Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Индивид и индивидуальность. Индивид — человек как единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетичес­кого развития, врожденного и приобретенного, носитель индивиду­альных черт. Рассматривая людей как индивидов, т. е. как часть при­роды, можно выделить биологические особенности, характеризую­щие их в целом.

Все люди уникальны от рождения, имеют генотипическое разно­образие и социальный опыт, что вносит "стартовые" различия в че­ловека. Сообщество людей имеет иерархическую структуру, исполь­зуемую природой как способ упорядочивания, взаимосвязи и нера­венства. Индивид может быть охарактеризован на уровне генотипа и фенотипа. Генотипическое разнообразие создается механизмами из­менчивости, благодаря которым наследственный аппарат передается потомкам в виде новых комбинаций. Эта наследственная основа в силу взаимодействия со средой проявляется в откорректированной форме.

Физиологическим инструментом согласования наследственнос­ти и конкретной среды является пластичность, которая увеличивает индивидуальное разнообразие, расширяя разброс фенотипов. Под влиянием среды формируется набор индивидуальных свойств, включающий способность [3]: к личному узнаванию партнеров; к индивидуальному общению; к защите своего "Я" от экспансии со стороны других членов сообщества. Задатки этих свойств присущи каждому человеку, поскольку являются достоянием видового опыта.

Индивид проявляется в неповторимых особенностях функцио­нирования организма и свойств личности. Совместное существова­ние индивидов определило сходство, обеспечивающее им взаимопо­нимание и взаимодействие. Внешне выраженные и повторяющиеся особенности в поведении многих людей позволили выделить типы со сходными психологическими характеристиками. Психологичес­кие качества, заданные биологически, составляют свойства личности, не поддающиеся воспитанию и требующие учета при управлении развитием. Это темперамент, склонности и способности. Темпера­мент наиболее задан биологически.

Темперамент — общий, врожденный стиль реагирования, возбу­димость и восприимчивость человека к впечатлениям внешнего мира. Будучи не связан с какой-либо определенной деятельностью, он накладывает отпечаток на все, чем бы человек ни занимался. Тем­перамент является единственной психологической характеристикой, обнаруживающей природный энергетический потенциал организма. Под этим потенциалом понимают интенсивность метаболических процессов, а также соотношение катаболизма (выделение энергии) и анаболизма (потребление энергии). Энергетический обмен — один из ведущих факторов, ограничивающий деятельность мозга. Показа­тели энергетического обмена генетически обусловлены и индивиду­альны. Готовность отдать или сохранить энергию проявляется в свойствах темперамента: активности, эмоциональности и экстравер-сии-интроверсии.

Активность — свойство, отличающее индивида по интенсивности, продолжительности и частоте выполняемых действий. Она выража­ется в скорости и темпе деятельности, в силе стремлений и желаний, разнообразии реакций, адаптации к новым условиям.

Эмоциональность определяется эмоциональными переживаниями, генетически обусловленными и не связанными с опытом. Это по­жизненный эмоциональный фон, определяющий склонность к опти­мизму или пессимизму. Активность и эмоциональность характери­зуют индивидуальный энергетический потенциал и возможности индивидов.

Экстраверсия-интраверсия — свойство, связанное с особенностями индивидуальной энергетики, способностью ее к непроизвольной кор­рекции. Смысл экстраверсии как энергетической характеристики со­стоит в увеличении возбуждения "заторможенного" мозга с помощью включения безусловно-рефлекторных реакций общей активации, воз­никающих на новизну [3]. Интроверсия — преимущественная направ­ленность индивида внутрь себя. Она проявляется в затормаживании мозга с помощью инстинктивного избегания всего нового. Экстравер-сия-интроверсия как свойство темперамента определяет направление расходования индивидуального энергетического потенциала.

Свойства темперамента (активность, эмоциональность, экстра-версия-интроверсия) влияют на формирование характера личности,

степень которого у свойств разная. Варианты сочетаний данных свойств характеризуют четыре классических типа темпераментов: меланхолический, флегматический, сангвинический и холерический.

Основу сангвинического темперамента составляет композиция эмоциональной стабильности и экстраверсии. Личностные проявле­ния сангвиника — живость, беспечность, открытость и общитель­ность. В характеристике темперамента флегматика сочетаются эмо­циональная стабильность и интроверсия. Его основные личностные производные — рассудительность, сдержанность, уравновешенность и пассивность. Сочетание интроверсии и нейротизма (эмоциональ­ной нестабильности) образует меланхолический темперамент. В силу этого характер меланхолика уныл, тревожен и замкнут. Темпераменту холерика свойственна экстраверсия и эмоциональная нестабиль­ность, а основными параметрами его личности являются обидчи­вость, беспокойство, импульсивность и агрессивность.

Темперамент — энергетическая основа не только характера людей, но и их прямого социального взаимодействия. Под непосредствен­ным влиянием темперамента формируются основные безусловно-рефлекторные формы оборонительного поведения: пассивно-оборо­нительная и активно-оборонительная. В социальных конфликтах они проявляются как протестная форма защиты. Свойства темпера­мента наследуются, и в силу индивидуальности формирования чело­века четыре "чистых" типа темперамента обнаружить невозможно. Всегда имеются только их промежуточные варианты.

Акмеологическое понимание личности и модели самореализации. Теории личности в психологии представлены различными концеп­циями, моделями, подходами, имеющими разные основания. В пси­хологии личность определяется на основании [3]: установки; отно­шений; интегральной индивидуальности; превращенной формы дея­тельности; триединства отношений к миру, другим людям, к себе и единства мотивов, способностей и характера. Личность проявляется во взаимосвязи с качественными характеристиками человека как индивида, субъекта, индивидуальности.

В акмеологическом подходе развитие изучается на протяжении всей жизни человека. Учитываются не только прогрессивные, потен­циальные возможности, но и регрессивные варианты. Выявляется потенциал личности и осуществляется акмеологическая поддержка его развития. Изучаются индивидуальные и личностные особенности человека и оптимизируются процессы развития. Разрабатывается совокупность рефлексивных, игровых, тренинговых практик, соче­тающих обучение и развитие личности.

Субъектный подход к развитию утверждает, что детерминация поступков, деятельности, самой жизни осуществляется личностью. Личность как субъект достигает высшего уровня развития, измеряе­мого возможностями ее индивидуальности. Она рассматривается в контексте жизненного, профессионального и духовного путей.

Развиваясь и совершенствуясь, личность не просто усваивает куль­туру, а начинает воздействовать на нее, опираясь на высший уровень своих возможностей и выступая как субъект этого уровня.

Предметом акмеологии является совершенствование личности в жизнедеятельности и деятельности человека, обеспечивающее после­дующую оптимальную самореализацию через стратегию жизни в ка­честве субъекта. В микромодели этого процесса выделяются следую­щие функции [3]: воссоздание и умножение знаний об оригинале; конструирование его новых свойств; управление им и развитие его.

Модель задает перспективы, средства и цели развития наличного, стартового капитала личности, группы, организации и т. д. Она про­ектирует соотношение настоящего состояния и будущего, исходя из реальной действительности. Стратегия движения к будущему определяется внешней и внутренней детерминацией. Внешней яв­ляются различные методы, технологии, содействующие развитию, а внутренней — самосовершенствование субъекта. Модель включает потенциал личности, стратегию его развития и финиш. При этом финишное состояние должно отвечать определенным критериям. В деятельности человека это могут быть компетентность, профессио­нализм, самовыражение, "акме". Переменным является стартовое состояние, оно диагностируется по критериям для разных уровней развития. В свою очередь, критерием личности могут быть чувство общности и способность к сотрудничеству. Условием оптимизации развития личности является уровень развития ее "Я"-концепции, психологической зрелости, интегрированности личности, соотно­шение притязаний и достижений.

Акмеологическое понимание субъекта. Упрощенно можно пола­гать, что деятельность [16]:

• всегда принадлежит субъекту (когда деятельность рассматри­вается как труд, то личность — не всегда субъект);

     является взаимодействием субъекта и объекта (пока не рассмат­ривается взаимодействие личности и деятельности, приводящее к развитию личности);

     всегда творческая — не всякая деятельность (например, труд) является творческой;

     всегда самостоятельна (если субъект не коллектив).

Человек как субъект проявляется в разных способах организации форм активности — общении, деятельности, познании. В этом вари­анте понимания субъекта подчеркиваются три аспекта и три качества деятельности:

1)   деятельность является реальной, и ее продукция, как правило,
отчуждается от человека;

2)               человек сам созидает условия своей деятельности;

3)   психическая составляющая реальной деятельности имеет струк-
туру, включающую цели, мотивы, направленность личности.

В первом аспекте деятельность не обязательно связана с субъек­том, поскольку труд и его продукт часто носят отчужденный от лич­ности характер, во втором и третьем значения деятельности связаны с разными сторонами ее субъекта. Субъект — организатор реальной деятельности, своей внутренней личностной системы активности. Понятие "субъект" применяется также к коллективу как субъекту деятельности и жизненного пути. Объектом изучения акмеологии является субъект, определяющий развитие своей сущности, подъем на новый уровень. Субъект [3]:

     самоорганизует свои способности;

     организует время и пространство, в которых связываются внут­ренняя активность и объективная деятельность с субъектным спо­собом ее осуществления;

     учитывает в процессе труда заданные условия, требование (норм) деятельности для получения субъективно удовлетворяющего результата.

Функционирование личности в качестве субъекта деятельности включает: природные, психические, личностные составляющие (спо­собности, мотивы, волю и т. п.); социальные условия, требования дея­тельности (норм труда); способы организации деятельности самим человеком; профессии. Собственную "логику", структуру деятель­ности, выстраивает и согласует с требованиями труда, профессии. Стратегию жизни определяет субъект [1].

 



на главную