другие биологические функции человека, такие, как время реакции и сенсомоторные навыки. Время реакции увеличивается.

Время реакции — временной интервал между появлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного — "полная" чувствительность — и др.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.

Двигательные навыки — навыки выполнения определенных дви­жений. Они могут ухудшаться, но показываемые результаты остают­ся на прежнем уровне, вероятно, благодаря длительной практике и опыту.

Сенсомоторные навыки — специфические навыки человека, заклю­чающиеся в адекватном двигательном ответе на воздействия внеш­них раздражителей.

Развитие внимания. В возрасте 41-46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. И, несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памя­ти, люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими воз­можностями для активного обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности.

Высшие психические процессы — сложные, прижизненно форми­рующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К высшим психическим процессам относятся про­извольные память и внимание, мышление, речь и др.

Развитие интеллекта. Интеллект (от лат. ШеЫесЫз — разуме­ние, понимание, постижение) — глобальная интегральная биопсихи­ческая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека. Исследования выявили картину стационарного состояния интеллекта, с 18 до 60 лет находящегося почти на одном и том же уровне [24]. Отмечены явно выраженные прогрессивные сдвиги эво­люции, а не инволюции общих характеристик интеллекта взрослых людей. На сохранение интеллектуальных функций существенно влияет выполняемая индивидом деятельность. Развитие отдельных способностей (особенно связанных с трудовой деятельностью и пов­седневной жизнью) продолжается, по-видимому, в течение всего среднего возраста.

Типы интеллекта. В настоящее время единого понимания данного термина не существует. Различные авторы связывают понятие "ин­теллект" с системой умственных операций, со стилем и стратегией ре­шения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, и т. д.

Текучий интеллект — способности, с помощью которых человек учится чему-либо новому. К ним относятся скорость и результатив­ность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отно­шений.

Считают, что поступательное развитие текучего интеллекта про­должается до окончания юношеского периода жизни человека, а за­тем в процессе взросления происходит постепенное его снижение. Этот тип отражает биологические возможности нервной системы — ее работоспособность и интегративностъ.

Кристаллизованный интеллект — форма интеллекта, которая при­ходит к человеку с опытом и образованием. Приобретение ее связано с осведомленностью человека и теми знаниями, которые он накопил в течение длительного времени своей жизни. Уровень развития такого интеллекта проявляется в способности человека устанавли­вать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные им стратегии для решения задач.

Кристаллизованный интеллект часто повышается в течение жиз­ни, пока люди сохраняют способность получать и сохранять. Это в значительной степени объясняет, что гуманитарии и естествоиспы­татели, чья работа непосредственно опирается на накопленные в те­чение жизни знания и опыт, отличаются большей продуктивностью в 40-50- или даже 70-летнем возрасте, а не в молодости.

Приведенные типы интеллекта имеют различные характер и раз­витие. Максимального развития текучий интеллект достигает в юности, а в период средней взрослости его показатели снижаются, для кристаллизованного максимальное развитие становится воз­можным лишь при достижении периода средней взрослости. Специ­алисты среднего возраста значительно лучше молодых справляются с интерпретацией рентгеновских снимков, так как эта работа требу­ет высокого развития кристаллизованного интеллекта.

Умственные способности человека, относящиеся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту, на протяжении почти всего периода взрослости возрастают или остаются на прежнем уровне, понижаясь, когда человеку переваливает за 60. Несмотря на сниже­ние психофизических функций человека, средняя взрослость, веро­ятно, — один из наиболее продуктивных периодов в творчестве чело­века, тем более, если его деятельность связана с гуманитарными зна­ниями.

Факторами развития интеллектуальных возможностей человека являются личностные особенности, жизненные установки, планы и жизненные ценности. Для человека, достигшего возраста средней взрослости, остро встает проблема кризиса середины жизни. Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что "жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно". В резуль­тате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.

По мнению ученых [24], средний возраст — лучшее время жизни (для США — 50 лет). Считается, что это переходный период, связан­ный с переопределением целей. Чем лучше Ваше психическое здо­ровье, тем реже Вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют Вас почувствовать себя неполноценными.

Кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей (в США), чем для малоимущих и представителей рабочего класса. Когда солидный счет в банке защищает от тягот и превратностей жизни, легче обманывать себя в отношении реалий среднего возрас­та. Хотя причина может крыться и в другом. Среди лиц среднего класса достаточно много людей, обладающих высоким уровнем об­разования, хорошими интеллектуальными способностями, которые вместе с тем считают, что жизнь у них не сложилась, а их способнос­ти в полной мере не реализованы.

Следовательно, одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это не означает, что нет изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. У людей, дос­тигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций, однако это не отражается на функционировании когнитивной сферы, не снижает работоспособность человека, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.

Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального раз­вития после того, как оно достигает пика в юности, развитие отдель­ных способностей (в частности, связанных с трудовой деятель­ностью человека и его повседневной жизнью) продолжается в тече­ние всего среднего возраста.

Текучий интеллект максимального развития достигает в юности, в период же средней взрослости его показатели снижаются. Макси­мальное развитие кристаллизованного интеллекта становится воз­можным лишь при достижении средней взрослости. Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от одарен­ности и образования, которые противостоят старению, затормажи­вая инволюционный процесс. Особенности интеллектуального раз­вития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом обусловлены личностными особенностями человека, его жизненными установками, планами и ценностями.

Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек обладает обширными фактуальными и процедурными (об операциях и способах действия) знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Несмотря на то что вследствие биологических изменений, происходящих в организме человека в пе­риод средней взрослости, быстрота и точность обработки информа­ции снижаются, способность пользоваться информацией все же ос­тается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.

Таким образом, несмотря на снижение психофизических функ­ций, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее про­дуктивных периодов в творчестве человека, тем более, если его дея­тельность связана с гуманитарными знаниями.

Роль эмоций в профессиональной деятельности. Эмоции в про­фессиональной деятельности играют важную роль. По данным анг­лийских исследователей, врачи-хирурги, мелкие собственники поч­ти в 10 раз чаще погибают от инфаркта миокарда, чем сельскохозяй­ственные рабочие, а судьи и адвокаты — в 5 раз и более. Отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов реак­тивных самолетов, водителей городских автобусов. Постоянное пре­бывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.

Факторы развития. Труд, основа человеческого существова­ния, становится важнейшим источником человеческих чувств. Важ­нейшие эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоя­нии, настроении человека, связаны с его трудовой деятельностью, ее успехом или неуспехом, удачами или неудачами.

Различные направления общественно-трудовой деятельности че­ловека порождают или развивают всевозможные стороны его эмоцио­нальности. Развитие общественных межчеловеческих отношений становится источником моральных чувств. С выделением из практи­ческой деятельности человека теоретической зарождаются интел­лектуальные чувства — любознательность, любовь к истине.

Моральные чувства — переживания, связанные с морально-нрав­ственной оценкой окружающей действительности, самого себя, сис­темы межличностных отношений. Интеллектуальные чувства — пе­реживания, связанные с процессом познания (удивление и любозна­тельность, радость открытия истины и т. п.).

В течение жизни у человека формируется некая система этало­нов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на воз­можность человека понимать других влияет ряд факторов: половоз­растные, личностные, профессиональные особенности, а также при­надлежность к той или иной культуре.

Профессия требует умения управлять эмоциями и адекватно оп­ределять выразительные движения окружающих его людей. Пони­мание реакций других людей и правильное реагирование на них в ус­ловиях совместной деятельности — неотъемлемая часть успешности. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетент­ности. Особенно важно это качество для людей, в профессиях кото­рых общение занимает важнейшее место (например, врачей, руково­дителей, учителей, тренеров, следователей, дипломатов, социальных работников, менеджеров и т. д.).

Следовательно, развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно. Он может быть перио­дом расцвета семейной жизни, карьеры или творческих способнос­тей. Но при этом человек все чаще начинает задумываются о том, что смертен и его время уходит. Большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. По сравнению со вдовами и одинокими людьми, люди, состоящие в браке, ощущают себя более удовлетворенными жизнью.

Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с его трудовой деятельностью, ее успехом или неуспехом.

Этот период жизни имеет чрезвычайно высокий потенциал для развития стресса, который способствует возникновению многих заболеваний у людей среднего возраста. В зрелом возрасте люди час­то испытывают депрессию и чувство одиночества.

Особенности развития мотивационной сферы. Большинство людей, вступивших в средний возраст, характеризуются:

     осознанием снижения физической активности, но опыт и знание своих возможностей позволяют им продолжать добиваться успе­ха в жизни;

     авторитетностью (родители ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются);

     уверенностью в своих силах, позволяющей им принимать ответ­ственные решения с такой легкостью, которая раньше была недо­ступна.

С одной стороны, люди уверены и довольны результатами жизни, а с другой — задумываются над тем, что половина жизни уже про­жита, впереди старость. Двойственность ситуации приводит к смене стремлений, к высоким достижениям, обеспечивающим стабиль­ность и надежность.

Продуктивность — плодотворность и результативность деятель­ности, отражение степени достижений в различных областях.

Инертность — отсутствие инициативы и должной энергии, приво­дящее к вялости и безволию в деятельности и застою в достижениях.

Структура мотива — сочетание различных компонентов (интел­лектуальных, эмоциональных, волевых и т. д.), которые обусловли­вают принятие человеком решения.

После достижения 30-летнего возраста появляется потребность действовать без промедления и получать результат. Побуждающей силой становятся слова: "Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас". Изменяются и структура мотива, потребностей [24]:

     реализации творческого потенциала при снижении профессио­нальной мобильности и сужающегося жизненного пространства;

     необходимости передать что-то следующему поколению, способ­ному оценить достигнутое;

     корректировки деятельности с точки зрения возможной стагна­ции, т. е. застоя и упущенных возможностей;

        заботы о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовки к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. Каждое значительное событие — рождение ребенка, смерть близ­ких людей, перемена работы, развод — заставляет взрослого человека

посмотреть на свою жизнь с точки зрения вышедших на первый план потребностей. В мотивационной сфере человека средних лет (около 45 лет) в контексте трех связанных между собой миров (личного ми­ра, мира семьи и профессионального) происходит осмысление и пе­реоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы цен­ностей. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер могут спровоцировать мотивационный кризис, вызванный ослаб­лением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой.

Мотивационный кризис — ситуация смены и (или) ослабления мотивов, часто связанная с определенными периодами возрастного развития.

Мотивация достижения — устойчиво проявляемая потребность добиваться успеха в различных видах деятельности.

Мотив власти — стремление человека осуществить свою волю вопреки сопротивлению других людей, в основе этого лежит потреб­ность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.

Самооценка — оценка личностью самого себя, своих возможнос­тей, качеств, места среди других людей.

Мотивация достижения дает человеку силы справиться с труд­ностями в жизни. Свойства характера человека с высоким уровнем потребности в достижениях [2]:

     настойчивость;

     неудовлетворенность достигнутым;

     склонность сильно увлекаться работой;

     стремление в любом случае пережить удовольствие успеха;

     потребность изобретать новые приемы работы в исполнении обычных дел;

     готовность принять помощь и помогать другим в проблемных си­туациях, чтобы совместно испытать радость успеха. Опираясь на личностные качества, человек ставит перед собой

очередные цели, вновь делающие его жизнь значительной и осмыс­ленной.

Критической точкой мотивационного кризиса является потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни. Вы­явлена характерная возрастная динамика осмысленности жизни, максимумы ее приходятся на группы 25-30 лет и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет.

Психологические исследования, изучающие наиболее типичные установки (мотиваторы) на самосовершенствование, выявили сфе­ры их влияния.

1.               Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни [24]:

     материальное благополучие — "чтобы иметь материальные блага";

     облегченное существование — "чтобы легче было жить";

     лучшая жизнь — "чтобы лучше было жить";

     желание избежать неприятности.

2.               Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:

     хорошее взаимоотношение с людьми — "чтобы хорошо от­носиться к людям";

     альтруизм, возможность помогать другим.

3.                Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:

     положительное отношение к себе людей — "чтобы ко мне от­носились с уважением";

     совершенствование — "чтобы совершенствовать себя";

     самореализация.

Установки, связанные с отношением к жизни, встречаются у лю­дей несколько чаще, чем мотиваторы, характеризующие отношение к себе. Побуждение к реализации потенциалов для человека естест­венно и необходимо. Однако многие люди просто не видят своего по­тенциала. Они не только не замечают его существования, но часто и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склон­ны сомневаться и даже бояться своих способностей, особенно если первичный опыт их проявления был неудачным, тем самым умень­шая шансы для самоактуализации.

Многие люди среднего возраста, отказываясь от дальнейшего роста и предпочитая защищенность и безопасность, сами сознатель­но ограничивают свою мотивационную структуру, сужая жизненное пространство, мобильность поведения и обрекая себя на инертность бытия и застой. Чем старше человек, тем больше он дорожит своим рабочим местом. Даже большинство тех, чей возраст приближается к пенсионному, предпочли бы продолжать трудиться, хотя бы непол­ный рабочий день. Остаться без работы к концу периода средней взрослости для многих является пугающей перспективой, связанной с утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением, что жизнь прожита и впереди только старость.

Психологические исследования показывают, что после 40 лет у людей возможны изменения в системе ценностей и целей, что нередко побуждают задумываться о корректировке направления профессио­нальной карьеры.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.    В чем проявляются роль и место психологии развития в системе подготовки человека к жизни?

2.    Как характеризуются особенности развития человеческой психики с позицией синергетики?

3.               Какие факторы влияют на развитие человека?

4.    Как учитывать в управленческой деятельности ведущие принципы психологического развития?

5.    Как влияют механизмы психики (закономерности их функциониро­вания) на становление профессионала?

6.    В чем проявляются особенности возрастной психологии развития персонала?

7.    Как учитывать при управлении развитием персонала организации особенности развития психофизиологических функций и ощущений, развития памяти и мышления, речи, внимания?

8.    Как проявляются возрастные особенности, влияющие на развитие профессионализма?

9.    Как учитывать особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости при управлении развитием персонала?

10. В соответствии со своим возрастом и особенностями функционирова­ния психики разработайте модель личностного психологического развития.



на главную

МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА