Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

Человек — биопсихосоциальное существо. С познавательной точки зрения человек — самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, "... что в своих изображениях универсума наука действительно еще не нашла ему места", — так начинает П. Тейяр де Шарден предварительное замеча­ние, связанное с выявлением парадокса человека, если судить о нем по биологическим результатам его появления [39]. Мы подходим к человеку с разными измерениями его существования: биологическим, психическим, социальным, пространственным и временным. Однако человек подлежит еще и космическому, культурному, футурологичес-кому измерениям и т. п.

Биологическое начало выражается в морфофизиологических, гене­тических, нервно-мозговых, электрохимических и других процессах. Под психическим понимают внутренний духовный мир человека — его сознательные, подсознательные и бессознательные процессы, воля, ха­рактер, темперамент, память, подпрограммы и т. д. Социальное начало характеризуется, прежде всего, положением человека в обществе (со­держанием и характером его жизнедеятельности и деятельности). Как известно, ни один аспект в отдельности не раскрывает феномен чело­века в его целостности. "Биологическое, социальное, психологическое существуют в единстве в человеке, а абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий" [2]. Если исходить в анализе человека из биологического начала, то будем вынуждены рассматривать его организменные (биофизические, анато­мические, физиологические) закономерности, ориентированные на са­морегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы. Однако человек — субъект общественных от­ношений, и, сводя анализ к его социальной сущности (морфологичес­кого и физиологического уровня к психофизиологической и духов­ной структуре), придем в область социально-психологических прояв­лений человека как личности.

Человек — существо биосоциальное и подчиняется биологичес­ким, социальным и космическим законам [9; 19; 31]. Общественноеначало пронизывает психическую, биологическую структуру инди­вида, выступающую основой его психической, сознательной жизнедея­тельности. Таким образом, человек является интегральным единством биологического, психического и социального начал, сформированным из природного и социального, наследственного и приобретенного в жизни. Он представляется качественно новой ступенью развития — личностью.

Человек как функциональная система. Учитывая мнения кибер­нетиков, философов, других теоретиков и практиков, можно конста­тировать, что человек — живая функционирующая и развивающаяся система. Под системой предлагается понимать только такой комп­лекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодей­ствие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов на получение фиксированного полезного результата [3]. Принимая это во внимание, выделим особенности функциональной системы человека:

     система — это не совокупность взаимодействующих компонен­тов, а комплекс избирательно вовлеченных;

     в системе взаимодействие и взаимоотношения компонентов при­обретают характер взаимосодействия. В его функциональной системе нейроны взаимосодействуют специально и целенаправ­ленно, ограничивая степени свободы компонентов, но имея на это причину и смысл;

     в определение понятия "система" входит системообразующий фактор [21].

До тех пор, пока системологи точно не сформулировали фактор, который радикально ограничивает степени свободы, участвующие в данном множестве компонентов, все разговоры о системе и ее пре­имуществах перед несистемным подходом будут столь неплодотвор­ны, как до сих пор была неплодотворной в конкретной исследова­тельской работе и сама общая теория систем [21]. Системообразу­ющим фактором может быть взаимосодействие всех людей по достижению общей цели. И гармонизировать эти отношения, созда­ющие системный (синергетический) эффект необходимо государ­ству как управляющей системе. Государство должно обладать для этого необходимым разнообразием (управленческой культурой) и, как требует закон разнообразия У. Р. Эшби, — соответствовать цели общества и его разнообразию. Однако может ли оно обладать необ­ходимым разнообразием, если признать, что, как утверждал П. Фло­ренский и другие ученые, человек — микрокосмос, аналогичный макрокосмосу, т. е. изначально степень его сложности превышает уровень разнообразия системы социального управления. Исходя из последних положений, становится понятным существование проти­воречия между человеком и обществом. Разрешение противоречия — это признание за человеком права управлять собой, своим разви­тием, а обществу и государству надо создать для этого условия.

На сегодня можно ставить вопрос: что представляет собой чело­век? Что отличает его от животного? Отличие, на наш взгляд, хоро­шо показал П. Тейяр де Шарден, предлагая рассмотреть централь­ный феномен человека — рефлексию. С его точки зрения, рефлек­сия — это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на себе и овладеть собой как предметом, обладающим своей специ­фикой, устойчивостью и своим специфическим значением, — спо­собность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, "что знать" [39]. Он отмечает, что в человеке по­явился "живой элемент", позволяющий осознавать свою организа­цию, что рефлектирующее существо в силу самого сосредоточения на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира. Абстракция, логика, обдуманный выбор и вся деятельность внут­ренней жизни — не что иное, как возбуждение вновь образованно­го центра, воспламеняющегося в самом себе [39]. По мнению де Шардена, рефлексия формирует личность, с возникновением кото­рой появляется способность к бесконечной индивидуальной эво­люции, происходит подъем сознания.

Дж. Локк отмечал, что рефлексия — это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способ ее проявления, вследствие чего в разуме возникает идея этой деятельности. Иначе говоря, реф­лексия представляет собой интеграционный механизм, реализую­щий функцию познания, действий "ума", который вступает во взаимоотношения с внешней реальностью и тем самым осуществля­ет сознательное самоуправление [2]. Таким образом, механизм реф­лексии дает возможность человеку:

• видеть в нем не только биосоциальную, функциональную, авто­матизированную систему, но и, с учетом мнения Гегеля [11], также духовную систему;

     моделировать окружающий мир и свое положение в нем, уровень подготовки к жизни;

     смотреть на себя со стороны и оценивать себя, свои поступки и действия, принимать решения по их изменению на основе систе­мы базовых и индивидуальных ценностей, определенных крите­риев, сформированных в нем в процессе онто- и филогинеза;

        рефлексия — интегральный механизм психики, связанный с механизмами самосознания, самоопределения, воли и др. Самоуправление как социоприродный феномен человека. Фено­мен человека представляет собой ансамбль общественных отноше­ний и биосоциальных свойств, находящийся в непрерывной связи с космопланетарным, природным окружением. Это подтверждается классиками научно-культурного энциклопедизма (В. И. Вернадским, К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским, В. М. Бехтеревым, Б. Г. Анань­евым, М. М. Бахтиным и др.). Феномен человека выступает как уни­кальная голограмма, потенциально отражающая физические процессы, фундаментальные взаимодействия и их космологическое основание в виде "начала всех начал" [19]. Предполагается, что в результате применения ряда технологий можно стереть грань между реаль­ностью психофизиологической организации человеческого организ­ма и физической полевой реальностью внешнего мира, вывести сознание на прямое восприятие космической полевой реальности [30]. Одной из признанных мировой наукой тайн является сознание человека. В. В. Налимов в своих трудах [30] строит модель языка и сознания, указывает на необходимость понимания сознания как фе­номена Вселенной. Таким образом, социоприродный феномен чело­века — это реальность. Многие возможности психофизиологии чело­века, особенно ее резервы в научном плане, воспринимаются как фе­номен. Однако тысячелетняя практика предложила многие средства самоуправления человеку, и их использование позволяет ему созна­тельно управлять своим развитием.

Основным методологическим положением можно определить сам подход к осуществлению человеком деятельности для жизни, а не наоборот, как было и есть в нашем обществе и сегодня, когда че­ловек является придатком общественной системы, служившей госу­дарству без адекватного взаимосодействия в достижении целей.

В этом плане философия по своей природе выполняет особую мировоззренческую и методологическую функции. Обращаемся к философскому видению теории и практики самоуправления разви­тием в силу того, что она определяет совокупность исходных ориен­тиров для ее разработки и, выполняя свои функции, выражает опре­деленные отношения человека к миру, позволяющие видеть человека в центре внимания во всеобщих связях со Вселенной, во взаимодей­ствии и взаимосодействии с окружающим его миром. Это — сущест­венный методологический, гносеологический принцип познания человека и управления (самоуправления) им своим развитием.

 



на главную