Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ

Проблема — осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, на разрешение которого направлена деятельность.

Основное противоречие развития человека — между внешней пре­допределенностью его деятельности и свободой воли, поскольку на­ряду с объективной необходимостью у человечества и составляющих его общностей есть способность к свободному самоопределению. К фундаментальным механизмам социального развития относится не­прекращающаяся борьба двух разнонаправленных тенденций — между стремлением человека к неограниченной свободе и необходимостью организации коллективной жизни [40]. Теоретический анализ проти­воречия позволяет выявить общие тенденции, закономерности раз­вития. При этом каждое противоречие имеет несколько ступеней. Вначале оно возникает в недрах прежних противоречий; затем зреет, раскрывается, достигает полного развития, вытесняет исторически предшествующие ему противоречия или отодвигает их на задний план; наконец, оно доходит до особого в каждом данном случае пре-

[ела развития или обострения, и тогда наступает фаза его разреше­ния — переход от одного уровня к другому, и такой переход всегда со­вершается в форме скачка. Это обращает внимание на сложившуюся ситуацию в области предоставления возможности человеку самостоя­тельно управлять своим развитием и тем, что принципиально необхо­димо и возможно для общества, социума.

Решение противоречия проясняет фазу его становления, дает основания предположить возможность предоставления человече­ству шанса выйти из системного кризиса через самоуправление развитием человека, так как лучшее управление — это самоуправ­ление [4]. Для каждого человека коренными были вопросы о смысле существования и ценности жизни. В области социальной организа­ции общества и деятельности ее отдельных институтов, прежде всего государства, мы имеем перевернутую пирамиду [17], которая давит на личность.

Социологические исследования свидетельствуют, что воздей­ствие, оказываемое средой на человека, имеет разрушающий харак­тер и в первую очередь — для его личности. Ответная реакция — аг­рессия против общества, антиобщественное поведение (преступ­ность, терроризм, наркомания и т. п.). Такое положение делает человека безответственным за происходящее не только на Земле, но и в ближнем окружении. По мнению С. Н. Булгакова, этот абсурд обусловлен смыслом существования человека ... Человек не может утверждать себя только в себе и на себе. Он выносит центр своего су­ществования за пределы своего Я, духовно выходит из себя, рассмат­риванием себя лишь в связи с целым. Как его часть отдает свое Я, чтобы восстановить его суждение с целым, делает себя в этом смыс­ле формой, воспринимающей абсолютное содержание [7]. С ним нельзя не согласиться, так как известно, что в единстве целого и еди­ничного, формы и содержания заложен смысл существования. Соци­ологи обращают внимание на недопустимость отрыва личности от целого (социальной среды) [17], что сейчас характерно для либе­ральной идеологии, ибо абстрактная личность, лишенная социаль­ной оболочки, лишается и смысла своего существования. Надо заме­тить, что в последнем не все так просто объясняется.

" Онтологические принципы (см. главу 2) утверждают, что форма и содержание (морфология) в статическом "нечто" отдельно не су­ществуют. Если форма способна меняться, то морфология становится

стимулятором формных трансформаций. При этом изменение формы в сторону ее усложнения меняет условия взаимоотношений с мор­фологией и соответствует развитию, а изменение в сторону упроще­ния — деградации.

Действие описанных принципов (см. главу 2) оказывается разру­шительной силой для социального пространства, в котором в той или иной мере существуют гражданственность, патриотизм, государ­ственность, соборность, менталитет народа, ибо, навязываемые ре­альностью формы развития человека (персонала) не отвечают действительному содержанию жизни людей.

В Украине и в других государствах СНГ настойчиво насаждается подход к развитию "индивидуальной личности", в то время как в За­падной Европе и в Японии "коммуникативный тип личности", кол­лективизм проявляются как мировая тенденция. "Коллективизм из пугала на Западе превратился ныне в ценность, приобретающую ха­рактер общечеловеческого" [17]. Даже в США, Великобритании, где менталитету народов, проживающих там, типичен путь развития индивидуалистического общества, уже признается, что концепция "каждый сам за себя" не ведет к экономическому успеху, а побежда­ющие экономические общества, прежде всего, уделяют внимание своей социальной организованности.

Н. О. Лосским [26] зафиксированы трансформации у русского народа, произошедшие в период господства тоталитарного режима. Однако и специфическая роль школы в формировании личности от­мечена в трудах многих ученых, в частности, обращается внимание на ее нивелирующую роль и социального окружения человека. Практика показывает, что тот, кто подготовлен вне коллектива, обладает боль­шей ценностью, нежели тот, кто воспитывался в массовой школе. Школа уничтожает личность, поскольку человек теряет себя в ней, становится лишь одним из многих.

Из этого можно сделать вывод о важности самоуправления раз­витием человека, самореализацией им своих жизненных потенций. Традиционная для русской семьи опека детей родителями, затруд­нения (особенно связанные с экономическим кризисом) в трудоуст­ройстве на работу молодежи и т. п. делает внедрение самоуправле­ния развитием и специфичным, и необходимым в системе подго­товки персонала. Например, внедрение "чужой" управленческой культуры связано с явлением культурошока [17].

Человек страдает от столкновения с другой системой ценностей, норм и т. п., от резкой смены социальной среды. Наложение новой культуры на старую может привести к футурошоку — полной дезори­ентации в жизненном пространстве. В ситуации шока в сознании человека начинают работать консервативные механизмы:

     удержать прошлое любой ценой, считая, что все лучшее уже было;

     неготовность к инновациям большинства порождает перенос опо­ры только на "вечные ценности" (нравственные, национальные, религиозные);

     происходит "наркотизация" духовного мира средствами массовой культуры, мистики, эротики, видеокультуры и т. п.

А. Дж. Тойнби [37] предлагал при перестройке общества и его системы управления учитывать, что:

     попытки внедрить в реальную социальную среду чужую прогрес­сивную культуру приводит людей к жесткому духовному кризису;

     попытки тотального отказа от собственного прошлого чреваты трагическими последствиями, экстремизм в этом приводил к ре­анимации самых ретроградских тенденций;

     чтобы двигаться дальше, надо "переварить" свой собственный отрицательный опыт, каков бы он ни был;

     стать свободным можно, лишь оставаясь самим собой, но качест­венно изменившись.

Более того, К. Маркс и Ф. Энгельс предупреждали, что устарев­шее стремится восстановиться и упрочиться в рамках вновь возни­кающих форм [29]. В настоящее время нужна новая парадигма куль­туры общества, учитывающая особенности национальной, ментали­тета народа. Особенно это показано для культуры управления, культуры развития. Примером научно обоснованного учета особен­ностей менталитета народа может служить широкомасштабная эко-I юмическая реформа Л. Эрхарда, шведская модель социализма Г. Мюр-даля, японский менеджмент, в основе которых лежит понимание и признание важности исторических традиций, уважение своего народа, учет его национального "разнообразия" в управленческой практике. 11емецкие, японские руководители, несмотря на насаждение амери­канского менеджмента оккупационными администрациями США, в послевоенный период применяли их рекомендации с учетом куль­турных особенностей своих народов. Это послужило их успешному развитию во второй половине XX ст.

Ученые, избравшие объектом своих исследований человека, прихо­дят к выводам, что в пределах определенного социального устройства интенсивно увеличивается разрыв между уровнем постоянно расту­щих потребностей личности на достойную жизнь, и ограниченными возможностями их реализации [17].

На наш взгляд, одним из путей защиты жизненных сил человека, со­вершенствования ресурсов и адаптации в условиях перемен является обучение самоуправлению своим развитием. Встав на этот путь, чело­век сможет научно обоснованно противостоять давлению "переверну­той пирамиды" социальной системы и защищать индивидуальную и со­циальную субъективность человека, высвободить личностные силы от разрушающих воздействий общества, политически раскрепостить себя.

Вероятно, следует согласиться с В. И. Ивановым [17], что при должном отношении со стороны государства и социальных институ­тов общества к индивидуальности человека, способствованию их по­явления, духовно-культурной, интеллектуальной мотивации граж­дан к достойной жизнедеятельности, "пирамида" соотношения лич­ности и общества перевернется и человек окажется на вершине, станет смыслом социального прогресса. В этом случае государство будет вынуждено делегировать социальным институтам, отдельным личностям ряд функций управления саморазвитием.

Это потребует разработки "инновационной системы методов выявления скрытых потенциалов человека, получения оптималь­ного социального результата при наименьших управленческих из­держках" [30]. Необходимо иметь обоснованную теоретическую базу для исследований и готовность практики к восприятию получен­ных результатов. Объектом исследования в этом случае будет человек и окружающий его мир. Однако на сегодня сам термин "человек" является неопределенным и многими понимается как феномен. В биологии, социологии и психологии существует боль­шое количество концепций. При этом каждая наука имеет различ­ные точки зрения, позволяющие выделить следующие представле­ния о человеке:

     элемент социальной системы (живущего и функционирующего по законам общества);

     предметной реальности отдельного человека, сложного самостоя­тельного организма (законы существования общества должны рассматриваться как результаты взаимодействия людей);

• биологического существа, имеющего социальное происхождение, но сохранившего биологическую природу.

По мнению Г. П. Щедровицкого, есть три типа "человека": как био­логического существа, материала с определенным функциональным устройством, "биоробота"; как элемента жестко организованной соци-;шьной системы человечества, не обладающей свободой и самостоятель­ностью, безликого "индивида"; как отдельной и независимой молекулы, наделенной психикой и сознанием, способностями к определенному поведению и культурой, самостоятельно развивающейся и вступаю­щей в связи с другими такими же молекулами как свободная и суве­ренная "личность" [41]. В силу того, что каждое представление выде­ляет и описывает какие-то реальные свойства человека вне связей и зависимостей с другими, существуют ограниченные представления о человеке. Задачу предстоит решать сначала на методологическом уровне, вырабатывая средства для последующего теоретического исследования.

Рис. 6.1. Факторы, влияющие на самоуправление развитием


Сложившаяся ситуация в жизни общества, человека требует энергичной перестройки организации жизнедеятельности, адапта­ции к новым условиям, активной позиции, а значительная часть на­селения "не находит места под солнцем" [17]. Систематизировав результаты анализа [17], можно выделить факторы (рис. 6.1). Изу­чение различных концепций самоуправления, тысячелетняя прак­тика самоуправления развитием и управления персоналом, изоте­рические техники и технологии по саморегулированию, самообра­зованию, самовоспитанию дают

возможность разработки стройной модели самоуправления развитием, теоретических и практических рекомендаций.



на главную

АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ