Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Суть понятия "акмеология". Известны различные суждения отно­сительно сущности акмеологии как современной науки [8]. Этот тер­мин трактуют как:

     раздел психологии человека, изучающий специфику зрелого возраста;

     альтернативу возрастной психологии и конкретно психологии детского и подросткового возраста;

     теорию творчества, инноватики и своеобразного талантоведения;

     раздел культурологии, занимающийся высшими достижениями в культуре;

     одну из сфер приложения синергетического подхода к объясне­нию состояний неустойчивого равновесия открытых систем;

     философию успешной жизни;

        красивое слово, за которым нет реального предмета. Межпредметные связи акмеологии с другими науками представ­ляются таким образом [3]:

     по внутренней ориентации как учение об апофеозе жизни может быть сопоставлена с танатологией, теорией умирания и смерти;

     по характеру предмета как учение о торжестве жизни, порядка, творчества, координации познавательных усилий с метастрофологией, формирующимся учением о деструктивных потенциях и негативных состояниях сложных и сверхсложных систем;

     по широте предмета как теория вершинных достижений любого субъекта находится в прямых межпредметных связях с культуро­логией;

     по функциональным задачам как теория и методология, методика достижений высших результатов (в развитии человека как лич­ности, индивидуальности, в профессии, в социальных задачах) ориентирована на союз с психологией и педагогикой, с социологи­ей и теорией систем, с управленческими и инженерными науками;

     по прикладным характеристикам ориентирована на практику высших достижений, сопоставима с телеологией (наукой о выдви­жении целей);

     по высоте целей, выдвигаемых субъектом изучения, сопоставима с общей психологией и психологией личности, патопсихологией (изучают неординарные и средние, "нормальные" и "патологи­ческие" способности);

     по онтологическому статусу своего объекта отличается от других наук;

     по ценностным ориентациям предмета как учение о высших гуманистических достижениях человека автономна по отноше­нию к наукам (криминалистике, наркологии, психиатрии и др.), изучающим материалы и условия осуществления "псевдоакме" (алкоголизм и наркоманию, токсикоманию и проституцию, кри­минальное и антисоциальное поведение, терроризм, наркобиз­нес и пр.);

     по методологии исследования своего объекта и предмета сочетае­ма и сопоставима с синергетикой и системным подходом. Следует выделить и ряд других важных аспектов акмеологии [3; 8]:

     онтологический — требует признания того, что "акме" — это реа­лизованная природа человека как индивида и рода;

     гносеологический — вскрывает отношения акмеологического самосознания к деятельности и смыслу жизни человека;

     социологический — выражается через отношения: человек и карьера, социальный статус; человек и общественное мнение; человек и публичная оценка его деятельности; человек и его авто­ритетность в социальной среде; величие и величина человека в разных формах выражения и поддержания;

 

     культурологический — включает в себя изучение высших дости­жений национальных и мировой культур, все те культурные коды и генотипы, которые вели к этим достижениям;

     этический и аксиологический — проявляются через отношения: моральная оценка и самооценка личности; моральный выбор и самопроектирование; человек и мир; проблема соизмеримости цен­ностей и долга;

     эстетический — представляется через отношения: дизайн бытия — хаос мира; прекрасное — безобразное; возвышенное — низменное; героическое — комическое и др.;

     религиозный — выражается через отношения: Бог — человек; Высший Разум — сознание человека; вера — разум — страсти;

     бытовой — выражается через отношения: организация жизненно­го процесса — суета и мелочи жизни; индивид — близкие и пр.;

     военный — проявляется через отношения: воин — Отечество; армия — народ; гражданский контроль над вооруженными силами и др.;

     геронтологический — освещается через отношения: старость — болезни; пожилые люди — нетрадиционные трудовые ресурсы; пожилой человек — профессиональная деятельность;

     метастрофологический (негативных состояний, сверхсостояний систем) — выражается через преобразование угроз, рисков, опас­ностей, кризисов и катастроф в акмический (обратный);

     валеософийный (валеологический) — подчеркивает значимость общего и физического здоровья человека как жизненной основы, абсолютно необходимой для обретения им "акме";

     инженерный и энергетический, в рамках которых могут быть вы­делены и изучены условия, благоприятствовавшие высшим дос­тижениям;

     синергетический — позволяет увидеть средствами синергетики в высших достижениях человека особое состояние неравновесной устойчивости систем деятельности;

     эргономический — в деятельности человека открывается перс­пектива, связанная с экономией сил и средств в достижении це­лей, в том числе высших;

     мыследеятельностный — открывает в высших достижениях отра­жение результатов коллективной мыследеятельности;

     телеологический — объясняет акмическую деятельность целепо­лагания;

    социально-экологический и практически-критический — обнару­живают верность общетеоретического поиска в рамках фунда­ментальной акмеологии.

Достижением западной модели стало представление об "акме" как энергетическом максимуме, вершинных достижениях человека, его "цветущем состоянии" (здоровье, силе, уме, красоте). Восточный тип культуры исходит из принципа субстанциональности внешнего духовного мира, отражением и выражением которого выступает душа. Древние судили о вершинности жизни по плодовитости и физичес­кой силе. Последующее же развитие цивилизации переставило ак­центы в ресурсах человека: критериями вершинности жизни стали разум, профессионализм, мораль, политический и национальный этнос, научно-технический потенциал, смысложизненная эвристика и инноватика.

Объект и задачи акмеологии. Объектом выступают высшие по­тенции и вершинные достижения различных субъектов (отдельного человека, народа, культуры, цивилизации, мирового сообщества, чело­вечества). Предмет акмеологии, в свою очередь, складывается из трех ключевых вопросов: что такое "акме", каким путем лучше всего дос­тичь "акме", как сохранить "акме".

Задачи акмеологии:

     комплексное изучение развития человека на ступени взрослости;

     выявление микро- и макрооптимумов (или макро- и микроакме), достигаемых людьми в их индивидном, личностном и объектном развитии;

     изучение процесса овладения человеком профессией и достиже­ние в ней мастерства как одной из форм его "акме" и выявление путей его достижения;

     прослеживание достижения малыми и большими общностями своих "акме" и описание основных характеристик этих "акме". Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости.

Ступень зрелости человека — это многомерное состояние, охватыва­ющее различные этапы его жизни и показывающее насколько он состо­ялся как гражданин, специалист, супруг, родитель, богатство его свя­зей с окружающей действительностью. Время выхода на уровень "акме" человека как индивида, личности субъекта деятельности часто не совпадает. Зрелости предшествует гармоничная и содержатель­ная жизнь. Человек к ступени зрелости характеризуется ценност­ными ориентациями, способностями, запасом знаний, умений, навы­ков как субъект деятельности. Акмеология исследует механизмы и результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, коллективов, семьи и др.) и природных условий на чело­века, решая задачу разработки стратегии организации его жизни, оптимально приводящей к зрелости.

Изучение процесса овладения человеком профессией. Профессио­нализм не может появиться у человека из занятий только одной де­ятельностью, без развития общих и специальных способностей, превращения общечеловеческих ценностей в его собственные, без нравственного воспитания его личности. Задача акмеологов состоит в том, чтобы через проведение комплексных исследований предло­жить стратегию и тактику организации перевода начинающего спе­циалиста на высокие уровни профессионализма.

Предмет акмеологии и ее место в системе наук. Во многих науч­ных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. За науками, во взаимосвязи их одна с другой изучающих человека на ступени детства, закрепилось наз­вание педология. Науки, совокупно исследующие старение и ста­рость, составляют геронтологию.

Наука, предметом которой является взрослый человек, все чаще называется акмеологией [3]. Возникнув на стыке естественных, об­щественных, гуманитарных и технических областей научного зна­ния, она выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрос­лости как индивида (сложнейшего живого организма), личности (усвоенные человеком отношения в социуме) и как субъекта дея­тельности (профессионала). К настоящему времени, помимо обшей акмеологии, стали оформляться такие ее ветви, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.

Предмет акмеологии ориентируется на закономерности, меха­низмы развития и саморазвития человека на ступенях ранней, сред­ней и поздней взрослости, на достижение вершины в физическом здоровье, на проявления духовного и гражданского потенциала. Се­годня в предмет акмеологии стали включать различные общности людей (управленческие команды, объединения, политические пар­тии, этносы, государство и др.).

 

 



на главную

ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ) АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ