Социокультурный контекст акмеологического познания. Акмео-логия, изучающая закономерности и технологии достижения вершин профессионализма и творчества, оптимального осуществления деятельности, становится в этом плане идеологической основой. Она, акцентируя внимание на продуктивности деятельности возрастных этапов жизни, разрабатывает средства развития. Ее основой является становление и развитие творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности. В настоящее время обострился социальный заказ на изучение развития человека (включающего детство, зрелость и старость). В силу этого развиваются науки [3]:
• ювенология, изучающая развитие человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и формирования его социально ориентированного мышления;
• ювеногогика, обслуживающая процессы социализации и образования юношей и девушек;
• андрогогика, изучающая профессиональное образование взрослых;
• геронтогогика, призванная обучать стареющих людей адаптации (в том числе постпрофессиональной) к старости и к их развитию в процессе старения.
Расширяющаяся практика непрерывного образования со стороны этих наук обеспечивает дополнительные предпосылки для психологии развития, изучающей психологические изменения человека во взаимодействии с акмеологией.
Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов. При этом учитываются такие аспекты [3]:
• возрастной — направлен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогоги-ки взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда);
• образовательный — нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования;
• профессиональный — связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты;
• креативный — определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества;
• рефлексивный — связан с самосознанием личности как развивающегося "Я" и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности, является системообразующим фактором, обеспечивает оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека. Структура профессионального менталитета персонала может
быть представлена взаимодействием различных уровней:
• акмеологического — системы профессиональных ценностей персонала (обеспечивается его идентификация с менталитетом общества, его культурой и государственностью);
• концептуального — системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительской деятельности;
• технологического — системы профессиональных способов осуществления выполняемой деятельности по достижению ее целей;
• рефлексивного — профессиональных процедур, обеспечивающих целостное осмысление, регуляцию и самосовершенствование деятельности;
• коммуникативного — с помощью профессиональных коммуникаций достигается понимание заказа на осуществление деятельности;
• информационного — профессиональной документации. Системообразующим фактором взаимодействия указанных
уровней, образующих структуру профессионального менталитета персонала, выступает рефлексивный, обеспечивающий объединение всех уровней в систему различных составляющих человеческого фактора. Этот уровень оценивает результирующую составляющую профессионального менталитета, вносит коррекцию для достижения акмеологического эффекта.