Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ

Исследуя жизненный путь, акмеологи синтезируют факторы из области генетики, физиологии, медицины, всех отраслей психологии, педагогики, геронтологии, философии, социологии и выявляют "пе­ресечение" жизненных и профессиональных вершин, устанавливают новые закономерности профессиональной "судьбы" человека [32]. Знание этих закономерностей позволяет моделировать рациональ­ные технологии производственных процессов и обучать им профес­сионалов, будущих и настоящих, формируя и перестраивая их про­фессиональное мышление.

Исследования показывают, что в основе проблем достижения "акме" находится мышление. Самопроизвольно мышление перестра­ивается лишь у наиболее талантливых. Для этого надо уметь разру­шать старые стереотипы мышления и формировать новые [2; 40]. Средством перестройки мышления могут выступать модели продук­тивного (непродуктивного) решения профессиональных задач, внед­ряемые в процесс деятельности человека. К факторам, значительно влияющим на достижение "акме" человека, относят:

     объективные (качество полученного воспитания и образования);

     субъективные (талант и способности человека, его ответствен­ность, компетентность, умение эффективно решать профессио­нальные задачи).

Сложностью методологического обеспечения вскрытия акмеоло­гических законов и закономерностей являются объективность и субъективность полученных знаний на "выходе". С одной стороны, они должны соответствовать строгим критериям объективности при ш;и иостическом исследовании человека, а с другой — учитывать ■ убъективизм исследований.

Современные акмеологи к законам относят устойчивые, повторя­ющиеся связи явлений, проявляющиеся в специфической для пси­хологии вариативности, изменчивости в определенных условиях, и сферы деятельности. Примером акмеологического закона можно давать зависимость достижения желательного состояния самим субъектом [1]. Именно желание побуждает человека к мобилизации, к пробуждению резервов. Желательные качества, их критерии посте­пенно приобретают конкретность и определенность в понятиях "мас­терство", "профессионализм", "компетентность" и т. д. [28]. Наибо­лее обоснованным является закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала, который устанав­ливает взаимосвязи между процессом становления профессиональ­ного мастерства и формированием личностной целостности.

На основе законов диалектики движущей силой, в том числе и личностно-профессионального развития, выступают противоречия, в данном случае между способностями, одаренностью личности, моти­вацией достижений и требованиями конкретной профессиональной деятельности, нормативностью поведения [16]. Человек разрешает противоречия между целями деятельности, задачами и наличными средствами их достижения, овладевая алгоритмами, технологиями продуктивной деятельности. При этом, решая личные проблемы, разрабатывает стратегии проектов, планов, программ профессиональ­ного роста.

Закон зависимости достижения желаемого состояния профессио­нальную пригодность определяет не только характеристиками лич­ности (не только возможностями), но и субъективным стремлением достичь необходимых результатов. Профессиональная пригодность может изменяться в процессе соответствующей подготовки, приобре­тения опыта, личностно-профессионального развития.

Особенности развития человека, уровень достигаемого им ре­зультата связаны с личностно-смысловой оценкой и определяются законом самовыражения личности. Социализованный человек, как правило, стремится реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность, приобрести авторитет и общественное признание. Реализуется это первоначально через про­фессиональное самоопределение и последующее самоутверждение. Под профессиональным самоопределением понимают процесс раз­вития личности в профессиональной деятельности на основе наибо­лее полного использования ею своих способностей и индивидуально-психологических возможностей. (Профессиональное самоопределе­ние рассмотрено в главе 10).

Состояние мотивационной и операциональной сферы (трудовые действия, приемы мышления) целесообразно представить в виде групп критериев [28]:

     объективных — насколько человек соответствует требованиям профессии, какой вносит вклад в социальную практику. Например, производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижения в профессии определенного социаль­ного статуса и т. п.;

     субъективных — насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям. Например, устойчивая профес­сиональная направленность, понимание значимости профессии;

     результативных — достижение желаемого результата в труде. На­пример, для учителя — знания учащихся, соответствие стандартам образования и т. п.;

     нормативных — норма, правила, эталоны профессии и их воспро­изведение на уровне мастерства;

     наличного уровня — достижение на сегодня уровня профессиона­лизма;

     профессиональной обучаемости — готовность человека к приме­нению опыта других людей;

     социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе — умеет ли заинтересовать общество результатами сво­его труда ит. п.;

     качественных и количественных — оценка профессионализма в соответствующих параметрах. Например, для учителя качествен­ные критерии — глубина, системность знаний, а количественные — баллы в рейтинге.

Акмеологическая концепция предполагает обоснование системы взглядов на профессиональное становление, на замысел организа­ции и оптимизации процессов и явлений, связанных с достижением "акме" человека. В качестве ключевой идеи может использоваться идея о субъектогенезе, идеи о стремлении человека к самополаганию, детерминации собственной активности, развитию способностей быть субъектом деятельности. Субъектогенез — становление возможности самодетерминации личности, способности человека к самопорожде­нию себя в качестве первопричины своей активности [33].

В качестве основного принципа мотивирования в организуемой в соответствии с данной концепцией акмеологической практики при­нимается создание условий для реализации стремления человека стать первопричиной (детерминирующим началом, субъектом) с ним происходящего и им совершаемого. Реализация данного принципа позволяет ему ощущать совершаемое как самоуправление собствен­ной жизнью.

Основной методический принцип предлагаемой концепции — созда­ние ситуаций, приводящих к порождению субъективности. Реализа­ция принципа требует:

     решаемые проблемы ставятся самим человеком без внешнего при­нуждения;

     создание условий для поставленных целей более значимых, чем ситуативная необходимость;

     ситуации ответного выбора могут привести к фрустрации (психи­ческое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми труд­ностями) потребностей человека.

В качестве принципиально значимых ориентиров при организа­ции и оптимизации связанных с профессиональным становлением процессов в данной концепции используются стадии субъектогенеза (рис. 6.2).

Стадии субъектогенеза [33]:

     принятие человеком на себя ответственности за непредрешенный заранее исход своих действий (проявление себя как субъекта пред­стоящего действия);

     переживание возможности реализации различных вариантов буду­щего, своей причастности к построению образа желаемого резуль­тата и способности реализовать желаемое (проявление себя как субъекта целеполагания);

     реализация открывающихся возможностей в совершаемых по собственной воле действиях (проявление себя как субъекта сла­гающих совершаемого "здесь и теперь" действия);

     принятие ответственного решения о завершении действия (про­явление себя как первопричины, субъекта окончания действия);

Рис. 6.2. Стадии субъектогенеза


• осмысленная оценка результата как личностно значимого ново­образования, детерминированного собственной активностью (проявление себя как субъекта состоявшегося действия). При отсутствии одной из стадий (см. рис. 6.2) человек может счи­тать себя объектом манипуляций, что приводит к негативным реак­циям. Субъектогенез предполагает осознанное преобразование чело­иском своего личного опыта за счет рефлексивных процедур (рет­роспективной и проспективной рефлексий).

В описываемой системе взглядов на достижение вершин профес­сионализма предусматриваются сближение субъективных и объек­тивных критериев, формирование установки на их достижение и максимальная самореализация в сочетании с принципами гуманизма. Принципы гуманистической психологии обязывают не навязывать знания, чужой опыт. Востребованность знаний обучаемыми, получе­ние их путем самостоятельных открытий позволяют исключить тра­диционное информирование.

В литературе приводятся эталонные описания качеств человека (субъекта труда) в профессии. Так, модель личности специалиста определяется как совокупность психофизиологических и личност­ных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности и усвоения необходимого объема знаний, умений, на­выков.

Модель специалиста воспринимается как его образ, соответству­ющий определенному периоду времени. Модель подготовки специа­листа включает: его профессиограмму, паспорт (государственный стандарт), должностные обязанности, необходимые знания и прак­тические умения, цели и содержание профобразования и т. п.

Сложившаяся практика моделирования профессионального ста­новления (приобретение определенных признаков и форм в процес­се развития), предполагает модель профессиональной деятельности специалиста данного "профиля" [1; 28]. В этом случае цели станов­ления формируются с учетом формирования моделей деятельности и личности специалиста. Слабая сторона задания целей на основе модели личности — его низкая диагностичность.



на главную