Необходимость использования языка схем в развитии человека (персонала) обоснована многими учеными. Выделим содержательные идеи языка схем и символов, представленные в табл. 8.1:
1) является опорой в анализе неведомого, нового, сложного; способом, носителем операций, правилом; конструкцией, зависящей от "воли" конструктора, результатом воображения; условием внезапных решений;
2) соединяет чувственное и рациональное; различное и совмещает его; единичное и всеобщее; гармонизирует бесформенное, оформляет; упорядочивает материал;
3) существует для мышления; является опорой в организации рассуждений; в них информация систематизирована, обобщена, структурирована;
4) подчинен идее целостности, структурности; содержит порождающий принцип;
Текст разработан д-ром психологических наук, професором О. С. Анисииовым, приводится с дополнениями и пояснениями автора. Представлен па двух языках — человеческой речи и схематических изображений. Для подготовки к занятиям и самостоятельного освоения материала необходимо изучить язык схематических изображений (Приложение 8) и использовать словарь, приведенный в конце книги.
Высказывания специалистов о роли и месте схем и символов
Автор |
Содержание версии |
|
1 |
2 |
|
К. Кузанский |
Без символических образов не приблизиться к божественному. Ищущему неведомое надо опираться па ведомое. Символы помогают слабому уму |
|
И. Кант |
Схема в сознании воспринимает класс объектов, подходящих под понятие. Она — форма явлений, способ соединения чувственности и рассудка, способ, которым воображение доставляет образ понятию. Это — продукт способности воображения, касающегося не единичного. Схематизм — искусство сокровенное. Схема выражает категорию и синтезирует по правилу единства. Синтез — первое, па что обращено внимание, чтобы судить о происхождении знания. Схема не может существовать нигде, кроме мышления, и обозначает правило синтеза способности воображения. В основе чувственных понятий не образы, а схемы |
|
Г. Гегель |
Символ — это чувственный элемент, и в нем истина еще не раскрыта. Его определенность является тем содержанием, которое он выражает. Символ не равен знаку, так как его внешняя форма заключает в себе содержание, непосредственно соединяя чувственное и всеобщее. Мышление приводит весь материал чувств в единство, придавая ему форму. Символ — максимально годен вызвать намекающее на понятие |
|
Ф. Соссюр |
Символ — не до конца произволен, не вполне пуст. Он редуцирует связь означающего и означаемого |
|
А. Гамезо |
Условные схематические образы — продукт аналитико-синтетичсской деятельности мышления. Информация дается систематично, обобщенно, структурированно. Схемы и символы выполняют функции замещения объектов, действий с ними для появления повой информации, вскрытие характеристик объектов. Знаковая сила их предполагает воспроизведение, интерпретацию, владение алфавитом. Схема — изобразительная модель для выявления и описания умственных действий, контроля, выработки предположений. Они позволяют строить цепь рассуждений и контролировать работу |
|
В. Коршунов, О. Мантатов |
Символы схватывают сущность абстрактного объекта, придают ему чувственную, наглядную форму |
|
К. Уваров |
Символ — это преобразование материального в идеальное и наоборот, сохраняющее схожесть с объектом. Он выражает недоступное чувственному созерцанию, чувственно оформляет зарождающиеся |
|
1 |
2 |
|
идеи, упорядочивает, выявляет сущность, используется для порождения новых идей в проблемных ситуациях |
В. Салмипа |
Схемы, раскрывающие сущность в умственных действиях отражают структуру объекта. Они кратки, легко обозримы |
В. Розин |
Схемы используются в функциях модели и предписания, организующего деятельность. Чтение схемы при использовании ее как модели меняется. Схема — гипотеза о строении объекта |
О. Обухова |
Схема выступает объектом анализа, средством ориентировки. Схематизация ситуации опирается па выделение объектных частей. Схема выражает отношения объектов, соответствующие понятию |
П. Гальперин |
Схемы действий и схемы как средства ориентации выделяют свойства, которые ведут к решению задач. Развитие мышления определяется образованием базалыгых оперативных схем мышления |
В. Гурова |
С помощью схем "сгущается" информация, усматриваются сквозные логические ходы |
М. Антонов |
Символ песет сжатую информацию. Он порождает опережение за счет преобразования в идеальном плане, песет информацию о значении. Вырабатывается сознательно |
И. Пономарева |
Схематическое изображение способствует отображению существенных признаков, опорных моментов, изменению структуры объекта. Они мыслительно воспроизводят структуру объекта, стимулируют создание внутренних схем. Сличение схемы с объектом ускоряет приход к коррекции |
А. Лосев |
Символ осязаем, является средством отражения объекта, вводит заданпость объекта. Символ является результатом мыслительной переработки, выступает в функции объекта, а также средства изменения объекта |
Э. Ильенков |
Символ — средство выявления сути объекта, всеобщего в нем, овеществления идеального образа, согласуется с формой объекта или деятельности |
М. Бородам |
Схема — чувственное представление о методе построения эмпирического образа |
Б. Ломов |
Прибегают к использованию схем в проблемных ситуациях. Они являются средствами перевода действий из умственного плана в практический и наоборот, регуляции действий, а также средствами анализа задач и методом решения задач |
|