Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В настоящее время не существует единой общепринятой класси­фикации возрастных периодов развития человека. В современном фундаментальном издании по психологии развития [12] приво­дится периодизация, где выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 2 лет, раннее детство — от 2 до 6 лет, среднее детство — от 6 до 12 лет, подростковый и юношес­кий возраст — от 12 до 19 лет, ранняя взрослость — от 20 до 40 лет, средняя взрослость — от 40 до 60 лет, поздняя взрослость — от 60 лет и далее.

Основные характеристики человека в разные периоды возраст­ного развития, влияющие на достижение "акме". Акмеологи, исходя из результатов исследований, полученных в психологии развития, выделяют ряд характеристик человека, оказывающих значительное влияние на достижение им вершин личностного и профессионального развития [3; 7-11].

В период ранней взрослости:

     неравномерный гетерохронный характер познавательных процессов;

     продолжение развития психофизиологических функций с дости­жением оптимума к 25 годам и сохранение сенсорно-перцептив­ных характеристик до 40 лет;

     сохранение процесса интеллектуального развития происходит во взаимодействии с формированием и трансформацией личности и носит индивидуально обусловленный характер;

     развитие аффективной сферы происходит на фоне решения глав­ных проблем ранней взрослости — достижения идентичности и близости;

     познавательные процессы имеют неравномерный гетерохронный характер;

     психологические функции продолжают развитие с достижением оптимума к 25 годам, а характеристики сенсорно-перцептивных остаются до 40 лет;

     сохраняется процесс интеллектуального развития (высших пси­хических процессов), который происходит во взаимодействии с

формированием, трансформацией и индивидуализацией лич­ности;

     аффективная сфера развивается на фоне достижения идентич­ности и близости;

     система жизненных ценностей начинает изменяться от романти­ческой окрашенности в сторону более практическую, корректи­руются жизненные цели и уровни притязаний;

     формирующаяся "Я"-концепция обогащается опытом активного самоуправления, осознанием реальной действительности;

     поведение человека связывается с освоением профессиональной деятельности;

     ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста — профес­сиональное самоопределение и создание семьи.

В период средней взрослости:

     отмечается относительное снижение характеристик психофизичес­ких функций, но они не отражаются на функционировании когни­тивной сферы людей, не снижают их работоспособность и позво­ляют сохранять трудовую и творческую активность. Отдельные спо­собности продолжают развитие в течение всего среднего возраста;

     показатели интеллектуальных возможностей во многом опреде­ляются личностными особенностями человека, его жизненными установками, реализуемыми планами и жизненными ценностя­ми, а интенсивность интеллектуальных функций — факторами одаренности и образования, которые противостоят старению, за­тормаживают инволюционный процесс;

     появляется возможность обладания знаниями, умения оценивать информацию в широком контексте в условиях неопределенности;

     основными становятся потребности реализации своего творчес­кого потенциала, необходимость передать что-то следующему по­колению, корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокой­ной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте;

     жизненные изменения могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой, определить последующий путь мотивацион-ного развития;

 

     "Я"-концепция личности обогащается новыми "Я"-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок. Сутью "Я"-концепции ста­новится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных пра­вил и более значительных, чем ситуационные, личностных цен­ностей;

     для самооценки характерна тенденция усиления когнитивной компоненты, осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе. Это ведет к регулированию своих эмоций, адресующихся собственному "Я";

     поведенческие особенности обусловлены ведущим видом дея­тельности, трудом, а достаточный опыт в профессиональной дея­тельности позволяет компенсировать наступающие возрастные изменения в организме.

В период поздней взрослости и старости:

     старение представляет генетически запрограммированный про­цесс, сопровождающийся определенными возрастными измене­ниями, проявляющимися в ослаблении деятельности организма;

     когнитивная сфера, большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшаются, обнаруживается спад интеллектуаль­ных функций, зависящих от скорости выполнения операций;

     время реакции увеличивается, замедляется обработка информа­ции и снижается скорость познавательных процессов, основой памяти является логическая связь;

     динамика характеристик когнитивной сферы в значительной сте­пени зависит от субъективных факторов, в первую очередь, — от особенностей личности конкретного человека;

     происходит очередная корректировка целей, мотивов и потреб­ностей. После 70 лет на передний план выходит другая потреб­ность — поддержка физического здоровья на приемлемом уровне, пропадает желание участвовать в общественной жизни, интересы сосредоточиваются на внутреннем мире;

     движущими факторами развития в этот период являются само­актуализация "Я"-концепции, ориентация на творческую или духовно-нравственную деятельность, потребность заниматься любимым делом (хобби, работа, семья). Активная деятельность тормозит старение тех функций, которые необходимы для этой

деятельности, препятствует старению организма и развитию старческих изменений психики.

Взрослость и зрелость как важнейшая ступень жизненного цикла человека. Существуют различные критерии зрелости и понимания ее сущности у разных народов и в разное историческое время.

Развитие человека — необратимое, направленное, закономерное изменение его как индивида (сложнейшего живого организма со все­ми входящими в него системами), личности (ядром являются отно­шение человека к разным проявлениям действительности), субъекта (структура состоит из индивидных и личностных образований, отно­шений, способностей, проявляющихся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений). Не всякие измене­ния, отмечаемые в человеке, свидетельствуют о его развитии.

Если в организме человека, его личностной сфере, в развитии субъекта постоянно происходят обратимые изменения, лишенные направленности и не несущие закономерного характера, то это не оз­начает развития [3]. О развитии человека свидетельствуют те изме­нения в его организме, личности, субъекте, которые означают прог­ресс, движение по восходящей. Такие изменения появляются в ре­зультате количественных накоплений и оказывают качественную перестройку в жизнедеятельности систем, в отражении действитель­ности его психикой, инициировании и регулировании его поведе­ния. Поведение человека определяется не только базисными, но и высшими потребностями. Это сопровождается превращением основ­ных ценностей жизни и культуры общества в собственные ценности человека. Нравственные эталоны направляют работу совести лич­ности, трансформируют его внутренний мир.

Понимая развитие как процесс накопления количественных изме­нений, ведущих к качественным перестройкам, нельзя абсолютизи­ровать. В первой половине жизни человек развивается по восходя­щей, а затем фиксируются инволюционные изменения. Они распро­страняются на образующие его психический мир функции, процессы, состояния, свойства.

Отмечается сложнейшая и полная противоречий картина этого процесса. Нет постоянной однонаправленности изменений, проис­ходящих в системах организма и в психике. Общая тенденция к про­грессу или регрессу характеризуется колебаниями. На индивидные, личностные, субъектные образования в человеке действует множе­ство факторов, происходят взаимосвязанные процессы с положи­тельным и отрицательным знаками, способствующие развитию. Ин­дивидная, личностная и субъектная составляющие человека с раз­ными последствиями непрерывно воздействуют одна на другую, а противоречия и столкновения различных тенденций оказываются стимулами для их развития.

Совокупность индивидных, личностных и субъектных компонен­тов можно рассматривать как подсистемы в целостной системе человека, имеющих свою феноменологию, закономерности и механизмы функ­ционирования. Эти механизмы обеспечивают жизнедеятельность каж­дой из подсистем, отличающихся содержанием и формой бытия.

Выявленные характеристики процесса развития дают о себя знать на протяжении всей жизни человека, но на каждой возрастной ступе­ни конкретизируются с учетом присущих им особенностей. Опреде­ляя степень сформированности физических, социальных и психоло­гических характеристик и соответствие их эталону зрелости, надо учитывать, что критерий зрелости неодинаков у народов, принадле­жащих к разным культурам и живших в разные исторические эпохи.

 



на главную