Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ

Понимание особенностей механизмов. При развитии человеческой личности необходимо согласовать различия в понимании — индивид, субъект, личность. Осуществляя свою функцию в поведении, человек использует соответствующий "стандартный" набор психических меха­низмов. Исходя из занимаемой позиции (деятельностной, социаль­ной, социокультурной), он увеличивает количество функций и меха­низмов мышления, сознания, самосознания, самоопределения, рефлек­сии и др. Однако у каждого человека какие-то функции (и механизмы) в жизненном процессе становятся предпочтительными в проявлениях и развитии. Это источник индивидуализированного проявления чело­века в жизнедеятельности и деятельности.

В деятельности соблюдение норм укрепляет субъектные качества человека и ослабляет личностные. Когда человек занимается кор­рекцией норм и отношений к той же деятельности (относится иннова­ционно), он укрепляет личностные качества и ослабляет субъектные. Использование того или иного механизма происходит в кооператив­ном объединенном труде персонала организации. В кооперативных, деятельностных и иерархических структурах организационного взаи­модействия можно выделить базовые, сервисные, исполнительские и управленческие звенья. Субъектные и личностные качества человека чувствительны к исполнительской и управленческой деятельности.  Следовательно, субъектные качества укрепляются в исполнитель­ской, а личностные — в управленческой деятельности.

Динамика изменения субъективных механизмов зависит от ин­дивидных склонностей, предрасположенности человека и от воздей­ствия социальной и деятельностной среды, от пребывания в этих средах и их требованиях к человеку. Например, человек выполняет чей-то "заказ", при этом нельзя говорить, что он субъект или лич­ность, ибо эти понятия определяют не проявления реального челове­ка и использование им механизмов своей психики, а просто поведе­ние соответствует складывающейся ситуации. При этом происходит сравнение деятельности на ее соответствие или несоответствие нор­ме поведения и осуществляется принятие решений на коррекцию норм, приводящее к развитию деятельности.

Процесс развития психических механизмов индивида, субъек­та и личности человека. Человек принадлежит к миру естественных, социальных отношений, к миру культуры [3]. Социальные отноше­ния связаны с подчинением, порождают трансформацию мотиваци-онных, потребностных, поведенческих механизмов, и человек приоб­ретает субъективные качества. Овладение культурой приводит к тому, что субъективные качества обобщаются. Абстрактные потребности (ценности), абстрактные цели (идеалы), абстрактные нормы (стра­тегии), с одной стороны, сохраняют свое предписывающее начало для деятельности человека, но, с другой, предполагают их конкрети­зацию [7].

Освоение культуры означает приобретение способностей конкре­тизировать поведение в жизнедеятельности и деятельности в соот­ветствии с ситуацией. Человек как бы освобождается от жесткости норм окружающего мира и может выбрать альтернативу (относи­тельно потребности, мотива, цели, знания, поведения и т. п.). При этом, используя рефлексию, можно выбирать, опираясь на осозна­ние, самоосознавание, мыслительные способности и т. п. У человека с развитой культурой мышления в рефлексии совмещаются естествен­ные внутренние основания поведения (индивидуальные потребности, знания, мотивы, способы поведения) и выращенные, окультуренные аналоги — ценности, концепции, понятия, категории, проблемы, стра­тегии, идеалы [7]. Внутренние основания как критерии нормирова­ния или перенормирования деятельности соотносятся с жизненной ситуацией и динамикой потребностного состояния.

Развитая культура мышления — это мышление человека, владе­ющего определенными "мыслительными эталонами", или особен­ностями мышления выдающегося мыслителя, признанными эталон­ными и приемлемыми для воспроизведения другими, или получен­ными в результате изучения сущности мышления и использования сущностных представлений для построения общих, абстрактных норм, организующих реальный мыслительный процесс. На рис. 7.1 представлен человек, в сознании которого происходит исследование (реконструкция) причины затруднения в деятельности (Сит), далее строится поведение исходя из потребностей человека, выраженных и соотнесенных в конкретной или абстрактной форме (цели, идеалы). Если результаты исследования причины затруднений в жизнедея­тельности или деятельности вскрыты, то человек сразу может раз­работать (уточнить) стратегию своего поведения и на ее основании действовать в соответствии с уточненной нормой — планом, проек­том, программой, методом, целью и т. п. Если причины затруднения требуют критического анализа, то осуществляется проблематизация — тип мыслительного процесса, организация которого ориентирована на постановку проблемы и ее решение по соответствующей типу проблемы технологии. Если затруднения приводят к необходимо­сти дополнительного понимания, то после реконструкции события строится концептуальная (понятийная) модель сложившейся ситу­ации.

Рис. 7.1. Организация рефлексии культурно мыслящего человека [6]:

1 реконструкция причин затруднения в конкретной ситуации; 2 и 3 — нормы (конк­ретные — К и абстрактные — Л) тактики (стратегии); 4 — проблематизация; 5 — кон­цептуальные (К) и понятийные (П) модели ситуации; 6 — система базовых и индиви­дуальных ценностей

Изменения в человеке подчинены в ходе обучения логике ис­пользования средства, и чем более необычно средство, которым он овладевает, тем больше в нем должно происходить трансформаций, т. е. он должен знать, уметь, желать, ценить, мыслить, самоопреде­ляться и т. д. Такой вариант применения средств требует наиболее сложных перестроек в человеке, наличия личностных качеств. Лич­ность в подобных случаях как отрицает (продуктивный аспект), так и сохраняет (репродуктивный аспект) прошлое. Она подчиняет са­мовыражение, поиск новизны самой по себе с решением вполне оп­ределенной задачи и проблемы, источником поддержания которых служит социокультурная среда. Личность ничего не теряет и только "уплотняет" своей инновационностью прежние результаты [5].

Вершиной ("акме") развития человека является процесс созрева­ния, накопления жизненного потенциала, становления и проявления высших психических функций в реальной деятельности. На пути из­менений и развития личностные механизмы проявляются раньше, чем наступает акмеологически значимый период. Если учитывать специфику усложнения личностного механизма и поведение чело­века в процессе развития, то это можно сделать на основе выделен­ных ранее типов поведения человека, соответствующие им характе­ристики индивида, субъекта и личности. Индивидуальная форма ха­рактерна для логики удовлетворения индивидуальной потребности. Простейший ее вариант включает следующие стадии [5]: объектив­ное возникновение потребности, ее субъективное отражение; актива­ция поведенческого механизма; поиск предмета потребности; позна­ние найденного предмета, его потребностная оценка и придание пот-ребностной значимости образу предмета; изменение поведения под воздействием потребностно значимого образа потребности или мо­тива с переходом от поиска к присвоению предмета, исчезновение потребности, фиксация отсутствия потребности (рис. 7.2).

В результате прохождения данного цикла в психике остается след процесса, потерявшего потребностную значимость и переставшего быть мотивом. Однако этот след как активирующее начало может оживать вновь за счет возникновения благоприятных обстоятельств активизации следов прошлого (потребностного) состояния.

Индивид предопределен, прежде всего, изнутри. Внешние обсто­ятельства могут изменить (усложнить) рисунок цикла его поведе­ния, но если при сохранении логики удовлетворения индивидуальной

Рис. 7.2. Схема индивидуальной жизнедеятельности:

1 — возникновение потребности в нем-то и ее отражение в сознании; 2 — запуск поис­кового действия; 3 - поисковое действие; 4 - встреча с предметом; 5 — отражение предмета; 6 — сопоставление образов; 7 — действие по присвоению; 8 — исчезновение потребности и ее образа

потребности предмет оценивается как несоответствующий пот­ребности, то он преобразовывается до соответствующего состояния. Преобразование предполагает, что человек как бы отталкивается от познавательного образа предмета и переходит к проектно-целевому. Цель отличается от мотива тем, что мотив характерен будущему состо­янию предмета. Следовательно, в человеке должны возникнуть новые способности и механизмы, обеспечивающие деформацию актуального представления и выработку не познавательного, а проектно-целевого отношения к реальности. Это предсознательная форма реализации подходов, но она является общей предпосылкой будущих изменений. Указанное изменение выступает как пример многих других вариантов. Общее для них состоит в том, что в рамках простого цикла возникает разрыв, порождающий вторичную потребность (здесь преобразова­тельного типа) и соответствующий служебный цикл процессов.

  В зависимости от места разрыва могут быть типовые или ситуаци­онно предопределенные серии служебных циклов, которые, в свою очередь, могут дать основание третичным процессам и т. п. В реаль­ности индивидуальной жизнедеятельности все сервисные звенья, даже если они не завершены, располагаются в последовательности как включенные звенья одной цепи. Аналитик еще должен обнаружить циклическую, а не линеарную структуру и найти обоснование появ­лению того или иного цикла (яруса). Вне этого анализа нельзя обна­ружить завершение жизнедеятельности или ее незавершенность и напряжение продолжения поведения.

Субъектное поведение характерно реализацией логики норм дея­тельности. Подчинение человека требованием норм обусловлено про­цессом порождения социальных отношений. Социальные отношения включают появление и преодоление конфликтов в условиях совмест­ного существования людей. Простейший цикл социальных отноше­ний состоит из следующих фаз: использование "другого" в качестве объекта потребности; сопротивление такому использованию со сторо­ны "другого"; противопоставление как конфликт; вхождение в согла­сование способов использования друг друга, приемлемых для каждой стороны; соблюдение требований договоренности (рис. 7.3) [4].

Выход из жизнедеятельностного отношения людей в социаль­ное опирается на способности: к введению нормативной версии для деятельности другого человека и для себя; к учету нормативной версии другого человека; к переводу нормативной версии в функ­цию нормы; к самоотношению и самокоррекции; подчинения само­коррекции требованиям нормы. Особую функцию реализует слу­жебная способность к познанию "другого" — идентификация (отождествление с партнером, понимание его потребностей, моти­вов, целей и т. п.). Подобная форма субъективного познания может быть применена и к себе через выдвижение версий "себя" и их про­верку в имитационных действиях.

Рис. 73. Схема взаимодействия людей в социуме:

1 — человек, имеющий потребность в другом и пытающийся использовать его в своих интересах; 2 — человек, не желающий сотрудничать; 1 и 2 — согласование отношений; 1" и 2" — договорные отношения

Простейшей формой субъектного проявления является поведе­ние по достижению цели. Цель возникает (см. рис. 7.3) в связи с не­соответствием найденного предмета. Это несовпадение индивиду­альной потребности с образом найденного предмета вырабатывает к нему потребностно-поведенческое отношение. В этом случае у чело­века должна развиваться способность выхода за пределы логики ин­дивидуального потребностного состояния в логику деятельности и ее возможных изменений.

Если субъективное восприятие предмета происходит с деформа­цией первичного представления, то поведение по результатам транс­формации образа предмета создаст дополнительный ярус мысли­тельных процессов.

Однако приобретение способности не только манипулирования предметным представлением, но и введения этого манипулирования в логику самого предмета не является достаточным для субъектного поведения. Индивидуальное целеполагание — лишь необходимая предпосылка. Основой выступает приобретение способности к реа­лизации цели и способа действия, вырабатываемых в человеке в хо­де образования, развития адекватного отражения реальной действи­тельности и усвоения культурных норм, обогащения культурой. В то же время, чтобы оторваться от логики удовлетворения индивидуаль­ной потребности, необходимо дополнительно прийти к социальной ситуации и социальному типу поведения, генерирующего отчужде­ние потребностного основания поведения.

Исходная предпосылка перехода от индивидуальной к социальной ситуации — появление процессов, потребности и логики согласования индивидуальной жизнедеятельности в рамках совместно значимых целей и способов действия. Базой такой возможности выступает осо­бое отношение к действию, поведению на основе рефлексии. В любом разрыве первоначального цикла жизнедеятельности (см. рис. 7.1), где человек стоит перед выбором продолжения попыток действовать в рамках прежней стратегии или замены ее, он может сохранять траек­торию того же поведения, построить новый цикл поведения или изме­нить мотивационное состояние. В этой логике последнее невозможно, оно как бы консервируется и выделяет из себя служебное звено. Чело­век как бы откладывает продолжение процессов в прежней логике и осуществляет оценочное отношение к ней самой и к ее реализации. Выделение отношения к процессу жизнедеятельности из отношения к образу предмета содержит в себе и отношение к самому человеку, к его потребностному основанию поведения. Однако второе выделяется позднее как результат идентификационных процессов в общении. На стадии анализа оцениваемым становится не предмет, а способ действия, что и обусловливает особую форму рефлексии.

При этом для выработки отношения к способу действия, к осуще­ствляемому поведению необходимо специально построить эти пред­ставления. Для человека это означает найти внешнего наблюдателя либо быть наблюдателем самому, что означает смену типа познания от внешнего типа к внутреннему (интроспекции, самонаблюдению и т. п.). Поскольку во внутреннем плане сознания сохраняется разделе­ние образа на внешний и внутренний, то оно как бы дублируется для их анализа. При этом само выделение рефлексии действия также явля­ется следствием разрыва и предполагает вторичную потребность, включенную в целое прежней. Рефлексивный процесс не может быть приостановлен по произволу рефлексирующего, так как это служеб­ный закономерный процесс, предназначенный человеку, чтобы он был человеком.

Итак, возможность самоотношения реализуется в ситуации раз­рыва в понимании процесса деятельности. Для анализа специфики субъектного поведения принципиален разрыв, связанный с неудач­ной попыткой использовать другого человека в качестве предмета потребности. В отличие от встречи с предметом, несоответствующим потребности, которым можно "без его согласия" манипулировать, преобразовывать, другой человек обладает собственной логикой жизнедеятельности. Именно жизнедеятельность, а также субъектив­ность легко противопоставляются попытке превратить человека в особый, но предмет оперирования.

Противодействие попытке использования человека как предмета потребности, например, в качестве владельца значимого для потреб­ления предмета потребности, может быть взаимной. Если попытка преобразовать поведение другого сталкивается с сопротивлением, возникает ситуация выбора: обхода строптивого человека или про­должения попыток склонить его к нужному поведению вне учета его устремлений; согласовать с ним условия, при которых можно было бы взаимно изменить поведение. Согласование (рис. 7.3) принципиально отличается от первых двух вариантов и создает новую логику, сохраня­ющую существование логики удовлетворения потребности и ее преодоление. Сущность нового лежит в отчуждении от части своего пове­дения, согласии на его изменение в рамках чужих интересов, в час­тичном подчинении интересам другого, в выработке способов взаи­моиспользования, в порождении механизмов, обеспечивающих соб­людение договоренностей в течение оговоренного времени. Тем са­мым внутренний индивидуальный интимный механизм рефлексии, выработки способа действия становится межсубъектным и взаимо­значимым.

В новой логике ведущим является рассогласование и его преодо­ление. Поэтому служебной потребностью предстает, с одной стороны, необходимость в устранении несогласованности поведения. С другой стороны, согласование поведения в пределах исходных индивидуаль­ных потребностей придает результату согласования потребностную значимость и ведет как бы к повторному, хотя измененному продол­жению индивидуальных жизнедеятельностей. В то же время согласо­вание порождает совершенно новый тип логики поведения — нормо-реализационный. Основанием для него является не индивидуальная потребность, не желание согласовать поведение, а приведение пове­дения в соответствие с заранее заданным представлением о нем.

Именно в данном поведении прерывается системообразующая функция индивидуальной жизнедеятельности, превращаясь в сервис реализации нормы. Для человека это выступает как отчужденное, и даже при появлении механизмов, обеспечивающих реализацию нормы, оно оценивается лишь как временное. Субъект деятельнос­ти существует именно как реализатор требований, порожденных либо кем-то, им самим либо в ходе согласования. Однако наряду с психологическим анализом возникает новый, нормативно-деятельностный анализ, проясняющий существование и изменение норм. Этот анализ имеет свою неиндивидуальную логику, хотя и при участии отдельных людей. Норма без изменений может быть пере­несена в иные ситуации и время, становясь основой новых реализа­ций деятельности. Нормативные содержания при их обобщении превращаются в абстрактные нормы (см. рис. 7.1), становятся ос­нованиями для конкретизации. Благодаря обобщению нормы (абстрагированию) остаются неизменными во многих частных конкретных деятельностях людей, сближая различные реализации. Роль подобных проявлений в мире норм и их воздействие на чело­века рассмотрены ниже. Для субъектного поведения характерна выработка психофизи­ческими механизмами противодействия естественной динамике психофизических состояний. Наиболее развитым типом таких ме­ханизмов является воля [5], однако путь к ней многоэтапный. Во-первых, в согласовании каждая сторона воздействует одна на дру­гую в логике своего интереса (см. рис 7.3). Как воздействие, так и реагирование на него должны преодолеть предметно-средственную логику, для которой характерен подбор тех действий, которые игно­рируют интересы другой стороны и обеспечивают предшествующий тип преобразовательного воздействия. Сопротивление отчужденно­му предметно-средственному воздействию стимулирует новое познание партнера. От предметного типа познания осуществляется переход к субъективному, а следовательно, к имитации способа жизни другого, воспроизводству его жизнедеятельности, т. е. к идентификации. Различие знаний двух типов состоит в том, что предметно ориентированное представление воспроизводит пове­денческий рисунок субъективных отношений партнера. Этим скры­ваются подлинные причины самого поведения.

При идентификации, которая невозможна вне чувственно-оценоч­ной идентификации, воспроизводится, насколько это удается реально, вся структура жизнедеятельности партнера, осуществляется рефлек­сия своего заимствованного существования как субъективное позна­ние другого. Идентификационные возможности предварительно зада­ны подражанием, сочувствием и другими частными механизмами. На этой базе человек входит в отношение с собой как с другим. Однако для придания определенности, идентификации и согласования требу­ется рефлексия согласовательного процесса с включением звена иден­тификации. Но это лишь необходимая предпосылка. Содержание до­говоренности, для того чтобы стать нормой для личности человека, должно быть отделено от людей, действующих по логике индивиду­альной жизнедеятельности. Это отделение целесообразно выполнять с использованием коммуникативных средств, организованной комму­никации.

В коммуникации с другим человеком наблюдается переход от ин­дивидуального представления человека к неиндивидуальному. Про­исходит это посредством перехода от текстуального выражения мне­ния коммуниканта к согласованному более совершенному варианту мнения (рис. 7.4). В коммуникации, прежде всего, выделяется процесс

Рис. 7.4. Организованная коммуникация [3]

передачи сообщения и последующего его понимания, измене­ния, совершенствования и др. Языковые средства обеспечивают от­чуждение внутреннего состояния, его фиксацию путем замещения субъективного представления знаковой или символической конструк­цией (текстом), что позволяет оперировать заместителем и организо­вывать это оперирование в зависимости от тех или иных пожеланий коммуникантов. Деформации в процессе отчуждения окупаются воз­можностью преодолеть индивидуальность сообщения и превратить его в сообщение двух и многих партнеров.

Коммуникация включает в себя определенную последовательность шагов:

   изложение возникшего и считающегося автором значимого для других мнения о чем-либо;

  реконструкция содержания мнения "другим" участником комму­никации;

   использование результатов понимания для выдвижения альтер­нативного, более совершенного мнения;

   сопротивление учету нового мнения;

   переход в согласование мнений;

   построение средства согласования и обнаружения "роста" (совер­шенствования) содержания мнения — арбитражной точки зрения;

   использование арбитражного средства для установления "роста" содержания мнения;

• организационное воздействие на снятие затруднении в переходе

к согласованию и осуществление согласования точек зрения.

Более конкретно в коммуникации участвуют автор; понимающий; критик, создающий альтернативную более развитую точку зрения; арбитр, замещающий многие противостоящие точки зрения одной, более абстрактной, используемой как средство сравнения точек зре­ния, нахождения справедливости каждой и границ справедливости; организатор, совмещающий все виды коммуникативных действий в единое целое коллективного мыследействия, движения единой мыс­ли и контролирующего соответствие конкретного типа коммуни­кативного действия выбранному коммуникантом типу. В коммуника­ции разделение видов действий, их последовательное появление, складывание в конструкцию, обеспечивающие контролируемое изме­нение первоначальной мысли, появление все более эффективных языковых средств, организация правильного использования средств, обучение языку и т. п. происходит в особой логике средственного обеспечения сопоставления мнений. Развертывание отдельных дей­ствий и их структурообразование обеспечивается и жизнедеятель­ностью, вне чего не может быть мотивационного оправдания такого процесса. Но жизнедеятельность здесь также подчинена социокуль­турным условиям мыслекоммуникации.

Самореализация в ее витальном и творческом выражении ограни­чена достижением вполне определенных типовых целей коммуника­ции и соответствующих вторичных потребностей. К этим потребнос­тям относятся желание сообщить значимое для другого, построить представление, с которым согласится автор, выявить недостаточность точки зрения автора и предложить более совершенную точку зрения. Арбитражная и организационная функции внутри коммуникации сервисные. Тем не менее, именно арбитр сосредоточивает в своем действии переход от индивидуализированных к общезначимой точке зрения, а это невозможно вне абстрагирования, обобщения. Именно в этой функции появляются собственно содержательные языковые средства значения, понятия, категории, меняющие не только сам процесс мыслекоммуникации, но и психические механизмы.

С одной стороны, преодоление индивидуализации того, что хотел сказать согласующийся, переход к однозначности высказываемого вне обращения к содержательным и формальным средствам языка в обыч­ных условиях межсубъектного взаимодействия невозможны. С другой стороны, именно функция организатора коммуникации переводит акцент с содержания высказываний на способ их построения, на типо­вые способы достижения целей автора, понимающего и критика, а так­же арбитра, на типизацию и ситуативно значимые формы совмещения разных видов действий, целей, потребностных установок и т. п. Однако это означает, что свою задачу он не решит, не прибегая к рефлексив­ному незнанию, к идентификации, к построению рефлексивных средств обнаружения существенности тех или иных видов коммуни­кативных действий, их функций, к построению нормативных пред­ставлений о каждом типе действий, к обеспечению понимания и при­нятия этих норм реальными коммуникантами, к тонкому учету ситуа­ции в создании коррекционных действий относительно коммуникан­тов и т. д. Тем самым, если арбитраж обеспечивает рождение средств разрешения спора или согласования по содержанию взаимоприемле­мой нормы в общении, то организатор коммуникации стимулирует рефлексивность пребывания в коммуникации, нормативное соответ­ствие реальных действий, переход к осознанию хода движения мысли и возникновению самих механизмов сознания и самосознания.

Поскольку субъектное поведение происходит в логике "норма реа­лизация нормы", предполагающей понимание нормативного содержа­ния и его принятие, то внесение рефлексивного сопровождения мысле­коммуникации и общения означает и возможность контролирования процесса порождения определенных представлений. В формировании представлений особую роль играет оперирование содержательными средствами и внесение контроля субъективного отношения к предлага­емой норме, контроля и регулирования хода выбора типа реагирова­ния. В одном случае субъектное поведение опирается на механизм соз­нания, а в другом — на механизм самосознания. Благодаря последнему вместо потребностной оценки в мотивационном процессе появляется обратимое сравнение представлений о себе актуальном, о себе жела­емом и о себе предлагаемом. Самосознание обеспечивает переход от состояния диктата потребности к возможности самооценки предлага­емого способа поведения и критического отношения к себе. Оно под­чиняет действия человека требованиям нормы, выработки идеальных образов себя, перехода к трансформации своего сознания и даже меха­низмов под типовые требования нормы. На базе сознания и самосоз­нания, самоопределения в ходе принятия нормы и рефлексивного сопровождения процесса действия по реализации нормы возникает возможность своевременно вскрыть несоответствия нормативным тре­бованиям, обнаружить внутренние субъективные причины несоответ­ствия и скорректировать поведение до соответствия норме.

Систематичное самокоррекционное отношение в рамках необходи­мости реализации нормы и является основой воли или волевой само­организации. Если самокоррекция не носит характера явной и драма­тичной борьбы между желанием следовать ранее принятой норме и же­ланием ей не следовать, а следовать иной норме или иной субъективно значимой необходимости, то действие волевого механизма сводится к самокоррекции. Если эта борьба велика, то она приводит к драме само­определения, самоотношения. В определенной степени сохранение ин­тенсивности мотивационных механизмов жизнедеятельности, слабая развитость идеалов, ценностных структур и участия их в рефлексив­ной самоорганизации предопределяют драматизм волевых проявле­ний. Кроме того, волевое проявление как бы концентрирует суммарное участие сознания, самосознания, самоопределения, мышления, реф­лексии в нормореализациошюм процессе с помощью или вопреки пер­вичным механизмам организации поведения. Следовательно, субъек­тивная форма поведения достаточно сложна. Она как результат длительных трансформаций индивидуальной жизнедеятельности в условиях социокультурного характера требует наличия соответствую­щих социальных процессов и механизмов, развитого языка и уровня сложности мыслекоммуникации и общения. Диагностика, прогнозиро­вание и проектирование приобретения способности к субъектному по­ведению являются необходимыми предпосылками перехода в дальней­шем к личностному поведению.



на главную

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ