Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Под развитием понимается совершенствование механизмов психики, обеспечивающих личностные проявления человека. В индивидуаль­ной жизнедеятельности, которая предопределяется необходимостью удовлетворения потребности, устойчивость восприятия является фактором накопления опыта. Под определенную потребность человека суммируются его чувственно-эмоциональные внутренние реакции, отношение к образу внешнего в разных циклах жизнедеятельности, "рисунки" поведения и образы внутреннего (внешнего) состояния. Это возможно лишь за счет памяти, фиксации следов внутреннего и внешнего воздействия образов на структуры мозга, где сохраняются следы восприятия, корректируемые в зависимости от внимания и оценки их внутренней занятости (рис. 8.4).

Расчленение опыта или фиксация следов жизнедеятельности в психике человека происходит в зависимости от распределения веду­щих потребностей в потребностном "поле", усложняется динамикой состава этого поля. Поскольку затруднения в реализации функций рефлексии в пределах цикла жизнедеятельности вызывают ее само­регуляцию, то это приводит к построению представлений о поведе­нии человека. При этом акцентировки внимания на значимом для преодоления затруднений приводят к появлению ситуационных потребностей, порождающих служебные циклы жизнедеятельности (рис. 8.5).

При типизации потребности ускоряется налаживание зависимос­ти выбора способа поведения от содержания потребности. Уровень определенности способа растет благодаря вовлечению в построе­ние способа действия образов бывших ранее действий, фиксиро­ванных в памяти. Кроме того, повторяемость действий стимулиру­ет соотношение таких образов и их абстрагирование. Наряду со складывающимися более прямыми переходами от образа действия

 


{LANG_STRUCTA_STRUCT_BLOCK_SIMPLE_3}

В линии развития психических качеств в социокультурных, де-ятельностных средах понимание и принятие норм, самокоррекции в рамках требований нормы создают общий порог, отделяющий психические качества социализованного и несоциализованного че­ловека. Однако внутри этого общего обстоятельства качественные различия возникают при реализации фиксированной конкретной нормы и при изменении ее в "рамках" фиксированной абстрактной нормы. Данные отличия связаны с использованием рядом специа­листов терминов "субъект деятельности" и "личность".

Как бы ни варьировала практика оперирования терминами, су­щественны объективные условия для проявлений психики и оценка качеств психики при каждом типе условий. Тем более, что эти каче­ства создают эффект инерции — подстраивают ситуацию под свои проявления до тех пор, пока влияние условий не заставит либо вытеснить качества на периферию их проявлений человека, либо трансформироваться и усилить качества, специфичные для опреде­ленного типа условий (рис. 8.19).

Поскольку люди по структуре и иерархии качеств типологичны и каждый конкретный человек приближен к одному из "абстрактных типов" (типов "акцентуаций"), то наибольшую инерцию имеет тот тип проявлений, реагирований, который предопределен типом ак­центуации. Поэтому люди могут быть с тенденциями асоциальности, рутинности, инновационности. В пределах каждого типа акцентуа­ций по указанной типологии человек имеет "стандартный" набор психических механизмов, каждый из которых реализует свою функ­цию в поведении. Простейший набор функций в жизнедеятельности включает: фиксацию потребностного состояния и отсутствия пред­мета; запуск поведенческого поиска предмета потребности; познание предмета; потребностную оценку образа предмета или мотивацию; организацию поведения в присвоении или еще и в преобразовании предмета; "оперирование" образами предмета и потребности. Если жиз­недеятельность оформляется еще в деятельностный и иной социальный и социокультурный цикл бытия, то количество функций увеличива­ется, как и число вторичных, третичных механизмов (например, мыш­ление, сознание, самосознание, самоопределение, рефлексия и др.).

Рис. 8.19. Соответствие условий бытия качеству развития человека

В пределах функционально-механизмического набора у каждого человека складывается своя акцентуация. Какие-то функции (и ме­ханизмы) становятся предпочтительными в проявлениях и их изме­нениях, развитии. Все это и указанная типология акцентуаций явля­ются источниками индивидуализированного ряда проявлений.

Для социального бытия, существования в социокультурном и де-ятельностных пространствах самое крупное членение проявлений и предрасположений, особенностей путей в совершенствовании и раз­витии человека — это членение на асоциальное, консервативное (со­ответствие норме) и прогрессивное (коррекция норм). Тогда субъект­ные качества касаются консервативных проявлений, а личностные — прогрессивных. В пространствах деятельности соблюдение норм ук­репляет субъектные качества и ослабляет личностные, а коррекция норм и отношение к деятельности для возможности коррекции норм, их усовершенствования, инновационно-деятельностное бытие укреп­ляют личностные качества и ослабляют субъектные. Кроме того, в силу сложного характера устройства пространства деятельности, коопера-тивности, разделение указанного типа по-разному происходит при­менительно к части кооперации и к кооперации в целом. Вес, значи­мость звена деятельностной кооперации (или социальной структуры) определяется его местом в кооперации или акцентом значимости, вводимым иерархом кооперации (руководителем или группой лиде­ров). Поэтому при фиксированной иерархии значимостей опреде­ленной кооперации деятельности (социокультурной кооперации) оформляется и значимость субъектных или личностных качеств для самой кооперации. Когда человек включается в бытие этой коопера­ции, то реализация потенциала воздействия "внешних" для человека условий зависит уже от динамики понимания, осознания и принятия, самоопределения в такой среде, с учетом его сложившихся акцентуа­ций и их инерции.

В кооперативных, системно-деятельностных и иерархических структурах различаются базовые и сервисные звенья, а также испол­нительские и управленческие. Поэтому субъектные и личностные качества чувствительны в их сопоставлении к различию исполни­тельского и управленческого бытия. Субъектные качества укрепля­ются в исполнительском, а личностные — в управленческом бытии. Поскольку и в исполнительском, и в управленческом звеньях систем могут быть свои членения по этому же критерию, то возникает си­стемный "заказ" на субъектные и личностные качества.

Видно, что динамика складывания и изменения субъективных механизмов, их проявлений зависит как от индивидных склоннос­тей, предрасположений, так и от устроенное™ социальных, деятельностных сред, проистекающих от них "заказов" и траектории пребы­вания в этих средах. Нельзя говорить о человеке, что он субъект или личность, так как эти типизации прикреплены не к конфигурации проявлений реального человека, не к иерархии механизмов психики, а к типовым акцентуациям и типовым механизмам. Все это в отнесе­нии к типу социокультурного и деятельностного бытия (абстракт­ному различению на соответствие норме или на корректирование норм, на воспроизведение бытия или на его совершенствование, раз­витие).

Человек принадлежит к миру естественных и социальных отно­шений и к миру культуры. Социальные отношения стимулируют вы­ход за естественную динамику, так как любые нормы создают сверхъестественные формы и природное подчиняется им. Сторона, связанная с подчинением, порождает трансформацию мотивационных, потребностных, поведенческих механизмов. Человек приобре­тает субъективные качества наряду с его природными индивидными. Еще большая трансформация механизмов психики происходит приовладении культурой, где требующее начало становится более об­щим. Субъективные качества обобщаются. Абстрактные (А) потреб­ности или ценности (рис. 8.20), цели или идеалы, нормы или страте­гии, с одной стороны, сохраняют свое предписывающее начало, с другой стороны, предполагают их конкретизацию (К) в приближении к деятельности, к всегда конкретному поведению. Поэтому освоение культуры означает и приобретение способностей ситуационно конкрети­зировать абстрактные предпосылки будущей деятельности и поведения.

Человек как бы освобождается от жесткости норм в нормативном пространстве. В нем сохраняется и предполагается выбор альтерна­тив, допускаемых исходной абстракцией. Выбор человека касается всего, что требуется для действия — потребности, мотива, цели, зна­ния, поведения и т. п. Поскольку выбор — рефлексивное звено дея­тельности, то и в рефлексии представлены возможности выбирать. Этот выбор в связи с присвоением соответствующих средств реф­лексии опирается на осознание, самоосознавание, на мыслительные способности и т. п. В рефлексии окультуренного человека совмеща­ются как естественные прототипы внутренних оснований поведения (индивидуальные потребности, знания, мотивы, способы поведения и т. д.), так и культурные аналоги (ценности, концепции, понятия, категории, проблемы, стратегии, идеалы). Внутренние основания, предельные критерии, нормирования или перенормирования соот­носятся с реконструкцией ситуации и с динамикой потребностного состояния (рис. 8.20).

В целом человек начинает не только реализовывать нормы, но в силу их абстрактности возвращаться к донормативной стадии бы­тия, освобождаясь от предопределения, сковывающего его самовыражение.
 

Рис. 8.20. Рефлексивная динамика потребностных состояний человека

 

В это же время этот возврат не означает игнорирования норм. В них заложено это освобождение, но в сохраняющихся рамках. Сле­довательно, создается парадокс культурного бытия, требующий иных качеств человека. Это и есть личностные качества.

Личность — это психический механизм, позволяющий совмещать культуру (поведения, переживания, мышления, рефлексии, самоопре­деления и т. п.) и самовыражение в условиях проблемной ситуации. Самовыражение, базирующееся на естественной динамике потреб­ности и мотивации, превращается в морфологию (рис. 8.21, 1), которой придается оформление в рамках культурных предписаний (2). Поскольку конкретизация культурных норм (3), высоких абстракций предполагает введение движения в формы, то оформлению подверга­ется и формодинамический процесс (4). Абстрактная форма как бы адаптируется своей конкретизацией к требованиям морфологии и лишь в силу этого подчиняет ее в конце совмещения, создавая особен­ность субъектных качеств (5).

Личностные качества опираются на субъектные в проблемно зна­чимых условиях, но их становление и применение связано именно с обеспечением формообразовательного движения и его совмещения с целостностью проявлений в таких условиях (рис. 8.22).

То, которое позволяет применять культурные нормы в их развер­тывании, составляет сущность "в-себе", тогда как обеспечение совме­щения с целостностью реагирования на проблемную ситуацию вы­ступает как "для-иного" бытие личности. Личность предстает субъек­тивной морфологией культуры в ее бытии в проблемных ситуациях, а субъект если и становится морфологией культуры, то только после нахождения ее рутинизируемой, воспроизводящейся периферии — нормы для прямой реализации.
Рис. 8.21. Формирование качеств субъекта

Рис. 8.22. Формирование качеств личности

Становление личности предопределяется внешней организацией присвоения А-норм (абстрактных норм) культуры и ее средственных и продуктивных воплощений, порождающих в себе необходимость для адекватного использования иметь А-способности (рис. 8.23). Внутренней предпосылкой личностного становления выступает склонность, чувствительность к пребыванию в затруднениях, в проб­лемных ситуациях, к абстрагирующей деформации исходных психи­ческих механизмов, к утверждению абстрактных условий механиз­мов в ходе их проявлений в конкретизации.

Поскольку возможно много уровней абстрагирования каждого типового психического механизма, то личностное проявление изме­няется при переходах от одного уровня к другому. Однако односто­роннее развитие личности при доминировании одного из механиз­мов приводит к ее интеллектуальной сверхадаптированности и свер-хакцептированности.

Развитие личности в рамках механизмической акцентировки должно, насколько это возможно для типа (акцептированной) личности, ком­пенсироваться активным дополнительным ростом по другим механи­ческим акцентам.

В случае, если бытие личности "для-иного" не только сохраняет ее "в-себе" бытие, но и обращено к изменению содержания "в-себе" бытия или к "для-в-себе" бытия, то личность становится культурно-ориентированной, с одной стороны, и саморазвивающейся, с другой. Она стремится участвовать в росте культуры, подготавливая свой рост (см. рис. 8.23).

Рис. 8.23. Развитие личности переводом на "абстрактный" уровень:

1 и 2 — личность культурно-ориентированная и саморазвивающаяся

Развитие личности происходит тогда, когда удается сделать под­контрольным изменение основания, сущности "в-себе" содержания личности на основе выращивания более абстрактного уровня этой личности. Рост личности может быть и не развитием, если содержа­ние "в-себе" остается на том же уровне абстрактности и лишь допол­няется новыми, допустимыми фрагментами.

В психологии существует концепция психического развития, ко­торая исходит из того, что на каждом периоде возрастного развития выделяется ведущая или наиболее стимулирующая развитие и зна­чимая для человека деятельность. В ее рамках возникает мотивация к овладению, а затем через приведение внутренних качеств в соответ­ствие с объективной (социокультурной) логикой деятельности при­обретаются и способности. Мотивация может быть усилена, ускорено ее появление благодаря социокультурному погружению развивающе­гося человека. В то же время само приобретение способности предопре­деляется созреванием организма, формирующим его педагогическим воздействием. Только то может быть сформировано в обучении, что обеспечено уровнем созревания. Эти уровни — источник направлен­ности мотивации, ее готовности к ведущей деятельности.

Однако после того как созревание перестает быть определяющим, основным источником развития человека становятся обучение и воспи­тание. При этом последние сами должны соблюдать общую логику раз­вития, проблематизации способностей, их выращивания, организованного

Рис. 8.24. Этапы овладения социокультурными средствами:

1 — человек, владеющий способами манипулирования с использованием средств Cpt в деятельности Д,; 2 — уровни поэтапного использования средств: / — неготовность человека использовать новые средства Ср2 в изменяющейся деятельности Д2; IIнепродуктивное использование средств Ср,; Ш — продуктивное использование средства Ср, в затруднениях

самоизменения. В общем ходе развития может вычлениться линия развития личности. Указанные особенности пути, особенности меха­низма личности делают достаточно сложным проектирование и изу­чение процессов личностного развития, так как их следует выделить из эволюции индивидных и субъектных качеств. Это наиболее от­четливо видно на примере овладения социокультурными средства­ми. Под средством понимается то, что позволяет получить из "мате­риала" продукт развития. В мышлении это может быть язык, символы, используемые для выражения смыслов и организации процесса мышления.

В овладении средствами, включая интеллектуальные и иные, вы­делим три основных этапа (рис. 8.24). На этапе I средства не исполь­зуются в его внутренней логике, в рамках фиксированных свойств и процедур из-за неготовности для этого человека. Он манипулирует, использует их в логике жизнедеятельности либо в логике избранной и освоенной деятельности. На этапе II человек точно соответствует фиксированным свойствам средства, процедурам за счет преодоле­ния логики самовыражения, иной деятельности или средства. На этапе III человек превращает средство в предмет замысла не без утери адекватности применения. Средство требует от человека вполне определенного уровня овла­дения им. Как принадлежащее миру норм и деятельности, оно опо­знается благодаря лишь носителю. Само по себе средство не берется желающим применить без особой процедуры обучения или самообу­чения, самокоррекции (рис. 8.25).

Изменения в человеке подчинены в ходе обучения логике ис­пользования средства, и чем более необычно средство, которым он овладевает, тем больше в нем должно происходить трансформации. Он должен знать, уметь, желать, ценить, мыслить, самоопределяться к средству и т. д. При овладении средством и возникновении проб­лемных ситуаций, когда прежнее средство не может помочь снять проблему (преодолеть затруднение), но в то же время оно необходимо для ситуации, появляется особое бытие средства.

В этих ситуациях функциональное место для средства устанавли­вается в зависимости от логики поиска, его исходных оснований, иной функциональной рамки деятельности. Однако это место "на­полняется" прежним содержанием средства, превращается в его мор­фологию, не имеющую пока сущностной формы. Если прежние ка­чества, форма средства не учитываются, то наблюдается ситуация столкновения форм и содержаний. В том случае, когда средство остается

Рис. 8.25. Процедуры овладения средствами:

/ - обучающийся человек, не готовый использовать новые средства; 2 — человек, вла­деющий средствами и обучающий первого; 3 — процесс самообучения, самокоррек­ции человека при овладении новыми средствами

морфологией в поиске, то новая форма как бы освещается с позиции прежней ситуации и в синтезе дает средство нового усло­вия. Синтезирование, организованное по принципу деятельности, обеспечивает микропроблематизацию, а подчинение принципу уточ­нения — макропроблематизацию. Выявляется абстрактная основа двух (прежней и новой) форм. Такой вариант применения средств, такой тип их усиления требует наиболее сложных перестроек в чело­веке. Личность в подобных случаях и отрицает (продуктивный ас­пект) и сохраняет (репродуктивный аспект) прошлое. Она подчиняет самовыражение, поиск новизны самой по себе с решением вполне определенной задачи, источником поддержания которой служит со­циокультурная среда. Личность ничего не теряет и только "уплотняет" в своей инновационности прежние результаты. Она предназначена для развития чего-либо, включая самую себя. Личность стремится прежнее "в-себе" бытие преобразуемого или находимого, усматрива­емого превратить в бытие "для-иного". Не найденное "в-себе" бытие находит новое "в-себе" бытие, могущее сохранить прежнее. Но может создать еще одно новое или многие "для-иного" бытии.



на главную

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ