Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Феномен появления гения. Феноменом, загадкой гения являются причины его появления. Большинство специалистов сходятся на том, что гений — результат и природной одаренности, и благоприятных со­циальных обстоятельств, и сознательной ориентации человека на само­усовершенствование [13]. Выделяют следующие причины и движущие силы (факторы) становления гения: природа (врожденная одарен­ность), собственные усилия (труд), ближайшее окружение и общество в целом. Естественно, эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Практика показывает, что целенаправленно сформировать гения не удается. Действия разных факторов, неподвластных человеку, не позволяют управлять их развитием. Это могут быть социальные про­цессы исторического масштаба, в эпицентр общественных сдвигов которых будущий гений должен попасть и подвергнуться такой ком­бинации социальных мутаций, которые бы "заставили" личность, на­деленную определенным набором данных, максимально раскрыть свои способности, предельно развить творческие возможности.

В возникновении и развитии таланта есть что-то непреодолимое, исторически обусловленное объективными факторами, встреча ко­торых с субъективной готовностью и неопреодолимым стремлением личности к творчеству и дает ту искру, которая зажигает светильник гениальности [13]. Путь развития гения может совпадать с путем других людей, но на каком-то этапе (точка бифуркации), он стано­вится другим, неповторимым.

Тогда благотворные факторы, оказывающие воздействия на раз­витие любого человека, приобретают особый вес в формировании великого человека. Трудно определить факторы, формирующие умы гениев, превращающие таланты в гении, но выявить условия их раз­вития можно с большой вероятностью. Известно, что гению присущи определенные, в высшей степени развитые способности. Он облада­ет талантом, его развитию присуща периодизация, имеет учителей, способствующих его совершенствованию, и огромное воздействие на него оказывает культурная среда. Но гениальность не цвет кожи, не классовый или профессиональный атрибут, а общечеловеческое свойство.

Гениев нельзя выращивать генетически (путем "скрещивания"), как скаковых лошадей. Зафиксировано очень раннее проявление одаренности у детей и достижение исключительно высоких творчес­ких результатов в раннем юношеском возрасте. Деятельность выда­ющихся ученых начиналась рано. Первый печатный труд Дарвин, Фарадей, Гауе, Максвелл, Паскаль, Эйнштейн опубликовали, когда им было 22 года, Фрейд — 21 год. Период активной работы таких уче­ных обычно довольно продолжителен (в среднем 34 года). Ч. Дарвин активно трудился в течение 50, А. Эйнштейн — 53, 3. Фрейд — 55 лет. Однако академические звания и мировое признание (например, 149 лауреатам Нобелевской премии) приходили к ним спустя 25-26 лет после первой публикации, хотя средний возраст нобелевских лауре­атов относительно невысок — 39 лет. Еще более разительны примеры создания зрелых и современных произведений в юношеском, отрочес­ком и даже детском возрасте поэтами, композиторами, художниками. Анализ деятельности одаренных людей дал такие результаты [13]:

     раннее овладение знаниями в избранной специальности или в ис­кусстве;

     проявление высокого интеллекта, способности мыслить, хорошая память в раннем детстве;

     энергичность, быстрое продвижение, увлеченность учебой и трудом;

     ярко выраженная независимость, предпочтение работать в оди­ночку, индивидуализм;

     чувство самосознания, творческой силы и умение контролиро­вать себя;

     стремление контактировать с одаренными юношами или взрос­лыми;

     повышенная реакция на детали, образцы творческого труда и дру­гие явления внешнего мира;

• извлечение пользы из быстро накапливаемого художественного или интеллектуального опыта.

Высокоодаренный ребенок — одно из условий формирования вы­дающегося человека, но прямой связи между способностями ребен­ка и взрослым гением нет. Психолог Леонтьев неоднократно подчер­кивал, что ребенок развивается через посредство другого, получая от него знания, оценки предметов и явлений внешнего мира. Отсюда важная роль его первых воспитателей — родителей. Ведь даже слу­чайная зстреча ребенка с чем-то или кем-то может приковать инте­рес и "перевернуть" его жизнь. Огромную роль может сыграть в от­крытии и умелом направлении развития его способностей умный и тонкий наставник. Правильно определив творческие наклонности ребенка, в дальнейшем их поощряя и развивая, можно ускорить раз­витие его интеллекта. Однако обществу нужны не просто интеллек­туалы, а еще и личности.

Детская одаренность, вовремя распознанная и умело направлен­ная, может поразительно проявить себя в отроческом возрасте. Но из зерна способности не всегда вырастает гениальность. Гений — далеко не всегда выросший вундеркинд, а вундеркинд не всегда становится гением. Возникает вопрос о соотношении одаренности как таковой и одаренности творческой. Бетховена в отличие от Моцарта поначалу надо было силой усаживать за фортепьяно. Следовательно, детские способности нужно обогащать.

Существуют различия между обычной ученической одарен­ностью, включающей обучение и измеряемой тестами, и творчески-продуктивной, которая приводит к творческим результатам. Она мо­жет отражать усилие, выразившееся один раз за всю жизнь. Первая проявляется часами, днями, неделями; вторая — в достижениях, на которые затрачиваются месяцы и годы. Первая не всегда сочетается с глубокой увлеченностью делом, вторая — обязательно.

Исследования психологов, педагогов и наблюдения воспитателей показывают, что в детском возрасте, особенно до пяти лет, возникают задатки большинства способностей для формирования таланта. И в этом плане отрицательно сказывается педагогическая запущенность, т. е. остаются невыявленными, нераскрытыми и неиспользованными потенциальные возможности детского разума.

Признавая большую роль природных способностей человека, психология и теория воспитания не считают их фундаментом, на базе которого и в соответствии с которым можно достраивать личность. В развитии человека, формировании таланта имеет значение вся сис­тема деятельности общества по созданию условий во всех сферах жиз­ни и на всех уровнях социальной иерархии для развития способностей каждого. Не приспособление к природному таланту, не подстройка под него, а его целенаправленное развитие системой научно разра­ботанных и общественно полезных мер должно определять деятель­ность общества.

Учет социокультурных факторов развития таланта как организа­ция учебного процесса в школе, характер обучения, отбора детей для различного типа школ, составления программ обучения, несомненно, полезно, одинаковых людей нет. Кто более талантлив, решается не в первые годы жизни людей и не комиссиями, а в процессе длительной учебы, проверок и испытаний реальной жизни. Талант выращивается на протяжении всего периода формирования человека и до начала его профессиональной деятельности.

Роль ближайшего окружения в формировании таланта. У всех гениев были учителя, но мы не всегда знаем кто и какие. Сократ был учителем Платона, Платон — Аристотеля, но вот кто был учителем Сократа или Шекспира? Реально присутствующий образец играет большую роль в развитии творческой личности. По данным исследо­ваний, в США 68 % детей выбирают тот вид деятельности, которым занимались близкие им взрослые.

Не у всех гениев непосредственными учителями были гении, и не всем гениям, имевшим учеников, удавалось воспитать тоже гения. Пока тайной передачи дара от одного лица другому облада­ет только природа, людям же удается передавать "из рук в руки" другим только знания, опыт и мастерство, да и то не без потерь, иногда очень значительных. Для успеха в воспитании гениев необ­ходимы умные и высокопрофессиональные педагоги. Речь идет не о личных наставниках, а об учебе в целом. В самообразовании (обу­чении, воспитании и развитии), безусловно, любой гений имел ве­ликих учителей. Подражал он им или нет, но учился у них, несом­ненно.

Известное высказывание кинорежиссера С. Эйзенштейна "научить нельзя — научиться можно" явно указывает на огромное преиму­щество самообразования. Но научиться легче у хороших учителей. Прав лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, сказавший: "Пер­вое условие для получения Нобелевской премии — наличие хоро­шего учителя". И действительно, у многих лауреатов учителями были также ее лауреаты. Но не все поколения учителей и учеников рождают гениев. Для рождения гения должны созреть й объективные и субъективные условия. Постепенно накапливаются идеи, опыт, мас­терство, культура, приводящие к качественному скачку таланта.

Гений рождается, как искра из камня. Он выходит из среды себе подобных. Отсюда — среда одна, а результат разный. Зарождающийся гений — это сильный росток, способный выстоять против равноду­шия и замалчивания, но может увязнуть в тине безразличия к его та­ланту, целям и замыслам. Отсутствие творческой атмосферы, где ки­пят споры и сходятся различные мнения, ведет к застою, разлагающе действует на формирование талантов.

В культуре периода застоя воспроизводятся преимущественно носители этой же культуры, не терпящей отклонений, непохожести, оригинальности. Она поощряет однотипное, стандартное. В гото­вых, наперед заданных предписаниями и инструкциями и ограни­ченных жесткими положениями формах таланту трудно найти прост­ранство для свободного развития. Борьба с ними развивает талант. Если талант идет на риск, он может победить в своем ближайшем окружении. Но в сражениях с бюрократической машиной он часто терпит поражения. Ученый может спорить и побеждать своих коллег в своей среде, а в стычке с истеблишментом он редко выходит побе­дителем, ибо здесь имеет место не спор идей, а столкновение идеи и силы.

Гениальность, как и любая способность, требует условий для пол­ного раскрытия. Это не только "благоприятные", но и неблагоприят­ные условия, порождающие энергию на преодоление этих условий и поиск новых путей решения проблем. Пока человек чувствует себя сильным и способным преодолевать, препятствия не подавляют его, а побуждают к новой активности.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1.  В чем Вы видите теоретико-методологический аспект становления
проблемы развития человека?

2.               Как Вы понимаете выражение: "человек — основа ресурса общества"?

3.   Как философская антропология понимает сущность человека?

4.   Охарактеризуйте концепцию социального человека.

5.   Как из происхождения человека можно выявить его сущность?

6.  Что значит человек микрокосмос, аналогичный макрокосмосу?

7.   Охарактеризуйте человека с позиций прикладной акмеологии.

8.   Проанализируйте валеологический аспект управления развитием пер­сонала.

9.   Охарактеризуйте здоровье человека как объект управления для раз­вития.

10.   Что понимают под здоровьем человека?

11.   Охарактеризуйте человека как субъект самоуправления своим разви­тием.

12.   Охарактеризуйте человека как биопсихосоциальное существо.

13.   Охарактеризуйте человека как функциональную систему.

14.   Что представляет собой социоприродный феномен человека — само­управление?

15.   Охарактеризуйте гениальность как объект развития.

 



на главную