Когнитивные особенности. К 40-50 годам человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. Накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, у многих впервые появляются серьезные проблемы со здоровьем.
Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости. Принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Возрастные изменения выражаются в снижении физических возможностей, что отражается на характеристиках психофизических функций человека, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, деятельность его внутренних органов и систем.
Развитие сенсорных функций ощущения и восприятия человека.
Зрение. Известно, что зрение человека практически не меняется с юношеского возраста до 50 лет, затем острота зрения начинает снижаться. Однако близорукие люди часто в среднем возрасте видят лучше, чем в молодости. После 50 лет большинство людей вынуждены пользоваться очками для чтения. Изменения психофизических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, не отражаются на функционировании их когнитивной сферы.
Слух. В целом становится менее острым после 20-летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудности при восприятии звуков высокой частоты. Снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор.
Изменяются и другие биологические функции человека, такие, как время реакции и сенсомоторные навыки. Время реакции увеличивается.
Время реакции — временной интервал между появлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного — "полная" чувствительность — и др.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.
Двигательные навыки — навыки выполнения определенных движений. Они могут ухудшаться, но показываемые результаты остаются на прежнем уровне, вероятно, благодаря длительной практике и опыту.
Сенсомоторные навыки — специфические навыки человека, заключающиеся в адекватном двигательном ответе на воздействия внешних раздражителей.
Развитие внимания. В возрасте 41-46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. И, несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активного обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности.
Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К высшим психическим процессам относятся произвольные память и внимание, мышление, речь и др.
Развитие интеллекта. Интеллект (от лат. ШеЫесЫз — разумение, понимание, постижение) — глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека. Исследования выявили картину стационарного состояния интеллекта, с 18 до 60 лет находящегося почти на одном и том же уровне [24]. Отмечены явно выраженные прогрессивные сдвиги эволюции, а не инволюции общих характеристик интеллекта взрослых людей. На сохранение интеллектуальных функций существенно влияет выполняемая индивидом деятельность. Развитие отдельных способностей (особенно связанных с трудовой деятельностью и повседневной жизнью) продолжается, по-видимому, в течение всего среднего возраста.
Типы интеллекта. В настоящее время единого понимания данного термина не существует. Различные авторы связывают понятие "интеллект" с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, и т. д.
Текучий интеллект — способности, с помощью которых человек учится чему-либо новому. К ним относятся скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений.
Считают, что поступательное развитие текучего интеллекта продолжается до окончания юношеского периода жизни человека, а затем в процессе взросления происходит постепенное его снижение. Этот тип отражает биологические возможности нервной системы — ее работоспособность и интегративностъ.
Кристаллизованный интеллект — форма интеллекта, которая приходит к человеку с опытом и образованием. Приобретение ее связано с осведомленностью человека и теми знаниями, которые он накопил в течение длительного времени своей жизни. Уровень развития такого интеллекта проявляется в способности человека устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные им стратегии для решения задач.
Кристаллизованный интеллект часто повышается в течение жизни, пока люди сохраняют способность получать и сохранять. Это в значительной степени объясняет, что гуманитарии и естествоиспытатели, чья работа непосредственно опирается на накопленные в течение жизни знания и опыт, отличаются большей продуктивностью в 40-50- или даже 70-летнем возрасте, а не в молодости.
Приведенные типы интеллекта имеют различные характер и развитие. Максимального развития текучий интеллект достигает в юности, а в период средней взрослости его показатели снижаются, для кристаллизованного максимальное развитие становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости. Специалисты среднего возраста значительно лучше молодых справляются с интерпретацией рентгеновских снимков, так как эта работа требует высокого развития кристаллизованного интеллекта.
Умственные способности человека, относящиеся как к текучему, так и к кристаллизованному интеллекту, на протяжении почти всего периода взрослости возрастают или остаются на прежнем уровне, понижаясь, когда человеку переваливает за 60. Несмотря на снижение психофизических функций человека, средняя взрослость, вероятно, — один из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека, тем более, если его деятельность связана с гуманитарными знаниями.
Факторами развития интеллектуальных возможностей человека являются личностные особенности, жизненные установки, планы и жизненные ценности. Для человека, достигшего возраста средней взрослости, остро встает проблема кризиса середины жизни. Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что "жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно". В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.
По мнению ученых [24], средний возраст — лучшее время жизни (для США — 50 лет). Считается, что это переходный период, связанный с переопределением целей. Чем лучше Ваше психическое здоровье, тем реже Вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют Вас почувствовать себя неполноценными.
Кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей (в США), чем для малоимущих и представителей рабочего класса. Когда солидный счет в банке защищает от тягот и превратностей жизни, легче обманывать себя в отношении реалий среднего возраста. Хотя причина может крыться и в другом. Среди лиц среднего класса достаточно много людей, обладающих высоким уровнем образования, хорошими интеллектуальными способностями, которые вместе с тем считают, что жизнь у них не сложилась, а их способности в полной мере не реализованы.
Следовательно, одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это не означает, что нет изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций, однако это не отражается на функционировании когнитивной сферы, не снижает работоспособность человека, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.
Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает пика в юности, развитие отдельных способностей (в частности, связанных с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью) продолжается в течение всего среднего возраста.
Текучий интеллект максимального развития достигает в юности, в период же средней взрослости его показатели снижаются. Максимальное развитие кристаллизованного интеллекта становится возможным лишь при достижении средней взрослости. Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом обусловлены личностными особенностями человека, его жизненными установками, планами и ценностями.
Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек обладает обширными фактуальными и процедурными (об операциях и способах действия) знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Несмотря на то что вследствие биологических изменений, происходящих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точность обработки информации снижаются, способность пользоваться информацией все же остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.
Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека, тем более, если его деятельность связана с гуманитарными знаниями.
Роль эмоций в профессиональной деятельности. Эмоции в профессиональной деятельности играют важную роль. По данным английских исследователей, врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибают от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты — в 5 раз и более. Отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. Постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.
Факторы развития. Труд, основа человеческого существования, становится важнейшим источником человеческих чувств. Важнейшие эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с его трудовой деятельностью, ее успехом или неуспехом, удачами или неудачами.
Различные направления общественно-трудовой деятельности человека порождают или развивают всевозможные стороны его эмоциональности. Развитие общественных межчеловеческих отношений становится источником моральных чувств. С выделением из практической деятельности человека теоретической зарождаются интеллектуальные чувства — любознательность, любовь к истине.
Моральные чувства — переживания, связанные с морально-нравственной оценкой окружающей действительности, самого себя, системы межличностных отношений. Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания (удивление и любознательность, радость открытия истины и т. п.).
В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать других влияет ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность к той или иной культуре.
Профессия требует умения управлять эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности — неотъемлемая часть успешности. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Особенно важно это качество для людей, в профессиях которых общение занимает важнейшее место (например, врачей, руководителей, учителей, тренеров, следователей, дипломатов, социальных работников, менеджеров и т. д.).
Следовательно, развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно. Он может быть периодом расцвета семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом человек все чаще начинает задумываются о том, что смертен и его время уходит. Большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. По сравнению со вдовами и одинокими людьми, люди, состоящие в браке, ощущают себя более удовлетворенными жизнью.
Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с его трудовой деятельностью, ее успехом или неуспехом.
Этот период жизни имеет чрезвычайно высокий потенциал для развития стресса, который способствует возникновению многих заболеваний у людей среднего возраста. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.
Особенности развития мотивационной сферы. Большинство людей, вступивших в средний возраст, характеризуются:
• осознанием снижения физической активности, но опыт и знание своих возможностей позволяют им продолжать добиваться успеха в жизни;
• авторитетностью (родители ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются);
• уверенностью в своих силах, позволяющей им принимать ответственные решения с такой легкостью, которая раньше была недоступна.
С одной стороны, люди уверены и довольны результатами жизни, а с другой — задумываются над тем, что половина жизни уже прожита, впереди старость. Двойственность ситуации приводит к смене стремлений, к высоким достижениям, обеспечивающим стабильность и надежность.
Продуктивность — плодотворность и результативность деятельности, отражение степени достижений в различных областях.
Инертность — отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и безволию в деятельности и застою в достижениях.
Структура мотива — сочетание различных компонентов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых и т. д.), которые обусловливают принятие человеком решения.
После достижения 30-летнего возраста появляется потребность действовать без промедления и получать результат. Побуждающей силой становятся слова: "Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас". Изменяются и структура мотива, потребностей [24]:
• реализации творческого потенциала при снижении профессиональной мобильности и сужающегося жизненного пространства;
• необходимости передать что-то следующему поколению, способному оценить достигнутое;
• корректировки деятельности с точки зрения возможной стагнации, т. е. застоя и упущенных возможностей;
• заботы о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовки к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. Каждое значительное событие — рождение ребенка, смерть близких людей, перемена работы, развод — заставляет взрослого человека
посмотреть на свою жизнь с точки зрения вышедших на первый план потребностей. В мотивационной сфере человека средних лет (около 45 лет) в контексте трех связанных между собой миров (личного мира, мира семьи и профессионального) происходит осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер могут спровоцировать мотивационный кризис, вызванный ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой.
Мотивационный кризис — ситуация смены и (или) ослабления мотивов, часто связанная с определенными периодами возрастного развития.
Мотивация достижения — устойчиво проявляемая потребность добиваться успеха в различных видах деятельности.
Мотив власти — стремление человека осуществить свою волю вопреки сопротивлению других людей, в основе этого лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.
Самооценка — оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.
Мотивация достижения дает человеку силы справиться с трудностями в жизни. Свойства характера человека с высоким уровнем потребности в достижениях [2]:
• настойчивость;
• неудовлетворенность достигнутым;
• склонность сильно увлекаться работой;
• стремление в любом случае пережить удовольствие успеха;
• потребность изобретать новые приемы работы в исполнении обычных дел;
• готовность принять помощь и помогать другим в проблемных ситуациях, чтобы совместно испытать радость успеха. Опираясь на личностные качества, человек ставит перед собой
очередные цели, вновь делающие его жизнь значительной и осмысленной.
Критической точкой мотивационного кризиса является потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни. Выявлена характерная возрастная динамика осмысленности жизни, максимумы ее приходятся на группы 25-30 лет и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет.
Психологические исследования, изучающие наиболее типичные установки (мотиваторы) на самосовершенствование, выявили сферы их влияния.
1. Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни [24]:
• материальное благополучие — "чтобы иметь материальные блага";
• облегченное существование — "чтобы легче было жить";
• лучшая жизнь — "чтобы лучше было жить";
• желание избежать неприятности.
2. Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:
• хорошее взаимоотношение с людьми — "чтобы хорошо относиться к людям";
• альтруизм, возможность помогать другим.
3. Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:
• положительное отношение к себе людей — "чтобы ко мне относились с уважением";
• совершенствование — "чтобы совершенствовать себя";
• самореализация.
Установки, связанные с отношением к жизни, встречаются у людей несколько чаще, чем мотиваторы, характеризующие отношение к себе. Побуждение к реализации потенциалов для человека естественно и необходимо. Однако многие люди просто не видят своего потенциала. Они не только не замечают его существования, но часто и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, особенно если первичный опыт их проявления был неудачным, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации.
Многие люди среднего возраста, отказываясь от дальнейшего роста и предпочитая защищенность и безопасность, сами сознательно ограничивают свою мотивационную структуру, сужая жизненное пространство, мобильность поведения и обрекая себя на инертность бытия и застой. Чем старше человек, тем больше он дорожит своим рабочим местом. Даже большинство тех, чей возраст приближается к пенсионному, предпочли бы продолжать трудиться, хотя бы неполный рабочий день. Остаться без работы к концу периода средней взрослости для многих является пугающей перспективой, связанной с утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением, что жизнь прожита и впереди только старость.
Психологические исследования показывают, что после 40 лет у людей возможны изменения в системе ценностей и целей, что нередко побуждают задумываться о корректировке направления профессиональной карьеры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем проявляются роль и место психологии развития в системе подготовки человека к жизни?
2. Как характеризуются особенности развития человеческой психики с позицией синергетики?
3. Какие факторы влияют на развитие человека?
4. Как учитывать в управленческой деятельности ведущие принципы психологического развития?
5. Как влияют механизмы психики (закономерности их функционирования) на становление профессионала?
6. В чем проявляются особенности возрастной психологии развития персонала?
7. Как учитывать при управлении развитием персонала организации особенности развития психофизиологических функций и ощущений, развития памяти и мышления, речи, внимания?
8. Как проявляются возрастные особенности, влияющие на развитие профессионализма?
9. Как учитывать особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости при управлении развитием персонала?
10. В соответствии со своим возрастом и особенностями функционирования психики разработайте модель личностного психологического развития.
|