Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА

Понятие вершины развития, достижения "акме". Понятие "акме" используется при характеристике имеющегося у человека уровня состояния здоровья, наиболее значимого поступка, имеющего поло­жительное общественное значение, употребляется при восхождении на пик развития на разных возрастных ступенях онтогенеза. При углубленном анализе достигаемых "акме" определяют его содержа­тельные характеристики и устанавливают величину результирую­щего "акме".

Вершина развития может быть у малых и больших общностей людей. При этом происходящий в общности процесс развития не всегда оказывается оптимальным и непременно выводит ее науровень "акме". Стечение определенных объективных и субъек­тивных обстоятельств может означать не прогресс, не движение по восходящей, а регресс, заканчивающийся ее распадом или исчез­новением.

Следовательно, в формировании и развитии отдельного человека и общности людей имеют место периоды движения по восходящей и отступления назад.

За "акме" в жизни отдельного человека и общности людей при по­верхностной оценке может быть принята иллюзия "акме" или псев-доакме.

"Акме" в профессиональном развитии человека. Профессио­нальное "акме" — психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на определенный отрезок времени. Оно достигается максимальной мобилизованностью и реализацией профессиональ­ных способностей, возможностей и резервов человека на конкрет­ном этапе жизни [7]. Это кульминация наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком цен­ностей, зависит от времени и объема деятельности с момента старта, а старта — от уровня методов профессиональной подготовки [3; 4]. "Акме" в профессиональном развитии может не совпадать по вре­мени с "акме", достигаемыми человеком как индивидом, как лич­ностью. "Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности возможны в разное время.

Каждый человек в течение жизни может достигать профессиональ­ных "акме" разной степени общественной и личностной значимости. Общественно значимые профессиональные "акме" представляют со­бой выдающиеся достижения (открытия), включают отдельные твор­ческие находки, передовой опыт. Личностные, субъективно значимые профессиональные "акме" — это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, превышающий ранее достигаемые им результаты.

Индивидуальные субъективно значимые профессиональные "акме" означают мобилизацию усилий и победу над собой, превышение чело­веком своих предыдущих профессиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма. Профессиональные "акме" могут различаться по числу их вершин, пиков, подъемов [17].

Профессиональное "акме" зависит от показателей профессиона­лизма и компетентности, сложившихся в данной профессии и в дан­ное время.

Профессионализм — интегральная психологическая характеристика, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией, оз­начающая, что он работает на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии к настоящему времени. Понятие "профессионализма" охва­тывает деятельность, общение и личность профессионала.

Профессиональная деятельность — активность человека, направ­ленная на преобразование предмета труда в целях получения резуль­тата, отвечающего общественным и личным, материальным и духов­ным потребностям [3, 13].

Профессиональное общение — активность человека, направленная на установление взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в процессе преобразования предмета труда [13].

Личность профессионала — совокупность психических качеств, свойств, состояний человека труда, создающих возможности выпол­нения им профессиональной деятельности и вместе с тем изменяю­щихся и совершенствующихся в процессе труда.

Психологическая сущность профессионализма может быть наибо­лее полно раскрыта на основе анализа соотношения уровней деятель­ности, общения и зрелости личности. Личность определяет ценност­ные ориентации, смысл деятельности, профессиональный менталитет человека труда. Профессиональная деятельность характеризуется ре­зультатом труда, значимостью ее продукта для социума, использова­нием современных технологий. Общение обусловливает психологи­ческий климат, атмосферу деятельности, во многом определяет ее эф­фективность. Поэтому показатели зрелости деятельности, общения и личности человека труда могут быть рассмотрены как критерии нали­чия видов и форм профессиональных "акме".

Показатели эффективности профессиональной деятельности [3; 13]:

количественные:

     эффективность (целесообразность, соответствие результата пос­тавленным целям);

     результативность (наличие результатов в виде изменений в пред­мете труда, соответствующих государственному стандарту в про­фессии, стабильность высоких результатов);


 

     экономичность (минимизация затрат ресурсов, времени и сил участников);

     производительность (количество продукции в единицу вре­мени);

     оптимальность (достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и сил);

     получение результатов и владение приемами деятельности на уровне эталонов профессии (профессиональное мастерство);

     постановка новых задач, нахождение нестандартных технологий, получение принципиально нового продукта, выход за пределы сложившегося профессионального опыта (профессиональное творчество);

процессуальные:

     разнообразие задач профессиональной деятельности;

     использование социально приемлемых и гибких технологий;

     сформированное^ субъекта профессиональной деятельности (способность человека ставить цели, осознавать, регулировать де­ятельность);

     отсутствие деформаций в профессиональной деятельности (про­пусков целей, звеньев и операций);

     опора на прошлый опыт, накопленный в профессии и лично чело­веком;

     владение конкретными видами деятельности (специализация);

     владение несколькими смежными видами деятельности (универ­сализация);

     владение знаниями, умениями, навыками в профессии на уровне требований к уровням квалификации, к разрядам и категориям, выработанным в профессии (квалификация).

Показатели развитости профессионального общения:

     возрастание результативности профессиональной деятельности при ее совместном, коллективном выполнении;

     наличие высокопродуктивной профессиональной деятельности в профессиональном сообществе, владение приемами работы "в ко­манде";

     проектирование новой профессиональной среды, создание новых форм делового и творческого общения;

     обеспечение взаимопознания, взаимопонимания, взаимокоррек­ции в совместной трудовой деятельности;

 

     создание условий для мобилизации резервов психического раз­вития участников совместной деятельности;

     рациональное распределение функций и ролей в совместной тру­довой деятельности;

     использование широкого спектра коммуникативных техник, иск­лючающих манипулирование другими лицами;

     бесконфликтное сотрудничество с коллегами;

     изучение в ходе деятельности другого человека, сопереживание ему;

     анализ накопленных в профессиональном опыте других людей способов эффективного получения результата;

     учет результатов профессиональной деятельности и формирова­ние новых потребностей к результату труда (маркетинг);

     обеспечение положительного психологического климата в про­фессиональной деятельности, создание ощущения благополу­чия, взаимоудовлетворенности участников совместной деятель­ности;

     конкурентоспособность как умение выделить лучшие эталоны трудовой деятельности и стремление превзойти их, представле­ние результатов своей деятельности (или результатов деятель­ности организации) на рынке труда;

     соблюдение профессиональной этики, норм и языка общения, принятых в данной профессиональной среде.

Показатели зрелости личности профессионала:

     понимание системы нравственных ценностей, менталитета дан­ной профессии;

     способность к накоплению и анализу собственного профессио­нального опыта;

     проектирование себя как профессионала, умение построить опти­мальный сценарий профессионального развития и следовать ему;

 

     максимальное использование своих возможностей и их компен­сация;

     выработка индивидуального стиля профессиональной деятель­ности как сочетания профессиональных задач и способов дея­тельности, отвечающего возможностям человека;

     адекватность и экономичность поведенческих профессиональ­ных действий, блокирование трудовой деятельности в случаях превышения человеком своих возможностей, при угрозе само­сохранения;

     способность максимально мобилизовать свои возможности, сконцентрировать усилия;

     умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, предупреж­дать перегрузки;

     способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитив­ное отношение к себе как к профессионалу;

     использование каждой новой возможности для профессионального совершенствования, высокая чувствительность к новым возмож­ностям, ответственность личности за неиспользованный шанс;

     способность к выработке индивидуального профессионального оптимума;

     осведомленность о мире профессий и необходимых качествах личности;

     осознание многовершинности своего профессионального разви­тия, возможности достижения успеха на разных уровнях и в раз­личных формах деятельности, общения;

     близость к профессиональному типу личности и сочетанию про­фессионально важных качеств, наиболее адекватному для данной трудовой деятельности;

     отсутствие личностных деформаций;

     владение приемами построения индивидуальной программы движения к вершинам профессионализма, составления акмео-граммы.

Профессиональная компетентность — это способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Профессиона­лизм складывается из многих видов профессиональной компетент­ности. Внутри компетентности иногда выделяют компетенции как способности к чему-либо, зависимые от знаний, умений и от степени убежденности, потребности пользоваться этой способностью. Выде­лим группы профессиональной компетентности и виды профессио­нальной компетентности внутри каждой из групп.

Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды [3; 13]:

     специальная (знание своего дела);

     технологическая;

     субъектная;

     профессиологическая (осведомленность в мире профессий);

 

     правовая;

     экономическая и т. д.

Компетентность в профессиональном общении и ее виды:

     коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству);

     социально-перцептивная (способность к восприятию другого

человека);

     дифференциально-психологическая;

     диагностическая (способность к изучению другого человека);

     этическая;

     эмпатийная (сопереживательная);

     межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам);

     конфликтная и др.

Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды:

     психологическая (умение изучать другого человека);

     индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя);

     культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности);

     рефлексивная и др.

Профессиональные "акме" возникают вначале в границах про­фессионализма и компетентности, сложившихся в профессии в дан­ное историческое время. Позднее могут достигаться более высокие уровни профессионального "акме", означающие профессиональное творчество, выход за пределы опыта профессии, обогащение ее но­выми задачами, способами и результатами.

В ходе профессионализации человек может достигать разнообраз­ных профессиональных "акме". Важным средством оценивания и сти­мулирования профессиональных "акме" являются профессиограмма и акмеограмма. При этом профессиональные достижения, проявляю­щиеся в профессиональном мастерстве и творчестве, удобно анализи­ровать и оценивать с помощью профессиограммы, а достижения, означающие творчество человека по отношению к самому себе — с помощью акмеограммы.

Профессиограмма — документ, в котором зафиксированы требо­вания к профессиональной деятельности и к личности специалиста, необходимые для достижения им общественно заданного результата, социально приемлемого качества продукта труда. В профессиограмме раскрываются задачи, средства, приемы и технологии, результат труда, а также желательные качества личности работника.

Акмеограмма — документ, в котором отражены требования к дея­тельности и к личности успешного специалиста. В ней отмечаются виды профессиональной деятельности и качества личности, приво­дящие не просто к получению человеком социально требуемого ре­зультата, а обеспечивающие поступательное развитие и совершен­ствование специалиста, его продвижение к высоким уровням про­фессионализма. Акмеограмма может включать: цели (конечные и промежуточные); выбор модели развития; определение акмеологи-ческих технологий; возможные индивидуальные показатели профес­сионализма, планируемые как результаты развития.

Условия и факторы достижения профессионального "акме". Применение акмеологического подхода всегда связано с определением психологических и акмеологических условий и факторов, способствующих развитию профессионализма личности и деятельности специалиста [10].

Акмеологические условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и дея­тельности. Акмеологи выделяют внутренние и внешние условия. Внутренние условия достижения профессионального "акме": моти­вация достижения; активность человека, соответствующая наиболь­шей продуктивности его трудового поведения; профессиональное целеполагание и построение профессионального пути по восходя­щей траектории; стремление к достижению максимального уровня развития; высокий уровень притязаний, мотивация самореализации; способность мобилизовать имеющиеся в данный момент профессио­нальные возможности, сконцентрироваться на цели; способность к восстановлению после больших психологических и энергетических затрат; стремление к сохранению и приумножению достижений.

Внешними условиями появления "акме" в профессиональном развитии является благоприятная и акмеологически насыщенная профессиональная среда, побуждающая человека к раскрытию под­линных профессиональных возможностей, а также наличие "акме" — событий, могущих стать толчком к кульминациям, "пикам" в про­фессиональном развитии.

Акмеологические факторы — это основные причины, имеющие характер движущих сил, обусловливающие достижение высокого профессионализма личности и деятельности, главные детерминанты профессионализма.

Установлены три вида акмеологических факторов [11]:

     объективные, связанные с реальной системой и последователь­ностью действий, направленных на достижение искомого результата;

     субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности (к ним относятся мо­тивы, направленность, способности, успешность, компетентность и др.); мера их проявления объясняет субъективные причины, со­действующие росту профессионализма или препятствующие этому;

     объективно-субъективные, связанные с организацией профессио­нальной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления.

Данная классификация обладает достаточной степенью общности, но в то же время возможно применение и других оснований. В част­ности, согласно системному подходу акмеологические факторы могут быть общими, особенными и единичными.

Общими акмеологическими факторами являются высокий уровень мотивации, потребность в достижении, высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к самореализации, уровень про­фессионального восприятия, мышления и антиципации.

К особенным можно отнести факторы, способствующие достиже­нию высоких показателей — точности, надежности, организованности, стабильности (стресоустойчивость, развитая психомоторика, разви­тые функции внимания и др.).

Единичные акмеологические факторы отражают индивидуаль­ные проявления в деятельности.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.   На основе литературных данных, а также своего личного опыта приве­дите примеры того, что период "акме" человека как личности и субъекта дея­тельности может не совпадать с аналогичным периодом в индивидном плане.

2.   Каковы основные поведенческие особенности человека на разных эта­пах возрастного развития?

3.   Каковы основные особенности развития "Я"-концепции человека на разных этапах возрастного развития?

4.   Назовите наиболее существенные личностные характеристики взрос­лого человека, отличающие его от молодых людей.

5.   Представьте, что перед Вами группа людей в возрасте от 40 до 60 лет. Вам предложено, используя разные методики, определить, кто из этих людей по особенностям психики наиболее ярко представляет свою возрастную группу — среднюю взрослость. Какие характеристики, черты и качества Вы прежде всего будете искать в людях, решая эту задачу?

6.   Раскройте основные особенности развития человека.

7.   Какое содержание Вы вкладываете в понятия "взрослость" и "зрелость"?

8.   Эгоистичный по своей сути человек научился вызывать благоприят­ное для себя впечатление у окружающих. Является ли это его новое умение свидетельством личностного развития? Обоснуйте свой ответ.

9.   Взрослый человек, выполнявший трудовые обязанности в соответ­ствии с теми образцами, которые он усвоил при обучении, начал творчески подходить к своей деятельности и в конце концов значительно, не только ко­личественно, но и качественно, увеличил и улучшил ее общую результатив­ность. Можно ли оценить изменения, произошедшие в этом человеке как в работнике, как его развитие. Обоснуйте свой ответ.

10.    Есть факты, когда многие из великих людей, добившихся выдающихся
результатов в основной для них деятельности, были неудачниками в других
сферах своей жизни. Как эти случаи "одностороннего" развития увязать с
широко распространенным утверждением: чтобы человек состоялся в жизни,
необходимо его гармоничное всестороннее развитие.

11.               Дать общую характеристику развития человека в онтогенезе.

12.    Н. И. Лобачевский создал неэвклидову геометрию, а его сослуживцы — математики решили, что он сошел с ума. А как считаете Вы: было ли откры­тие, сделанное Н. И. Лобачевским, выражением его профессионального "акме"? С точки зрения акмеологии, как Вы оцените эту ситуацию?

13.    Как могут соотноситься "акме" в профессиональном и личностном развитии человека?

14.    Сравните жизненные достижения нескольких известных Вам профес­сионалов, определите, какие из них можно считать "акме".

15.               В чем сущность стратегии жизни?

16.    Каковы психологические условия, благоприятствующие появлению "акме" в профессиональном развитии человека?

17.    Проанализируйте возможные варианты профессиональных достиже­ний ("акме") в осуществляемой Вами профессиональной деятельности.

18.    Реконструируйте мысленно свой профессиональный путь и выде­лите этапы, формы наивысших результатов в Вашем профессиональном прошлом.

 

19.    Попробуйте спрогнозировать профессиональные достижения ("акме"), вероятные для Вашего профессионального будущего.

на главную

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ) АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ