Человек — биопсихосоциальное существо. С познавательной точки зрения человек — самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, "... что в своих изображениях универсума наука действительно еще не нашла ему места", — так начинает П. Тейяр де Шарден предварительное замечание, связанное с выявлением парадокса человека, если судить о нем по биологическим результатам его появления [39]. Мы подходим к человеку с разными измерениями его существования: биологическим, психическим, социальным, пространственным и временным. Однако человек подлежит еще и космическому, культурному, футурологичес-кому измерениям и т. п.
Биологическое начало выражается в морфофизиологических, генетических, нервно-мозговых, электрохимических и других процессах. Под психическим понимают внутренний духовный мир человека — его сознательные, подсознательные и бессознательные процессы, воля, характер, темперамент, память, подпрограммы и т. д. Социальное начало характеризуется, прежде всего, положением человека в обществе (содержанием и характером его жизнедеятельности и деятельности). Как известно, ни один аспект в отдельности не раскрывает феномен человека в его целостности. "Биологическое, социальное, психологическое существуют в единстве в человеке, а абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий" [2]. Если исходить в анализе человека из биологического начала, то будем вынуждены рассматривать его организменные (биофизические, анатомические, физиологические) закономерности, ориентированные на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы. Однако человек — субъект общественных отношений, и, сводя анализ к его социальной сущности (морфологического и физиологического уровня к психофизиологической и духовной структуре), придем в область социально-психологических проявлений человека как личности.
Человек — существо биосоциальное и подчиняется биологическим, социальным и космическим законам [9; 19; 31]. Общественноеначало пронизывает психическую, биологическую структуру индивида, выступающую основой его психической, сознательной жизнедеятельности. Таким образом, человек является интегральным единством биологического, психического и социального начал, сформированным из природного и социального, наследственного и приобретенного в жизни. Он представляется качественно новой ступенью развития — личностью.
Человек как функциональная система. Учитывая мнения кибернетиков, философов, других теоретиков и практиков, можно констатировать, что человек — живая функционирующая и развивающаяся система. Под системой предлагается понимать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов на получение фиксированного полезного результата [3]. Принимая это во внимание, выделим особенности функциональной системы человека:
• система — это не совокупность взаимодействующих компонентов, а комплекс избирательно вовлеченных;
• в системе взаимодействие и взаимоотношения компонентов приобретают характер взаимосодействия. В его функциональной системе нейроны взаимосодействуют специально и целенаправленно, ограничивая степени свободы компонентов, но имея на это причину и смысл;
• в определение понятия "система" входит системообразующий фактор [21].
До тех пор, пока системологи точно не сформулировали фактор, который радикально ограничивает степени свободы, участвующие в данном множестве компонентов, все разговоры о системе и ее преимуществах перед несистемным подходом будут столь неплодотворны, как до сих пор была неплодотворной в конкретной исследовательской работе и сама общая теория систем [21]. Системообразующим фактором может быть взаимосодействие всех людей по достижению общей цели. И гармонизировать эти отношения, создающие системный (синергетический) эффект необходимо государству как управляющей системе. Государство должно обладать для этого необходимым разнообразием (управленческой культурой) и, как требует закон разнообразия У. Р. Эшби, — соответствовать цели общества и его разнообразию. Однако может ли оно обладать необходимым разнообразием, если признать, что, как утверждал П. Флоренский и другие ученые, человек — микрокосмос, аналогичный макрокосмосу, т. е. изначально степень его сложности превышает уровень разнообразия системы социального управления. Исходя из последних положений, становится понятным существование противоречия между человеком и обществом. Разрешение противоречия — это признание за человеком права управлять собой, своим развитием, а обществу и государству надо создать для этого условия.
На сегодня можно ставить вопрос: что представляет собой человек? Что отличает его от животного? Отличие, на наш взгляд, хорошо показал П. Тейяр де Шарден, предлагая рассмотреть центральный феномен человека — рефлексию. С его точки зрения, рефлексия — это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на себе и овладеть собой как предметом, обладающим своей спецификой, устойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, "что знать" [39]. Он отмечает, что в человеке появился "живой элемент", позволяющий осознавать свою организацию, что рефлектирующее существо в силу самого сосредоточения на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира. Абстракция, логика, обдуманный выбор и вся деятельность внутренней жизни — не что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняющегося в самом себе [39]. По мнению де Шардена, рефлексия формирует личность, с возникновением которой появляется способность к бесконечной индивидуальной эволюции, происходит подъем сознания.
Дж. Локк отмечал, что рефлексия — это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способ ее проявления, вследствие чего в разуме возникает идея этой деятельности. Иначе говоря, рефлексия представляет собой интеграционный механизм, реализующий функцию познания, действий "ума", который вступает во взаимоотношения с внешней реальностью и тем самым осуществляет сознательное самоуправление [2]. Таким образом, механизм рефлексии дает возможность человеку:
• видеть в нем не только биосоциальную, функциональную, автоматизированную систему, но и, с учетом мнения Гегеля [11], также духовную систему;
• моделировать окружающий мир и свое положение в нем, уровень подготовки к жизни;
• смотреть на себя со стороны и оценивать себя, свои поступки и действия, принимать решения по их изменению на основе системы базовых и индивидуальных ценностей, определенных критериев, сформированных в нем в процессе онто- и филогинеза;
• рефлексия — интегральный механизм психики, связанный с механизмами самосознания, самоопределения, воли и др. Самоуправление как социоприродный феномен человека. Феномен человека представляет собой ансамбль общественных отношений и биосоциальных свойств, находящийся в непрерывной связи с космопланетарным, природным окружением. Это подтверждается классиками научно-культурного энциклопедизма (В. И. Вернадским, К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским, В. М. Бехтеревым, Б. Г. Ананьевым, М. М. Бахтиным и др.). Феномен человека выступает как уникальная голограмма, потенциально отражающая физические процессы, фундаментальные взаимодействия и их космологическое основание в виде "начала всех начал" [19]. Предполагается, что в результате применения ряда технологий можно стереть грань между реальностью психофизиологической организации человеческого организма и физической полевой реальностью внешнего мира, вывести сознание на прямое восприятие космической полевой реальности [30]. Одной из признанных мировой наукой тайн является сознание человека. В. В. Налимов в своих трудах [30] строит модель языка и сознания, указывает на необходимость понимания сознания как феномена Вселенной. Таким образом, социоприродный феномен человека — это реальность. Многие возможности психофизиологии человека, особенно ее резервы в научном плане, воспринимаются как феномен. Однако тысячелетняя практика предложила многие средства самоуправления человеку, и их использование позволяет ему сознательно управлять своим развитием.
Основным методологическим положением можно определить сам подход к осуществлению человеком деятельности для жизни, а не наоборот, как было и есть в нашем обществе и сегодня, когда человек является придатком общественной системы, служившей государству без адекватного взаимосодействия в достижении целей.
В этом плане философия по своей природе выполняет особую мировоззренческую и методологическую функции. Обращаемся к философскому видению теории и практики самоуправления развитием в силу того, что она определяет совокупность исходных ориентиров для ее разработки и, выполняя свои функции, выражает определенные отношения человека к миру, позволяющие видеть человека в центре внимания во всеобщих связях со Вселенной, во взаимодействии и взаимосодействии с окружающим его миром. Это — существенный методологический, гносеологический принцип познания человека и управления (самоуправления) им своим развитием.
|