Суть понятия "акмеология". Известны различные суждения относительно сущности акмеологии как современной науки [8]. Этот термин трактуют как:
• раздел психологии человека, изучающий специфику зрелого возраста;
• альтернативу возрастной психологии и конкретно психологии детского и подросткового возраста;
• теорию творчества, инноватики и своеобразного талантоведения;
• раздел культурологии, занимающийся высшими достижениями в культуре;
• одну из сфер приложения синергетического подхода к объяснению состояний неустойчивого равновесия открытых систем;
• философию успешной жизни;
• красивое слово, за которым нет реального предмета. Межпредметные связи акмеологии с другими науками представляются таким образом [3]:
• по внутренней ориентации как учение об апофеозе жизни может быть сопоставлена с танатологией, теорией умирания и смерти;
• по характеру предмета как учение о торжестве жизни, порядка, творчества, координации познавательных усилий с метастрофологией, формирующимся учением о деструктивных потенциях и негативных состояниях сложных и сверхсложных систем;
• по широте предмета как теория вершинных достижений любого субъекта находится в прямых межпредметных связях с культурологией;
• по функциональным задачам как теория и методология, методика достижений высших результатов (в развитии человека как личности, индивидуальности, в профессии, в социальных задачах) ориентирована на союз с психологией и педагогикой, с социологией и теорией систем, с управленческими и инженерными науками;
• по прикладным характеристикам ориентирована на практику высших достижений, сопоставима с телеологией (наукой о выдвижении целей);
• по высоте целей, выдвигаемых субъектом изучения, сопоставима с общей психологией и психологией личности, патопсихологией (изучают неординарные и средние, "нормальные" и "патологические" способности);
• по онтологическому статусу своего объекта отличается от других наук;
• по ценностным ориентациям предмета как учение о высших гуманистических достижениях человека автономна по отношению к наукам (криминалистике, наркологии, психиатрии и др.), изучающим материалы и условия осуществления "псевдоакме" (алкоголизм и наркоманию, токсикоманию и проституцию, криминальное и антисоциальное поведение, терроризм, наркобизнес и пр.);
• по методологии исследования своего объекта и предмета сочетаема и сопоставима с синергетикой и системным подходом. Следует выделить и ряд других важных аспектов акмеологии [3; 8]:
• онтологический — требует признания того, что "акме" — это реализованная природа человека как индивида и рода;
• гносеологический — вскрывает отношения акмеологического самосознания к деятельности и смыслу жизни человека;
• социологический — выражается через отношения: человек и карьера, социальный статус; человек и общественное мнение; человек и публичная оценка его деятельности; человек и его авторитетность в социальной среде; величие и величина человека в разных формах выражения и поддержания;
• культурологический — включает в себя изучение высших достижений национальных и мировой культур, все те культурные коды и генотипы, которые вели к этим достижениям;
• этический и аксиологический — проявляются через отношения: моральная оценка и самооценка личности; моральный выбор и самопроектирование; человек и мир; проблема соизмеримости ценностей и долга;
• эстетический — представляется через отношения: дизайн бытия — хаос мира; прекрасное — безобразное; возвышенное — низменное; героическое — комическое и др.;
• религиозный — выражается через отношения: Бог — человек; Высший Разум — сознание человека; вера — разум — страсти;
• бытовой — выражается через отношения: организация жизненного процесса — суета и мелочи жизни; индивид — близкие и пр.;
• военный — проявляется через отношения: воин — Отечество; армия — народ; гражданский контроль над вооруженными силами и др.;
• геронтологический — освещается через отношения: старость — болезни; пожилые люди — нетрадиционные трудовые ресурсы; пожилой человек — профессиональная деятельность;
• метастрофологический (негативных состояний, сверхсостояний систем) — выражается через преобразование угроз, рисков, опасностей, кризисов и катастроф в акмический (обратный);
• валеософийный (валеологический) — подчеркивает значимость общего и физического здоровья человека как жизненной основы, абсолютно необходимой для обретения им "акме";
• инженерный и энергетический, в рамках которых могут быть выделены и изучены условия, благоприятствовавшие высшим достижениям;
• синергетический — позволяет увидеть средствами синергетики в высших достижениях человека особое состояние неравновесной устойчивости систем деятельности;
• эргономический — в деятельности человека открывается перспектива, связанная с экономией сил и средств в достижении целей, в том числе высших;
• мыследеятельностный — открывает в высших достижениях отражение результатов коллективной мыследеятельности;
• телеологический — объясняет акмическую деятельность целеполагания;
• социально-экологический и практически-критический — обнаруживают верность общетеоретического поиска в рамках фундаментальной акмеологии.
Достижением западной модели стало представление об "акме" как энергетическом максимуме, вершинных достижениях человека, его "цветущем состоянии" (здоровье, силе, уме, красоте). Восточный тип культуры исходит из принципа субстанциональности внешнего духовного мира, отражением и выражением которого выступает душа. Древние судили о вершинности жизни по плодовитости и физической силе. Последующее же развитие цивилизации переставило акценты в ресурсах человека: критериями вершинности жизни стали разум, профессионализм, мораль, политический и национальный этнос, научно-технический потенциал, смысложизненная эвристика и инноватика.
Объект и задачи акмеологии. Объектом выступают высшие потенции и вершинные достижения различных субъектов (отдельного человека, народа, культуры, цивилизации, мирового сообщества, человечества). Предмет акмеологии, в свою очередь, складывается из трех ключевых вопросов: что такое "акме", каким путем лучше всего достичь "акме", как сохранить "акме".
Задачи акмеологии:
• комплексное изучение развития человека на ступени взрослости;
• выявление микро- и макрооптимумов (или макро- и микроакме), достигаемых людьми в их индивидном, личностном и объектном развитии;
• изучение процесса овладения человеком профессией и достижение в ней мастерства как одной из форм его "акме" и выявление путей его достижения;
• прослеживание достижения малыми и большими общностями своих "акме" и описание основных характеристик этих "акме". Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости.
Ступень зрелости человека — это многомерное состояние, охватывающее различные этапы его жизни и показывающее насколько он состоялся как гражданин, специалист, супруг, родитель, богатство его связей с окружающей действительностью. Время выхода на уровень "акме" человека как индивида, личности субъекта деятельности часто не совпадает. Зрелости предшествует гармоничная и содержательная жизнь. Человек к ступени зрелости характеризуется ценностными ориентациями, способностями, запасом знаний, умений, навыков как субъект деятельности. Акмеология исследует механизмы и результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, решая задачу разработки стратегии организации его жизни, оптимально приводящей к зрелости.
Изучение процесса овладения человеком профессией. Профессионализм не может появиться у человека из занятий только одной деятельностью, без развития общих и специальных способностей, превращения общечеловеческих ценностей в его собственные, без нравственного воспитания его личности. Задача акмеологов состоит в том, чтобы через проведение комплексных исследований предложить стратегию и тактику организации перевода начинающего специалиста на высокие уровни профессионализма.
Предмет акмеологии и ее место в системе наук. Во многих научных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. За науками, во взаимосвязи их одна с другой изучающих человека на ступени детства, закрепилось название педология. Науки, совокупно исследующие старение и старость, составляют геронтологию.
Наука, предметом которой является взрослый человек, все чаще называется акмеологией [3]. Возникнув на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, она выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), личности (усвоенные человеком отношения в социуме) и как субъекта деятельности (профессионала). К настоящему времени, помимо обшей акмеологии, стали оформляться такие ее ветви, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.
Предмет акмеологии ориентируется на закономерности, механизмы развития и саморазвития человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости, на достижение вершины в физическом здоровье, на проявления духовного и гражданского потенциала. Сегодня в предмет акмеологии стали включать различные общности людей (управленческие команды, объединения, политические партии, этносы, государство и др.).
|