Философская антропология о сущности человека. Философские школы, учения древней Индии, Китая, Греции, в наиболее целостном виде дошедшие до нас, не говоря о современных, пытались подняться до уровня полноты обоснования происхождения человека, смысла его существования и т. п. В XX ст. перед философией как формой общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и месте человека в нем была поставлена задача разработки единой систематической теории человека, но она вновь оказалась невыполнимой. Постановка задачи объяснялась:
• возникновением ситуации "человеческого кризиса"; с одной стороны, осознанием того, что человек не венец эволюции, не господин во Вселенной, а с другой — он и не достоин такого положения, породив демонические силы злобы и ненависти, направляя плоды труда на самоуничтожение. Для человечества реальностью стала проблема своей конечности;
• неготовностью современной науки представить обоснованную теорию человека.
Ранее в отечественной философии отвергался антропологизм как философская концепция, где человек рассматривался как основная мировоззренческая категория. Господствовал "бессубъектный" подход — материал без человека, познание, деятельность, общение без субъекта. Эта зияющая перед человечеством пропасть и вызвала обостренный интерес к человеку, антропологический поворот в философии в целом [14; 38]. Философская антропология сегодня пытается стать новой наукой о человеке, объяснить тайны бытия, показать необходимость антропологического обоснования проектов развития цивилизации, ибо картина мира без этого теряет внутренний смысл.
Происхождение и сущность человека. Возникновение жизни, человека на Земле нас интересует в плане обоснования концепции управления развитием персонала. Должен и может ли человек, появившись на этой планете по замыслу ли природы, высших сил, инопланетян или кого-то (чего-то) еще, управлять собой в процессе жизнедеятельности (когда реализует собственные потребности) и деятельности (выполняет нормы социума)?
Концепций человека как социоприродного феномена, биоинформационно-энергетического комплекса и т. п. в процессе исторического развития возникало много. Классификация представителя философской антропологии XX ст. М. Шелера приведена в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Концепции человека по М. Шел еру
Содержание идеи |
Выводы, обосновывающие концепцию самоуправления |
Основана на религиозной вере в мир о сотворении человека Богом (Ветхий завет) |
Человек должен управлять собой в пределах строго определенных норм (заповедей) |
Человек наделен божественным началом (разумом), позволяющим ему познать жизнь, ее идеальное содержание. Разум отличает его от животных (Анаксагор, Платон, Аристотель) |
У человека есть разум, позволяющий познать мир, Бога, самого себя |
Человек — лишь особый вид животных, его поведение определяется влечением, а не разумом (Ламарк, Дарвин) |
У человека кроме сознания есть бессознательное, которое определяет его поведение |
Человек — это туник жизни вообще, он способен лишь к развитию пустых суррогатов (язык, орудия и т. п.). Он создал государство, право, производство из-за биологической слабости (Лессинт, Больк) |
Человек мыслит лишь потому, что у пего "не работают" инстинкты, как у животных |
Человек является тайной для себя, он соответствует миру в целом. Человек не совпадает целиком со своей сущностью, у него нет заранее способностей к познанию себя, он не связан законами...может опуститься до положения животного и подняться па вершину духовности, в пего заложены семена для любой деятельности и образа жизни (Ницше, Гартман) |
Человек может быть мастером, строителем самого себя |
Эти идеи существуют одновременно и влияют на изучение и понимание человека. Сегодня нет достаточных оснований утверждать — была ли жизнь занесена на Землю или возникла здесь сама. Наука констатирует, что человек рождается: совершенно не готовым к жизнив сравнении с животными (для "готовности" он должен быть в утробе матери 21 месяц); с готовностью программироваться социумом, людьми, что и происходит в основном до 5 — 7 лет. Если ребенок до этого возраста жил среди животных, то современной науке неизвестны факты превращения его в человека. Неготовность ребенка к жизни приводит к тому, что он как бы рождается, пока живет.
Э. Фромм полагал, что человек окончательно рождается к моменту смерти, а некоторые умирают, так и не успев родиться (стать человеком). Человек — существо искусственное, он сам себя рождает, создает, творит на основе культуры, созданной до него. В своей жизнедеятельности и деятельности человек постоянно контролирует себя, сверяет поведение с образцами (нормами) культуры. С позиций философской антропологии можно утверждать, что [14]:
1) причина и основа появления человека до сих пор остаются непонятными;
2) изучение происхождения человека продолжается — как отдельного индивида, так и человеческого рода в целом;
3) возможно, что эволюция человека, в которой соединились силы материи и духа, продолжается, и мы стоим на пороге возникновения принципиально нового вида человека.
Концепция социального человека. Существование многообразия теорий, концепций и образов человека можно объяснить тем, что природа его многомерна, нелинейна, многоэтажна и подобна Вселенной. Вместе с тем человек представляет собой еще и общественное существо — в нем в свернутом виде "дано" общество со всеми его возможными состояниями: человек есть общество в миниатюре [10].
Природа человека характеризуется интегральностью и проявляется в двух аспектах — жестко детерминированном и случайно-вероятностном (упорядоченный и спонтанный). Случайные моменты обусловлены массой потенциальных возможностей, а жесткая детерминация задана социокодом — механизмом социального наследования, программирующим развитие и функционирование человека как социальной системы [10; 12]. Это проявляется в социальных мотивах деятельности человека, особенно в мотивации: к инновациям; стремлению к господству и избранности и пр.; к власти вместе с реалиями и иллюзиями. С мотивами человеческой деятельности связаны ритмы существования, без которых невозможны социальные механизмы, регулирующие функционирование и развитие общества. В связи с этим заслуживают внимания модели человеческой деятельности Прометея, Сизифа и Колумба (табл. 6.2)
Таблица 6.2
Характеристики деятельности
Модель человеческой деятельности |
Характеристика модели |
Ключевые слова |
11ромётеёвская |
Выражает инновационный, творческий характер, направлена па формирование идеального общества и человека (из человека можно вылепить что угодно) |
Формирование идеала в человеке |
Сизифовская |
Фиксирует невозможность человека выйти за рамки существующего порядка вещей, показывает, что все усилия людей по преобразованию общества обречены на неудачу, они абсурдны и иррациональны, свидетельствуют об иррациональной природе человека |
11рирода деятельности иррациональна |
Колумба |
Исходит из реалий человеческого существования, представляя собой вероятностную модель деятельности человека с ее прогнозом удачи и поражения |
Вероятность удачи и поражения |
Прометеевская модель выражает инновационный, творческий характер человеческой деятельности, разрушающей социальный порядок и направленной на формирование идеального общества и человека (из человека можно вылепить что угодно). Сизифовская модель фиксирует невозможность человека выйти за рамки существующего порядка вещей, показывает, что все усилия людей по преобразованию общества обречены на неудачу, абсурдны и иррациональны. И, наконец, модель Колумба исходит из реалий человеческого существования, представляя собой вероятностную модель деятельности человека с ее прогнозом удачи и поражения.
Анализ различных концепций статуса человека в мире показывает, что их можно объединить в группы [10]: 1) природу человека нельзя "ухватить" рационально, ибо она является "запредельной" для человеческого сознания; 2) человек — ошибка, тупик в развитии природы, представляет собой патологическое отклонение в вечноэволюционирующей материи; 3) человек — носитель социальной формы движения материи, т. е. выступает в качестве рядового явления, которое может стать основой для становления постсоциальной формы движения материи; 4) человек — высшая форма развития материального мира благодаря своей социально-деятельностной сущности. Весомый вклад в ее постижение вносят искусство, религия, философия и другие формы человеческой деятельности.
Человек как микрокосмос — отражение человека в закодированном виде исторической последовательности Вселенной, когда эволюция живого вещества земной биосферы рассматривается как миниатюрное повторение эволюции Космоса. Человек — закономерный итог развития биосферы, поэтому на всех иерархических уровнях его организации (от молекулярного до органного) с течением времени проявляется движение от хаотических структур особого рода (структур детерминированного хаоса) к более упорядоченным. Исследования структурной организации белковых молекул (выявившие самопроизвольный переход из состояния статистического клубка в высокоупорядоченную трехмерную структуру при беспорядочно поисковом механизме сборки, высокую скорость и безошибочность конформационной самоорганизации белка) показали, что они имеют действенную статистико-детерминистскую природу. Их естественное объяснение возможно только в рамках нелинейной неравновесной термодинамики, в которой фундаментальные законы физики используются для объяснения спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса.
Общие закономерности неравновесной термодинамики носят универсальный характер, они охватывают процессы самоорганизации как физических (классических и квантовых), так химических и биологических открытых систем. Поскольку способность белков к самоорганизации является фундаментальным свойством организмов на всех ступенях иерархии живой природы, то порождение порядка из беспорядка на молекулярном уровне протекает и в человеке. Такого рода процессы происходят и на уровне функционирования организма, о чем свидетельствуют исследования хаоса и фракталов (разномасштабные повторяющиеся структуры).
В человеке фрактальными структурами обладают дыхательные пути, кровеносные сосуды сердца, нейроны с дендритами, ветвящимися на все более и более тонкие волокна и связанные с элементами хаоса в нервной, дыхательной, кровеносной и других системах. Вопреки суждениям традиционной медицины сердце и другие физиологические системы в молодом и здоровом организме действуют беспорядочно и хаотически, тогда как их более регулярное функционирование иногда сопряжено со старением и заболеваниями. Сердечному ритму, другим процессам, управляемым нервной системой, свойственна хаотическая динамика, что имеет массу функциональных преимуществ. Хаотические системы функционируют в широком диапазоне условий, легко адаптируются к изменениям и дают тем самым организму возможность гибко приспосабливаться к предсказуемым преобразованиям внешней среды.
Патологические явления связаны с повышенной регулярностью процессов. В целом организм функционирует как своеобразное единство хаотических и упорядоченных процессов, начиная с молекулярного уровня и кончая уровнем целостной системы. Человек, можно сказать, появляется из клубка всех систем, обусловливающих возникновение и эволюцию биосферы, как вихрь, в котором сходятся все системы различных порядков жизни, как их "узел" в системе биосферы он получает "место" вихря (единства хаоса и порядка), имеющего универсальный смысл.
Человек как уникальное существо — концепция, согласно которой его уникальность обусловлена совокупностью ряда параметров психики, сформировавшихся в результате эволюции мозга. Специфика эволюции мозга обусловлена, во-первых, ее темпами (это был один из наиболее быстрых, наиболее бурно протекающих процессов макроэволюции в истории позвоночных, если не в истории животного мира вообще), а во-вторых, его феноменальным последствием — возникновением такого уникального явления, как психика. Имеются в виду следующие связанные между собой ее свойства [10]: 1) оперирование образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может относиться к воображаемым, никогда и нигде не существовавшим событиям; 2) познавательная способность, основанная на проникновении в структуру мира и построении модели мира; 3) способность соблюдения определенных моральных норм поведения, разрушения и саморазрушения; 4) самосознание и саморефлексия, проявляющиеся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.
Говоря о совокупности всех сторон и связей (законов), свойственных человеку в этом мире, следует учитывать, что его сущность скрыта под поверхностью явлений. Явления могут неправильно, извращенно передавать сущность, поэтому следует от явления, лежащего на поверхности предмета, идти к сущности. Из перечисленных концепций наиболее высвечивается сущность человека с позиций психологической антропологии, рассматривающей феномен человека как природное явление, находящееся в общественной форме жизни, как душевную и духовную реальность [1; 38].
|