Факторы непосредственного (оказывают прямое воздействие на эффективность управления развитием) и косвенного воздействия на отдельные стороны процесса управления развитием.
Источник воздействия. Факторы системы управления развитием, воздействующие со стороны сил и средств обеспечения управления развитием, и управленческие (влияют на основные элементы системы управления развитием персонала, предопределяют эффективность управленческого труда персонала управления, методы работы).
Значение факторов. Факторы экстенсивные — обеспечивают повышение эффективности управления развитием персонала за счет увеличения ресурсов управления при тех же параметрах технических средств управления, при том же уровне квалификации и структурном составе персонала управления; интенсивные факторы, базирующиеся, в основном, на лучшем использовании технических средств управления, на ускорении внедрения достижений науки и передовой практики.
Характер воздействия. Дифференциация факторов на основные (главные) и не основные (второстепенные) достоверна только на определенный период времени в зависимости от конкретных условий складывающейся обстановки.
Природа факторов. Факторы, действия которых объясняются законами развития персонала: социально-психологические, организационно-технические; они связаны с участием в управлении развитием персонала (человека), техники и технологических особенностей организации.
Содержание факторов. Анализ существующих классификаций по содержанию показывает на возможность выделения двух основных групп. К первой группе относятся факторы воспитания, выделенные по одному признаку: социальные, политические, духовные, научно-технические, материальные, организационные, человеческие, информационные, средств труда. Вторая группа составлена с учетом действия факторов на систему (подсистему) не обособленно, а в тесном взаимодействии. В них выделяются соответствие управляющей системы управляемой и научная организация управленческого труда.
Итоги анализа свидетельствуют о необходимости разработки классификации факторов по признаку "содержание", чтобы раскрыть природу, сущность управления и самоуправления развитием персонала. Проведенные исследования позволяют выделить следующие группы факторов, влияющих на управление развитием человеческих ресурсов персонала в зависимости от их содержания и сущности: человеческий; информационно-энергетический; средств управления развитием человеческих ресурсов персонала организации (технологический и средств управленческого труда); системные. Последние обусловлены взаимодействием других факторов и условиями управления развитием персонала, действиями системы управления развитием и уровнем научной организации труда в них.
Таким образом, классификация факторов, влияющих на самоуправление по содержанию, основывается на выделении четырех групп (рис. 9.2).
Предложенная классификация факторов базируется на положениях теории систем, ибо, рассматривая управление развитием человеческими ресурсами персонала как процесс, имеющий соответствующие цели развития, механизм управленческого информационно-энергетического воздействия, вырабатываемый средствами развития, и организацию труда, придающую организованность всем элементам системы человеческой деятельности, можно констатировать, что свойства системы управления развитием человеческими ресурсами персонала — производные от свойств ее элементов. С изменением элементов системы изменяются
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. На основе литературных данных, а также своего личного опыта приведите примеры того, что период "акме" человека как личности и субъекта деятельности может не совпадать с аналогичным периодом в индивидном плане.
2. Каковы основные поведенческие особенности человека на разных этапах возрастного развития?
3. Каковы основные особенности развития "Я"-концепции человека на разных этапах возрастного развития?
4. Назовите наиболее существенные личностные характеристики взрослого человека, отличающие его от молодых людей.
5. Представьте, что перед Вами группа людей в возрасте от 40 до 60 лет. Вам предложено, используя разные методики, определить, кто из этих людей по особенностям психики наиболее ярко представляет свою возрастную группу — среднюю взрослость. Какие характеристики, черты и качества Вы прежде всего будете искать в людях, решая эту задачу?
6. Раскройте основные особенности развития человека.
7. Какое содержание Вы вкладываете в понятия "взрослость" и "зрелость"?
8. Эгоистичный по своей сути человек научился вызывать благоприятное для себя впечатление у окружающих. Является ли это его новое умение свидетельством личностного развития? Обоснуйте свой ответ.
9. Взрослый человек, выполнявший трудовые обязанности в соответствии с теми образцами, которые он усвоил при обучении, начал творчески подходить к своей деятельности и в конце концов значительно, не только количественно, но и качественно, увеличил и улучшил ее общую результативность. Можно ли оценить изменения, произошедшие в этом человеке как в работнике, как его развитие. Обоснуйте свой ответ.
10. Есть факты, когда многие из великих людей, добившихся выдающихся результатов в основной для них деятельности, были неудачниками в других сферах своей жизни. Как эти случаи "одностороннего" развития увязать с широко распространенным утверждением: чтобы человек состоялся в жизни, необходимо его гармоничное всестороннее развитие.
11. Дать общую характеристику развития человека в онтогенезе.
12. Н. И. Лобачевский создал неэвклидову геометрию, а его сослуживцы — математики решили, что он сошел с ума. А как считаете Вы: было ли открытие, сделанное Н. И. Лобачевским, выражением его профессионального "акме"? С точки зрения акмеологии, как Вы оцените эту ситуацию?
13. Как могут соотноситься "акме" в профессиональном и личностном развитии человека?
14. Сравните жизненные достижения нескольких известных Вам профессионалов, определите, какие из них можно считать "акме".
15. В чем сущность стратегии жизни?
16. Каковы психологические условия, благоприятствующие появлению "акме" в профессиональном развитии человека?
17. Проанализируйте возможные варианты профессиональных достижений ("акме") в осуществляемой Вами профессиональной деятельности.
18. Реконструируйте мысленно свой профессиональный путь и выделите этапы, формы наивысших результатов в Вашем профессиональном прошлом.
19. Попробуйте спрогнозировать профессиональные достижения ("акме"), вероятные для Вашего профессионального будущего.
20. Обсудите психологические последствия профессиональных "акме" и те особенности личности, которые возникают на этапах развития, следующих за кульминациями, "пиками" в профессиональном развитии.
|