Понимание особенностей механизмов. При развитии человеческой личности необходимо согласовать различия в понимании — индивид, субъект, личность. Осуществляя свою функцию в поведении, человек использует соответствующий "стандартный" набор психических механизмов. Исходя из занимаемой позиции (деятельностной, социальной, социокультурной), он увеличивает количество функций и механизмов мышления, сознания, самосознания, самоопределения, рефлексии и др. Однако у каждого человека какие-то функции (и механизмы) в жизненном процессе становятся предпочтительными в проявлениях и развитии. Это источник индивидуализированного проявления человека в жизнедеятельности и деятельности.
В деятельности соблюдение норм укрепляет субъектные качества человека и ослабляет личностные. Когда человек занимается коррекцией норм и отношений к той же деятельности (относится инновационно), он укрепляет личностные качества и ослабляет субъектные. Использование того или иного механизма происходит в кооперативном объединенном труде персонала организации. В кооперативных, деятельностных и иерархических структурах организационного взаимодействия можно выделить базовые, сервисные, исполнительские и управленческие звенья. Субъектные и личностные качества человека чувствительны к исполнительской и управленческой деятельности. Следовательно, субъектные качества укрепляются в исполнительской, а личностные — в управленческой деятельности.
Динамика изменения субъективных механизмов зависит от индивидных склонностей, предрасположенности человека и от воздействия социальной и деятельностной среды, от пребывания в этих средах и их требованиях к человеку. Например, человек выполняет чей-то "заказ", при этом нельзя говорить, что он субъект или личность, ибо эти понятия определяют не проявления реального человека и использование им механизмов своей психики, а просто поведение соответствует складывающейся ситуации. При этом происходит сравнение деятельности на ее соответствие или несоответствие норме поведения и осуществляется принятие решений на коррекцию норм, приводящее к развитию деятельности.
Процесс развития психических механизмов индивида, субъекта и личности человека. Человек принадлежит к миру естественных, социальных отношений, к миру культуры [3]. Социальные отношения связаны с подчинением, порождают трансформацию мотиваци-онных, потребностных, поведенческих механизмов, и человек приобретает субъективные качества. Овладение культурой приводит к тому, что субъективные качества обобщаются. Абстрактные потребности (ценности), абстрактные цели (идеалы), абстрактные нормы (стратегии), с одной стороны, сохраняют свое предписывающее начало для деятельности человека, но, с другой, предполагают их конкретизацию [7].
Освоение культуры означает приобретение способностей конкретизировать поведение в жизнедеятельности и деятельности в соответствии с ситуацией. Человек как бы освобождается от жесткости норм окружающего мира и может выбрать альтернативу (относительно потребности, мотива, цели, знания, поведения и т. п.). При этом, используя рефлексию, можно выбирать, опираясь на осознание, самоосознавание, мыслительные способности и т. п. У человека с развитой культурой мышления в рефлексии совмещаются естественные внутренние основания поведения (индивидуальные потребности, знания, мотивы, способы поведения) и выращенные, окультуренные аналоги — ценности, концепции, понятия, категории, проблемы, стратегии, идеалы [7]. Внутренние основания как критерии нормирования или перенормирования деятельности соотносятся с жизненной ситуацией и динамикой потребностного состояния.
Развитая культура мышления — это мышление человека, владеющего определенными "мыслительными эталонами", или особенностями мышления выдающегося мыслителя, признанными эталонными и приемлемыми для воспроизведения другими, или полученными в результате изучения сущности мышления и использования сущностных представлений для построения общих, абстрактных норм, организующих реальный мыслительный процесс. На рис. 7.1 представлен человек, в сознании которого происходит исследование (реконструкция) причины затруднения в деятельности (Сит), далее строится поведение исходя из потребностей человека, выраженных и соотнесенных в конкретной или абстрактной форме (цели, идеалы). Если результаты исследования причины затруднений в жизнедеятельности или деятельности вскрыты, то человек сразу может разработать (уточнить) стратегию своего поведения и на ее основании действовать в соответствии с уточненной нормой — планом, проектом, программой, методом, целью и т. п. Если причины затруднения требуют критического анализа, то осуществляется проблематизация — тип мыслительного процесса, организация которого ориентирована на постановку проблемы и ее решение по соответствующей типу проблемы технологии. Если затруднения приводят к необходимости дополнительного понимания, то после реконструкции события строится концептуальная (понятийная) модель сложившейся ситуации.

Рис. 7.1. Организация рефлексии культурно мыслящего человека [6]:
1 — реконструкция причин затруднения в конкретной ситуации; 2 и 3 — нормы (конкретные — К и абстрактные — Л) тактики (стратегии); 4 — проблематизация; 5 — концептуальные (К) и понятийные (П) модели ситуации; 6 — система базовых и индивидуальных ценностей
Изменения в человеке подчинены в ходе обучения логике использования средства, и чем более необычно средство, которым он овладевает, тем больше в нем должно происходить трансформаций, т. е. он должен знать, уметь, желать, ценить, мыслить, самоопределяться и т. д. Такой вариант применения средств требует наиболее сложных перестроек в человеке, наличия личностных качеств. Личность в подобных случаях как отрицает (продуктивный аспект), так и сохраняет (репродуктивный аспект) прошлое. Она подчиняет самовыражение, поиск новизны самой по себе с решением вполне определенной задачи и проблемы, источником поддержания которых служит социокультурная среда. Личность ничего не теряет и только "уплотняет" своей инновационностью прежние результаты [5].
Вершиной ("акме") развития человека является процесс созревания, накопления жизненного потенциала, становления и проявления высших психических функций в реальной деятельности. На пути изменений и развития личностные механизмы проявляются раньше, чем наступает акмеологически значимый период. Если учитывать специфику усложнения личностного механизма и поведение человека в процессе развития, то это можно сделать на основе выделенных ранее типов поведения человека, соответствующие им характеристики индивида, субъекта и личности. Индивидуальная форма характерна для логики удовлетворения индивидуальной потребности. Простейший ее вариант включает следующие стадии [5]: объективное возникновение потребности, ее субъективное отражение; активация поведенческого механизма; поиск предмета потребности; познание найденного предмета, его потребностная оценка и придание пот-ребностной значимости образу предмета; изменение поведения под воздействием потребностно значимого образа потребности или мотива с переходом от поиска к присвоению предмета, исчезновение потребности, фиксация отсутствия потребности (рис. 7.2).
В результате прохождения данного цикла в психике остается след процесса, потерявшего потребностную значимость и переставшего быть мотивом. Однако этот след как активирующее начало может оживать вновь за счет возникновения благоприятных обстоятельств активизации следов прошлого (потребностного) состояния.
Индивид предопределен, прежде всего, изнутри. Внешние обстоятельства могут изменить (усложнить) рисунок цикла его поведения, но если при сохранении логики удовлетворения индивидуальной

Рис. 7.2. Схема индивидуальной жизнедеятельности:
1 — возникновение потребности в нем-то и ее отражение в сознании; 2 — запуск поискового действия; 3 - поисковое действие; 4 - встреча с предметом; 5 — отражение предмета; 6 — сопоставление образов; 7 — действие по присвоению; 8 — исчезновение потребности и ее образа
потребности предмет оценивается как несоответствующий потребности, то он преобразовывается до соответствующего состояния. Преобразование предполагает, что человек как бы отталкивается от познавательного образа предмета и переходит к проектно-целевому. Цель отличается от мотива тем, что мотив характерен будущему состоянию предмета. Следовательно, в человеке должны возникнуть новые способности и механизмы, обеспечивающие деформацию актуального представления и выработку не познавательного, а проектно-целевого отношения к реальности. Это предсознательная форма реализации подходов, но она является общей предпосылкой будущих изменений. Указанное изменение выступает как пример многих других вариантов. Общее для них состоит в том, что в рамках простого цикла возникает разрыв, порождающий вторичную потребность (здесь преобразовательного типа) и соответствующий служебный цикл процессов.
В зависимости от места разрыва могут быть типовые или ситуационно предопределенные серии служебных циклов, которые, в свою очередь, могут дать основание третичным процессам и т. п. В реальности индивидуальной жизнедеятельности все сервисные звенья, даже если они не завершены, располагаются в последовательности как включенные звенья одной цепи. Аналитик еще должен обнаружить циклическую, а не линеарную структуру и найти обоснование появлению того или иного цикла (яруса). Вне этого анализа нельзя обнаружить завершение жизнедеятельности или ее незавершенность и напряжение продолжения поведения.
Субъектное поведение характерно реализацией логики норм деятельности. Подчинение человека требованием норм обусловлено процессом порождения социальных отношений. Социальные отношения включают появление и преодоление конфликтов в условиях совместного существования людей. Простейший цикл социальных отношений состоит из следующих фаз: использование "другого" в качестве объекта потребности; сопротивление такому использованию со стороны "другого"; противопоставление как конфликт; вхождение в согласование способов использования друг друга, приемлемых для каждой стороны; соблюдение требований договоренности (рис. 7.3) [4].
Выход из жизнедеятельностного отношения людей в социальное опирается на способности: к введению нормативной версии для деятельности другого человека и для себя; к учету нормативной версии другого человека; к переводу нормативной версии в функцию нормы; к самоотношению и самокоррекции; подчинения самокоррекции требованиям нормы. Особую функцию реализует служебная способность к познанию "другого" — идентификация (отождествление с партнером, понимание его потребностей, мотивов, целей и т. п.). Подобная форма субъективного познания может быть применена и к себе через выдвижение версий "себя" и их проверку в имитационных действиях.

Рис. 73. Схема взаимодействия людей в социуме:
1 — человек, имеющий потребность в другом и пытающийся использовать его в своих интересах; 2 — человек, не желающий сотрудничать; 1 и 2 — согласование отношений; 1" и 2" — договорные отношения
Простейшей формой субъектного проявления является поведение по достижению цели. Цель возникает (см. рис. 7.3) в связи с несоответствием найденного предмета. Это несовпадение индивидуальной потребности с образом найденного предмета вырабатывает к нему потребностно-поведенческое отношение. В этом случае у человека должна развиваться способность выхода за пределы логики индивидуального потребностного состояния в логику деятельности и ее возможных изменений.
Если субъективное восприятие предмета происходит с деформацией первичного представления, то поведение по результатам трансформации образа предмета создаст дополнительный ярус мыслительных процессов.
Однако приобретение способности не только манипулирования предметным представлением, но и введения этого манипулирования в логику самого предмета не является достаточным для субъектного поведения. Индивидуальное целеполагание — лишь необходимая предпосылка. Основой выступает приобретение способности к реализации цели и способа действия, вырабатываемых в человеке в ходе образования, развития адекватного отражения реальной действительности и усвоения культурных норм, обогащения культурой. В то же время, чтобы оторваться от логики удовлетворения индивидуальной потребности, необходимо дополнительно прийти к социальной ситуации и социальному типу поведения, генерирующего отчуждение потребностного основания поведения.
Исходная предпосылка перехода от индивидуальной к социальной ситуации — появление процессов, потребности и логики согласования индивидуальной жизнедеятельности в рамках совместно значимых целей и способов действия. Базой такой возможности выступает особое отношение к действию, поведению на основе рефлексии. В любом разрыве первоначального цикла жизнедеятельности (см. рис. 7.1), где человек стоит перед выбором продолжения попыток действовать в рамках прежней стратегии или замены ее, он может сохранять траекторию того же поведения, построить новый цикл поведения или изменить мотивационное состояние. В этой логике последнее невозможно, оно как бы консервируется и выделяет из себя служебное звено. Человек как бы откладывает продолжение процессов в прежней логике и осуществляет оценочное отношение к ней самой и к ее реализации. Выделение отношения к процессу жизнедеятельности из отношения к образу предмета содержит в себе и отношение к самому человеку, к его потребностному основанию поведения. Однако второе выделяется позднее как результат идентификационных процессов в общении. На стадии анализа оцениваемым становится не предмет, а способ действия, что и обусловливает особую форму рефлексии.
При этом для выработки отношения к способу действия, к осуществляемому поведению необходимо специально построить эти представления. Для человека это означает найти внешнего наблюдателя либо быть наблюдателем самому, что означает смену типа познания от внешнего типа к внутреннему (интроспекции, самонаблюдению и т. п.). Поскольку во внутреннем плане сознания сохраняется разделение образа на внешний и внутренний, то оно как бы дублируется для их анализа. При этом само выделение рефлексии действия также является следствием разрыва и предполагает вторичную потребность, включенную в целое прежней. Рефлексивный процесс не может быть приостановлен по произволу рефлексирующего, так как это служебный закономерный процесс, предназначенный человеку, чтобы он был человеком.
Итак, возможность самоотношения реализуется в ситуации разрыва в понимании процесса деятельности. Для анализа специфики субъектного поведения принципиален разрыв, связанный с неудачной попыткой использовать другого человека в качестве предмета потребности. В отличие от встречи с предметом, несоответствующим потребности, которым можно "без его согласия" манипулировать, преобразовывать, другой человек обладает собственной логикой жизнедеятельности. Именно жизнедеятельность, а также субъективность легко противопоставляются попытке превратить человека в особый, но предмет оперирования.
Противодействие попытке использования человека как предмета потребности, например, в качестве владельца значимого для потребления предмета потребности, может быть взаимной. Если попытка преобразовать поведение другого сталкивается с сопротивлением, возникает ситуация выбора: обхода строптивого человека или продолжения попыток склонить его к нужному поведению вне учета его устремлений; согласовать с ним условия, при которых можно было бы взаимно изменить поведение. Согласование (рис. 7.3) принципиально отличается от первых двух вариантов и создает новую логику, сохраняющую существование логики удовлетворения потребности и ее преодоление. Сущность нового лежит в отчуждении от части своего поведения, согласии на его изменение в рамках чужих интересов, в частичном подчинении интересам другого, в выработке способов взаимоиспользования, в порождении механизмов, обеспечивающих соблюдение договоренностей в течение оговоренного времени. Тем самым внутренний индивидуальный интимный механизм рефлексии, выработки способа действия становится межсубъектным и взаимозначимым.
В новой логике ведущим является рассогласование и его преодоление. Поэтому служебной потребностью предстает, с одной стороны, необходимость в устранении несогласованности поведения. С другой стороны, согласование поведения в пределах исходных индивидуальных потребностей придает результату согласования потребностную значимость и ведет как бы к повторному, хотя измененному продолжению индивидуальных жизнедеятельностей. В то же время согласование порождает совершенно новый тип логики поведения — нормо-реализационный. Основанием для него является не индивидуальная потребность, не желание согласовать поведение, а приведение поведения в соответствие с заранее заданным представлением о нем.
Именно в данном поведении прерывается системообразующая функция индивидуальной жизнедеятельности, превращаясь в сервис реализации нормы. Для человека это выступает как отчужденное, и даже при появлении механизмов, обеспечивающих реализацию нормы, оно оценивается лишь как временное. Субъект деятельности существует именно как реализатор требований, порожденных либо кем-то, им самим либо в ходе согласования. Однако наряду с психологическим анализом возникает новый, нормативно-деятельностный анализ, проясняющий существование и изменение норм. Этот анализ имеет свою неиндивидуальную логику, хотя и при участии отдельных людей. Норма без изменений может быть перенесена в иные ситуации и время, становясь основой новых реализаций деятельности. Нормативные содержания при их обобщении превращаются в абстрактные нормы (см. рис. 7.1), становятся основаниями для конкретизации. Благодаря обобщению нормы (абстрагированию) остаются неизменными во многих частных конкретных деятельностях людей, сближая различные реализации. Роль подобных проявлений в мире норм и их воздействие на человека рассмотрены ниже. Для субъектного поведения характерна выработка психофизическими механизмами противодействия естественной динамике психофизических состояний. Наиболее развитым типом таких механизмов является воля [5], однако путь к ней многоэтапный. Во-первых, в согласовании каждая сторона воздействует одна на другую в логике своего интереса (см. рис 7.3). Как воздействие, так и реагирование на него должны преодолеть предметно-средственную логику, для которой характерен подбор тех действий, которые игнорируют интересы другой стороны и обеспечивают предшествующий тип преобразовательного воздействия. Сопротивление отчужденному предметно-средственному воздействию стимулирует новое познание партнера. От предметного типа познания осуществляется переход к субъективному, а следовательно, к имитации способа жизни другого, воспроизводству его жизнедеятельности, т. е. к идентификации. Различие знаний двух типов состоит в том, что предметно ориентированное представление воспроизводит поведенческий рисунок субъективных отношений партнера. Этим скрываются подлинные причины самого поведения.
При идентификации, которая невозможна вне чувственно-оценочной идентификации, воспроизводится, насколько это удается реально, вся структура жизнедеятельности партнера, осуществляется рефлексия своего заимствованного существования как субъективное познание другого. Идентификационные возможности предварительно заданы подражанием, сочувствием и другими частными механизмами. На этой базе человек входит в отношение с собой как с другим. Однако для придания определенности, идентификации и согласования требуется рефлексия согласовательного процесса с включением звена идентификации. Но это лишь необходимая предпосылка. Содержание договоренности, для того чтобы стать нормой для личности человека, должно быть отделено от людей, действующих по логике индивидуальной жизнедеятельности. Это отделение целесообразно выполнять с использованием коммуникативных средств, организованной коммуникации.
В коммуникации с другим человеком наблюдается переход от индивидуального представления человека к неиндивидуальному. Происходит это посредством перехода от текстуального выражения мнения коммуниканта к согласованному более совершенному варианту мнения (рис. 7.4). В коммуникации, прежде всего, выделяется процесс

Рис. 7.4. Организованная коммуникация [3]
передачи сообщения и последующего его понимания, изменения, совершенствования и др. Языковые средства обеспечивают отчуждение внутреннего состояния, его фиксацию путем замещения субъективного представления знаковой или символической конструкцией (текстом), что позволяет оперировать заместителем и организовывать это оперирование в зависимости от тех или иных пожеланий коммуникантов. Деформации в процессе отчуждения окупаются возможностью преодолеть индивидуальность сообщения и превратить его в сообщение двух и многих партнеров.
Коммуникация включает в себя определенную последовательность шагов:
• изложение возникшего и считающегося автором значимого для других мнения о чем-либо;
• реконструкция содержания мнения "другим" участником коммуникации;
• использование результатов понимания для выдвижения альтернативного, более совершенного мнения;
• сопротивление учету нового мнения;
• переход в согласование мнений;
• построение средства согласования и обнаружения "роста" (совершенствования) содержания мнения — арбитражной точки зрения;
• использование арбитражного средства для установления "роста" содержания мнения;
• организационное воздействие на снятие затруднении в переходе
к согласованию и осуществление согласования точек зрения.
Более конкретно в коммуникации участвуют автор; понимающий; критик, создающий альтернативную более развитую точку зрения; арбитр, замещающий многие противостоящие точки зрения одной, более абстрактной, используемой как средство сравнения точек зрения, нахождения справедливости каждой и границ справедливости; организатор, совмещающий все виды коммуникативных действий в единое целое коллективного мыследействия, движения единой мысли и контролирующего соответствие конкретного типа коммуникативного действия выбранному коммуникантом типу. В коммуникации разделение видов действий, их последовательное появление, складывание в конструкцию, обеспечивающие контролируемое изменение первоначальной мысли, появление все более эффективных языковых средств, организация правильного использования средств, обучение языку и т. п. происходит в особой логике средственного обеспечения сопоставления мнений. Развертывание отдельных действий и их структурообразование обеспечивается и жизнедеятельностью, вне чего не может быть мотивационного оправдания такого процесса. Но жизнедеятельность здесь также подчинена социокультурным условиям мыслекоммуникации.
Самореализация в ее витальном и творческом выражении ограничена достижением вполне определенных типовых целей коммуникации и соответствующих вторичных потребностей. К этим потребностям относятся желание сообщить значимое для другого, построить представление, с которым согласится автор, выявить недостаточность точки зрения автора и предложить более совершенную точку зрения. Арбитражная и организационная функции внутри коммуникации сервисные. Тем не менее, именно арбитр сосредоточивает в своем действии переход от индивидуализированных к общезначимой точке зрения, а это невозможно вне абстрагирования, обобщения. Именно в этой функции появляются собственно содержательные языковые средства значения, понятия, категории, меняющие не только сам процесс мыслекоммуникации, но и психические механизмы.
С одной стороны, преодоление индивидуализации того, что хотел сказать согласующийся, переход к однозначности высказываемого вне обращения к содержательным и формальным средствам языка в обычных условиях межсубъектного взаимодействия невозможны. С другой стороны, именно функция организатора коммуникации переводит акцент с содержания высказываний на способ их построения, на типовые способы достижения целей автора, понимающего и критика, а также арбитра, на типизацию и ситуативно значимые формы совмещения разных видов действий, целей, потребностных установок и т. п. Однако это означает, что свою задачу он не решит, не прибегая к рефлексивному незнанию, к идентификации, к построению рефлексивных средств обнаружения существенности тех или иных видов коммуникативных действий, их функций, к построению нормативных представлений о каждом типе действий, к обеспечению понимания и принятия этих норм реальными коммуникантами, к тонкому учету ситуации в создании коррекционных действий относительно коммуникантов и т. д. Тем самым, если арбитраж обеспечивает рождение средств разрешения спора или согласования по содержанию взаимоприемлемой нормы в общении, то организатор коммуникации стимулирует рефлексивность пребывания в коммуникации, нормативное соответствие реальных действий, переход к осознанию хода движения мысли и возникновению самих механизмов сознания и самосознания.
Поскольку субъектное поведение происходит в логике "норма реализация нормы", предполагающей понимание нормативного содержания и его принятие, то внесение рефлексивного сопровождения мыслекоммуникации и общения означает и возможность контролирования процесса порождения определенных представлений. В формировании представлений особую роль играет оперирование содержательными средствами и внесение контроля субъективного отношения к предлагаемой норме, контроля и регулирования хода выбора типа реагирования. В одном случае субъектное поведение опирается на механизм сознания, а в другом — на механизм самосознания. Благодаря последнему вместо потребностной оценки в мотивационном процессе появляется обратимое сравнение представлений о себе актуальном, о себе желаемом и о себе предлагаемом. Самосознание обеспечивает переход от состояния диктата потребности к возможности самооценки предлагаемого способа поведения и критического отношения к себе. Оно подчиняет действия человека требованиям нормы, выработки идеальных образов себя, перехода к трансформации своего сознания и даже механизмов под типовые требования нормы. На базе сознания и самосознания, самоопределения в ходе принятия нормы и рефлексивного сопровождения процесса действия по реализации нормы возникает возможность своевременно вскрыть несоответствия нормативным требованиям, обнаружить внутренние субъективные причины несоответствия и скорректировать поведение до соответствия норме.
Систематичное самокоррекционное отношение в рамках необходимости реализации нормы и является основой воли или волевой самоорганизации. Если самокоррекция не носит характера явной и драматичной борьбы между желанием следовать ранее принятой норме и желанием ей не следовать, а следовать иной норме или иной субъективно значимой необходимости, то действие волевого механизма сводится к самокоррекции. Если эта борьба велика, то она приводит к драме самоопределения, самоотношения. В определенной степени сохранение интенсивности мотивационных механизмов жизнедеятельности, слабая развитость идеалов, ценностных структур и участия их в рефлексивной самоорганизации предопределяют драматизм волевых проявлений. Кроме того, волевое проявление как бы концентрирует суммарное участие сознания, самосознания, самоопределения, мышления, рефлексии в нормореализациошюм процессе с помощью или вопреки первичным механизмам организации поведения. Следовательно, субъективная форма поведения достаточно сложна. Она как результат длительных трансформаций индивидуальной жизнедеятельности в условиях социокультурного характера требует наличия соответствующих социальных процессов и механизмов, развитого языка и уровня сложности мыслекоммуникации и общения. Диагностика, прогнозирование и проектирование приобретения способности к субъектному поведению являются необходимыми предпосылками перехода в дальнейшем к личностному поведению.
|