Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА

Философская антропология о сущности человека. Философские школы, учения древней Индии, Китая, Греции, в наиболее целост­ном виде дошедшие до нас, не говоря о современных, пытались под­няться до уровня полноты обоснования происхождения человека, смысла его существования и т. п. В XX ст. перед философией как формой общественного сознания, системой наиболее общих поня­тий о мире и месте человека в нем была поставлена задача разработки единой систематической теории человека, но она вновь оказалась не­выполнимой. Постановка задачи объяснялась:

     возникновением ситуации "человеческого кризиса"; с одной сто­роны, осознанием того, что человек не венец эволюции, не госпо­дин во Вселенной, а с другой — он и не достоин такого положе­ния, породив демонические силы злобы и ненависти, направляя плоды труда на самоуничтожение. Для человечества реальностью стала проблема своей конечности;

     неготовностью современной науки представить обоснованную теорию человека.

Ранее в отечественной философии отвергался антропологизм как философская концепция, где человек рассматривался как основная мировоззренческая категория. Господствовал "бессубъектный" под­ход — материал без человека, познание, деятельность, общение без субъекта. Эта зияющая перед человечеством пропасть и вызвала обостренный интерес к человеку, антропологический поворот в фи­лософии в целом [14; 38]. Философская антропология сегодня пыта­ется стать новой наукой о человеке, объяснить тайны бытия, показать необходимость антропологического обоснования проектов развития цивилизации, ибо картина мира без этого теряет внутренний смысл.

Происхождение и сущность человека. Возникновение жизни, человека на Земле нас интересует в плане обоснования концепции управления развитием персонала. Должен и может ли человек, по­явившись на этой планете по замыслу ли природы, высших сил, инопланетян или кого-то (чего-то) еще, управлять собой в процессе жизнедеятельности (когда реализует собственные потребности) и деятельности (выполняет нормы социума)?

Концепций человека как социоприродного феномена, биоинфор­мационно-энергетического комплекса и т. п. в процессе исторического развития возникало много. Классификация представителя философ­ской антропологии XX ст. М. Шелера приведена в табл. 6.1.

 

Таблица 6.1

Концепции человека по М. Шел еру

 

Содержание идеи

Выводы, обосновывающие концепцию самоуправления

Основана на религиозной вере в мир о сотворении человека Богом (Ветхий завет)

Человек должен управлять собой в пределах строго опре­деленных норм (заповедей)

Человек наделен божественным началом (разу­мом), позволяющим ему познать жизнь, ее идеаль­ное содержание. Разум отличает его от животных (Анаксагор, Платон, Аристотель)

У человека есть разум, позво­ляющий познать мир, Бога, са­мого себя

Человек — лишь особый вид животных, его поведе­ние определяется влечением, а не разумом (Ламарк, Дарвин)

У человека кроме сознания есть бессознательное, которое определяет его поведение

Человек — это туник жизни вообще, он способен лишь к развитию пустых суррогатов (язык, орудия и т. п.). Он создал государство, право, производство из-за биологической слабости (Лессинт, Больк)

Человек мыслит лишь потому, что у пего "не работают" инс­тинкты, как у животных

Человек является тайной для себя, он соответствует миру в целом. Человек не совпадает целиком со своей сущностью, у него нет заранее способностей к позна­нию себя, он не связан законами...может опуститься до положения животного и подняться па вершину духовности, в пего заложены семена для любой дея­тельности и образа жизни (Ницше, Гартман)

Человек может быть масте­ром, строителем самого себя

 

Эти идеи существуют одновременно и влияют на изучение и пони­мание человека. Сегодня нет достаточных оснований утверждать — была ли жизнь занесена на Землю или возникла здесь сама. Наука констатирует, что человек рождается: совершенно не готовым к жизнив сравнении с животными (для "готовности" он должен быть в утробе матери 21 месяц); с готовностью программироваться социумом, людьми, что и происходит в основном до 5 — 7 лет. Если ребенок до этого возраста жил среди животных, то современной науке неиз­вестны факты превращения его в человека. Неготовность ребенка к жизни приводит к тому, что он как бы рождается, пока живет.

Э. Фромм полагал, что человек окончательно рождается к моменту смерти, а некоторые умирают, так и не успев родиться (стать челове­ком). Человек — существо искусственное, он сам себя рождает, соз­дает, творит на основе культуры, созданной до него. В своей жизне­деятельности и деятельности человек постоянно контролирует себя, сверяет поведение с образцами (нормами) культуры. С позиций фило­софской антропологии можно утверждать, что [14]:

1)     причина и основа появления человека до сих пор остаются не­понятными;

2)     изучение происхождения человека продолжается — как от­дельного индивида, так и человеческого рода в целом;

3)     возможно, что эволюция человека, в которой соединились си­лы материи и духа, продолжается, и мы стоим на пороге возникнове­ния принципиально нового вида человека.

Концепция социального человека. Существование многообра­зия теорий, концепций и образов человека можно объяснить тем, что природа его многомерна, нелинейна, многоэтажна и подобна Вселенной. Вместе с тем человек представляет собой еще и общест­венное существо — в нем в свернутом виде "дано" общество со все­ми его возможными состояниями: человек есть общество в мини­атюре [10].

Природа человека характеризуется интегральностью и проявля­ется в двух аспектах — жестко детерминированном и случайно-веро­ятностном (упорядоченный и спонтанный). Случайные моменты обусловлены массой потенциальных возможностей, а жесткая детер­минация задана социокодом — механизмом социального наследова­ния, программирующим развитие и функционирование человека как социальной системы [10; 12]. Это проявляется в социальных моти­вах деятельности человека, особенно в мотивации: к инновациям; стремлению к господству и избранности и пр.; к власти вместе с реа­лиями и иллюзиями. С мотивами человеческой деятельности свя­заны ритмы существования, без которых невозможны социальные механизмы, регулирующие функционирование и развитие общества. В связи с этим заслуживают внимания модели человеческой дея­тельности Прометея, Сизифа и Колумба (табл. 6.2)

 

 

 

 

Таблица 6.2

Характеристики деятельности

 

Модель человеческой деятельности

Характеристика модели

Ключевые слова

11ромётеёвская

Выражает инновационный, творческий ха­рактер, направлена па формирование идеаль­ного общества и человека (из человека можно вылепить что угодно)

Формирование идеала в человеке

Сизифовская

Фиксирует невозможность человека выйти за рамки существующего порядка вещей, по­казывает, что все усилия людей по преобра­зованию общества обречены на неудачу, они абсурдны и иррациональны, свидетель­ствуют об иррациональной природе человека

11рирода деятель­ности иррацио­нальна

Колумба

Исходит из реалий человеческого существо­вания, представляя собой вероятностную мо­дель деятельности человека с ее прогнозом удачи и поражения

Вероятность уда­чи и поражения

 

Прометеевская модель выражает инновационный, творческий ха­рактер человеческой деятельности, разрушающей социальный поря­док и направленной на формирование идеального общества и чело­века (из человека можно вылепить что угодно). Сизифовская модель фиксирует невозможность человека выйти за рамки существующего порядка вещей, показывает, что все усилия людей по преобразова­нию общества обречены на неудачу, абсурдны и иррациональны. И, наконец, модель Колумба исходит из реалий человеческого сущест­вования, представляя собой вероятностную модель деятельности человека с ее прогнозом удачи и поражения.

Анализ различных концепций статуса человека в мире показы­вает, что их можно объединить в группы [10]: 1) природу человека нельзя "ухватить" рационально, ибо она является "запредельной" для человеческого сознания; 2) человек — ошибка, тупик в развитии природы, представляет собой патологическое отклонение в вечноэволюционирующей материи; 3) человек — носитель социальной формы движения материи, т. е. выступает в качестве рядового явле­ния, которое может стать основой для становления постсоциальной формы движения материи; 4) человек — высшая форма развития ма­териального мира благодаря своей социально-деятельностной сущ­ности. Весомый вклад в ее постижение вносят искусство, религия, философия и другие формы человеческой деятельности.

Человек как микрокосмос — отражение человека в закодирован­ном виде исторической последовательности Вселенной, когда эво­люция живого вещества земной биосферы рассматривается как ми­ниатюрное повторение эволюции Космоса. Человек — закономер­ный итог развития биосферы, поэтому на всех иерархических уровнях его организации (от молекулярного до органного) с течени­ем времени проявляется движение от хаотических структур особого рода (структур детерминированного хаоса) к более упорядочен­ным. Исследования структурной организации белковых молекул (вы­явившие самопроизвольный переход из состояния статистического клубка в высокоупорядоченную трехмерную структуру при беспоря­дочно поисковом механизме сборки, высокую скорость и безошибоч­ность конформационной самоорганизации белка) показали, что они имеют действенную статистико-детерминистскую природу. Их есте­ственное объяснение возможно только в рамках нелинейной нерав­новесной термодинамики, в которой фундаментальные законы фи­зики используются для объяснения спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса.

Общие закономерности неравновесной термодинамики носят универсальный характер, они охватывают процессы самоорганиза­ции как физических (классических и квантовых), так химических и биологических открытых систем. Поскольку способность белков к самоорганизации является фундаментальным свойством организмов на всех ступенях иерархии живой природы, то порождение порядка из беспорядка на молекулярном уровне протекает и в человеке. Такого рода процессы происходят и на уровне функционирования организма, о чем свидетельствуют исследования хаоса и фракталов (разномас­штабные повторяющиеся структуры).

В человеке фрактальными структурами обладают дыхательные пути, кровеносные сосуды сердца, нейроны с дендритами, ветвящи­мися на все более и более тонкие волокна и связанные с элементами хаоса в нервной, дыхательной, кровеносной и других системах. Воп­реки суждениям традиционной медицины сердце и другие физио­логические системы в молодом и здоровом организме действуют беспорядочно и хаотически, тогда как их более регулярное функци­онирование иногда сопряжено со старением и заболеваниями. Сер­дечному ритму, другим процессам, управляемым нервной системой, свойственна хаотическая динамика, что имеет массу функциональ­ных преимуществ. Хаотические системы функционируют в широ­ком диапазоне условий, легко адаптируются к изменениям и дают тем самым организму возможность гибко приспосабливаться к предсказуемым преобразованиям внешней среды.

Патологические явления связаны с повышенной регулярностью процессов. В целом организм функционирует как своеобразное единство хаотических и упорядоченных процессов, начиная с моле­кулярного уровня и кончая уровнем целостной системы. Человек, можно сказать, появляется из клубка всех систем, обусловливающих возникновение и эволюцию биосферы, как вихрь, в котором сходятся все системы различных порядков жизни, как их "узел" в системе био­сферы он получает "место" вихря (единства хаоса и порядка), имею­щего универсальный смысл.

Человек как уникальное существо — концепция, согласно кото­рой его уникальность обусловлена совокупностью ряда параметров психики, сформировавшихся в результате эволюции мозга. Специ­фика эволюции мозга обусловлена, во-первых, ее темпами (это был один из наиболее быстрых, наиболее бурно протекающих процес­сов макроэволюции в истории позвоночных, если не в истории жи­вотного мира вообще), а во-вторых, его феноменальным послед­ствием — возникновением такого уникального явления, как психи­ка. Имеются в виду следующие связанные между собой ее свойства [10]: 1) оперирование образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может отно­ситься к воображаемым, никогда и нигде не существовавшим собы­тиям; 2) познавательная способность, основанная на проникнове­нии в структуру мира и построении модели мира; 3) способность соблюдения определенных моральных норм поведения, разруше­ния и саморазрушения; 4) самосознание и саморефлексия, прояв­ляющиеся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.

Говоря о совокупности всех сторон и связей (законов), свойствен­ных человеку в этом мире, следует учитывать, что его сущность скрыта под поверхностью явлений. Явления могут неправильно, извращенно передавать сущность, поэтому следует от явления, лежа­щего на поверхности предмета, идти к сущности. Из перечисленных концепций наиболее высвечивается сущность человека с позиций психологической антропологии, рассматривающей феномен чело­века как природное явление, находящееся в общественной форме жизни, как душевную и духовную реальность [1; 38].

 



на главную