Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома
через Internet
 
Конференции
 
Карта сайта
 
Понятие управления персоналом в организации
 
Психика человека и его поведение в организации. Личность и ее социальная роль
 
Организация и оплата труда
 
Система работы с персоналом
 
Организация работы с персоналом
 
Тесты по дисциплине Управление персоналом
 
Кроссворды по дисциплине Управление персоналом
 
Какие сотрудники вам нужны
 
Набор персонала
 
Адаптация персонала и его оценка
 
Власть. Методы управления и воздействия
 
Увольнение сотрудников
 
Трудовой договор
 
Дисциплина труда и трудовые споры
 
Литература Управление персоналом
 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Психологические тесты
 
Мотивация персонала
 
Управление персоналом рефераты
 
Управление развитем персонала
 
  СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ'  
  РАЗВИТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ  
  ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ (МОРФОЛОГИИ) И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ  
  КУЛЬТУРА КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  Законы и принципы развития организационных систем  
  Принципы развития живых систем  
  ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
  ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЗАПОВЕДИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ  
  СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА  
  ДИНАМИКА ХАОСА И ПОРЯДКА  
  ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА  
  ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  
  СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИКИ  
  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ  
  МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ  
  РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА  
  ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  
  ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ)  
  АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  АКМЕОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  
  АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА  
  ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА "АКМЕ" ЧЕЛОВЕКА  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК ОСНОВА РЕСУРСА ОБЩЕСТВА  
  ЧЕЛОВЕК С ПОЗИЦИЙ ПРИКЛАДНОЙ АКМЕОЛОГИИ  
  ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА  
  ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ  
  ГЕНИАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ  
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ  
  МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  
  КОМПОНЕНТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  
  МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СХЕМЫ И СИМВОЛЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  
  РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  
  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ПОНЯТИЕ  
  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА  
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ  
  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ  
  КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ  
  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  
  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ  
  МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ  
  ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАРКЕТИНГА  
  МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВ  
  ОБЩАЯ СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА  
  МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ  
  ХАРАКТЕР ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРОВ  
  КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  
  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ  
  СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ  
  МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ  
  ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА  
  РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНО-МЫСЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ  
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД  
  УПРАВЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И РАЗВИТИЮ  
  РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ  
  СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА  
  УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ  
  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИДЕРСТВА  
  ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ-ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛИДЕРОВ  
  ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ОБЩИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ  
  СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  
  ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  ПОСТРОЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ЛЮДЕЙ ПО ГРУППЕ КРОВИ1  
  СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИГР  
Мотивация и оценка персонала
 
Как управлять персоналом в организации
 
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
 
Консультации о поступлении
 
ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
 
Публикации
 
Изданные учебные пособия
 
Конкурсы
 
ЛОГИКА
 
Управление человеческими ресурсами
 
Управление персоналом и его функции
 
НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 


все новости...


 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ РАЗВИТИЯ

Профессионально важные качества (ПВК) — это качества чело­века, влияющие на эффективность его труда по основным характе­ристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, изменяют его. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отно­шения (к труду, к другим людям) [7]. Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость не­которых признаков возрастает до определенного уровня, начиная с которого они оказываются безразличными по отношению к проф­пригодности [1].

Профессионально важные качества можно подразделить на группы:

1)  мотивы, цели, интересы;

2)  профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление и т. д.

Мотивы, цели, интересы как человеческие ресурсы персонала организации. Управление развитием человеческих ресурсов — уп­равление мотивацией человека, его устремлениями, ценностными ориентациями, смыслом труда. Мотивация вызывает активность человека к профессиональной деятельности, потребность в ней; оп­ределяет характер цели, ценностные ориентации, мотивы профес­сиональной деятельности [7]. Как объект управления мотивация к профессиональной деятельности — сложное, постоянно меняющееся соотношение разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. Она фиксирует желательное состояние профессиональной деятель­ности, которого еще нет в наличии. Мотивация к профессиональному развитию определяется:

   намерениями — осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о пред­назначении профессии, стремление ее избрать и принятие ре­шения в получении соответствующего образования и подго­товки;

   потребностью в профессиональном труде (готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо). Наряду с потребностью к труду у человека есть и другие — в обеспечении сво­ей жизни, в поиске смысла жизни, в достижении, в самореализации, в творческой деятельности, в присоединении к определенному со­циальному кругу, в признании, в защищенности, в безопасности, в удовлетворенности и т. д. [1,7];

   профессиональной склонностью (природными задатками);

   ценностными ориентациями (выработанные и принятые общест­вом основания для оценки назначения труда, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правила профес­сиональной этики) [7].

В основе мотивов профессиональной деятельности (внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении) — потребности и ценностные ориента­ции. Мотивы во многом определяются стимулами (внешние побуж­дения, факторы, которые могут вызвать разные мотивы). От мотивов следует отличать мотивировки, которые выражают осознанные мо­тивы или скрывают истинные. Для успешной профессиональной деятельности в сфере развития человеческих ресурсов необходима мотивация успеха, позитивный настрой на результаты своего труда. Цель в профессиональной деятельности — это направленность на конечные результаты труда. Характер цели зависит от притязаний человека, его стремления достичь определенного уровня профессио­нальной деятельности. Профессиональные притязания связаны с ожиданиями человека — мысленными представлениями о своих воз­можных успехах, об отношениях с коллегами и др.

Труд эффективен при наличии смысла профессиональной дея­тельности — основания для оценки человеком ее значимости лично для себя, т. е. пристрастное личностно опосредованное индивидуаль­ным опытом отношение человека к труду. Эмоции — субъективные переживания человеком успеха-неуспеха в профессиональной дея­тельности. Только будучи индивидуально эмоционально окрашен­ными, ценностные ориентации, идеалы (значения) превращаются в смыслы для конкретного человека. Совокупность смыслов (смысла жизни, профессии) образует систему личных духовных ценностей Человека, его личный профессиональный менталитет, индивидуально- профессиональное кредо.

Соотношение склонностей, мотивов, целей, смыслов создает оп­ределенные профессиональные установки — стремление овладеть Профессией, получить специальную подготовку, добиться в ней ус­пеха, определенного социального статуса и др. Всякий труд начинается при готовности к профессиональной

деятельности — психическое состояние, включающее осознание человеком своих целей, оценку условий, определение наиболее вероятных

способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата,

Мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей [1].

Труд человека становится более успешным при наличии профес­сиональных интересов (внешние выражения всего того, что происхо­дит в мотивационной сфере — мотивов, целей, смыслов, эмоций, притязаний и т. д.), которые возникают на стадии выбора профессии, означая избирательную активность в отношении предполагаемой профессии. При действенных профессиональных интересах склады­вается направленность как интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая также всеми побуж­дениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Соотношение описанных видов побуждений между собой определяет общую харак­теристику мотивационной сферы труда.

Одной из характеристик мотивационной сферы профессиональ­ной деятельности является адаптация. Профессиональная адапта­ция — приспособление человека к новым для него условиям труда. От нее надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы. В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм (физи­ческая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессио­нальная адаптация).

Профессиональное приспособление, адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую струк­туру этой группы, а также приспособление, принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности (ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профес­сии). Со временем профессиональная адаптация приобретает актив­ный характер, поскольку человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе.

Нарушения адаптации или трудности в ней называют дезадапта­цией. Она выражается в уходе из профессии, в производственном браке, в конфликтах, в текучести кадров. Ведущим компонентом и данной сфере является профессиональное самоопределение, которое включает:

   принятие роли профессионала;

   нахождение источника профессионализма в себе самом;

  внутренний локус контроля;

   приспособление индивидуальности к профессии;

  следование логике индивидуального, личного саморазвития на благо других людей;

   принятие себя как профессионала на основании сравнения с эта­лоном;

  установка на самовосполнение в ходе активности;

  развитие индивидуальности средствами профессии;

   учет зоны субъективной ответственности в труде на основе уровня профессиональных притязаний;

   смысл профессии для конкретного человека. Профессиональные способности, сознание, мышление как чело­веческие ресурсы персонала организации. Профессиональные спо­собности — индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям дан­ной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее ус­пешного выполнения [7]. Профессиональные способности не сво­дятся к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приемам. Они фор­мируются у человека на основе его анатомо-физиологических особенностей, задатков, но в большинстве профессий жестко не опре­деляются ими. Способности разными авторами рассматриваются в связи с деятельностью, психическими процессами [7] и уровнем их функциональных систем [8] как содеятельностные характеристики личности [3].

Успешная деятельность чаще может быть обеспечена не отдель­ной способностью, а их своеобразным сочетанием, характеризую­щим данную личность. Поэтому профессиональные способности определяются успешностью профессиональной деятельности и раз­виваются в ней, но зависят и от зрелости личности, системы отноше­ний в коллективе. Способности, деятельность, личность в ходе жизни человека постоянно меняются местами, выступая то причиной, то следствием. Личность выбирает профессиональную деятельность, соответствующую ее способностям, сложившимся в предыдущем Опыте деятельности и личности. Личность может переходить от Одного вида деятельности к другому, развивая способности, различ­ным образом сочетая их [1].

Деятельность вызывает психические новообразования в личности и ее способностях, стимулируя их дальнейшее развитие (хотя некоторые виды труда могут отвлекать человека от значимых для него способностей). При изменении задач, ужесточении условий могут включаться разные системы способностей. Потенциальные способ­ности — основа новых видов деятельности, ибо она подтягивается до уровня способностей. Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности.

Целесообразно выделять общечеловеческие способности как не­обходимый компонент для выполнения профессиональной деятель­ности, а также общие профессиональные и специальные способности.

Общечеловеческие способности — психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профес­сиональную деятельность. К ним относятся способности [1]:

  к жизни (жизнеспособность);

   к труду (трудоспособность);

  к активности и саморегуляции (прогнозирование, целеполагание, предвосхищение результата);

  к общению, к сотрудничеству с другим человеком и сопережива­нию, к духовному обогащению других средствами своей про­фессии;

   к профессиональной этике, к ответственности за социальные ре­зультаты своего труда;

   к помехоустойчивости, к преодолению препятствий, к противо­стоянию неблагоприятным воздействиям среды и др.

На фоне общечеловеческих возникают специальные способности (технические, гуманитарные, художественные, музыкальные и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности. Профессиональные способности [1; 7] формируются на основе обще­человеческих и специальных. Внутри профессиональных способнос­тей различают общие профессиональные и специальные, например способность быть учителем (общие профессиональные педагогические способности) и быть учителем математики (специальные профессио­нальные педагогические способности).

Общие профессиональные способности — свойства личности, тре­буемые от человека конкретной профессиональной деятельностью, которые определяются предметом труда в профессии (человек, тех­ника, природа и др.).

Специальные профессиональные способности — свойства лич­ности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при бо­лее узкой специализации. Они определяются конкретными услови­ями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, пе­регрузки), и возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными. Эти способности могут быть актуальными и по­тенциальными. Актуальные — те, которые уже сегодня реализуются в деятельности, потенциальные проявляются при возникновении проблем, требующих новых решений.

Различают также многосторонние, полимодальные специаль­ные способности (например, инженер-поэт, математик-скульптор) и одномодальные [7]. Общим для полимодальных являются пред­расположенность к творчеству, наличию ярких образов, к представ­лению, а также чувство материала, легкость образования ассоциа­ций и др.

Профессиональные способности соотносимы с профессиональ­ными знаниями и умениями. Труд требует запаса профессиональных знаний: сведений о разных сторонах профессиональной деятельности, о способах их осуществления; общих знаний — о структуре труда, о способностях, о мышлении. В знаниях специалист берет эталоны для своего профессионального развития. Труд опирается на профес­сиональные умения и навыки, профессиональные действия, дове­денные до определенного уровня автоматизма.

При анализе профессий с более жесткими требованиями к про­фессиональным способностям и качествам человека используют по­нятие "профпригодность", характеризующееся как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для дос­тижения общественно приемлемой эффективности труда. Профпри­годность определяется не только профессиональными способностями, но зависит также от склонностей и мотиваций, знаний и умений, Черт характера (трудолюбие, самостоятельность и т. п.), психических состояний, удовлетворенности процессом и результатом труда.

Абсолютная профпригодность требуется в усложненных условиях деятельности (быстрая смена задач, высокий темп работы, возмож­ность неожиданного возникновения опасных ситуаций). Большинство же видов профессионального труда могут осуществляться при относительной профпригодности, т. е. менее жестком перечне необходимых качеств и свойств. Требования к профпригодности меня­ются в зависимости от обновления содержания профессии. Это не врожденное качество, оно зависит от качеств человека и от характера профессиональной подготовленности. Здесь приобретает особое зна­чение различение роли мотивационнои и операциональной сферы профессиональной деятельности.

Готовность к труду — установка на труд, состояние мобилизации всех психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий. Подготовленность к труду — наличие характеристик личности, об­щих и специальных способностей, черт характера, вооруженность человека умениями, знаниями, навыками. Следовательно, готовность к труду характеризует состояние мотивационнои сферы, подготов­ленность операциональной сферы.

Трудолюбие как черта характера сочетает особенности мотива­ционнои и операциональной сфер труда, состоит в положитель­ном отношении личности к процессу труда, в активности, иници­ативности, добросовестности, удовлетворенности процессом труда, в отношении к труду как смыслу жизни, в понимании значимости результатов. Состояние мотивационнои и операциональной сфер труда у конкретного человека может не совпадать. Человек приго­ден, подготовлен к труду, но не готов мотивационно или, наоборот, личностно и мотивационно готов, но не подготовлен, не вооружен средствами и технологиями. Человек склонен к данному виду труда, а необходимые для этого способности могут отсутство­вать и т. д.

Наряду с профессиональными способностями в качестве следую­щего компонента операциональной сферы рассмотрим профессио­нальное сознание и самосознание. Профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Оно представляет комплекс представлений человека о себе как профессионале, систему отношений и установок к себе как профессионалу.

Профессиональное самосознание включает [7]: осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются ос­новы профессионального мировоззрения, позднее — личного профессионального кредо, концепции профессионального труда, из которых будет исходить специалист;

  осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;

  учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

   самооценивание человеком своих отдельных сторон — понима­ние себя, своего профессионального поведения, а также эмоцио­нальное отношение и оценивание себя. Профессиональное само­сознание опирается здесь на профессиональную самооценку — ретроспективную (Я как профессионал вчера), актуальную (Я как профессионал сегодня), потенциальную (Я как профессионал завтра), идеальную (Я как профессионал в отдаленном будущем)

[1;7].

   положительное оценивание себя в целом, определение положитель­ных качеств, перспектив, что приводит к позитивной "Я"-концепции. У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, по­вышается уверенность в себе, удовлетворенность профессией, эф­фективность работы, возрастает стремление к самореализации.

По мере роста профессионализма меняется и профессиональное самосознание. Оно всегда существует в динамическом соотношении с подсознанием, с неосознаваемым, что проявляется, например, в им­пульсивных действиях профессионала [7]. Возможны амбивалент­ность, противоречие между профессиональным сознанием, осозна­ваемыми профессиональными ценностями и неосознаваемыми уста­новками. Профессиональное сознание требует специальной работы по его развитию, формированию, между тем оно нередко складыва­ется стихийно.

Компонентом операциональной сферы также считают профес­сиональное мышление, состоящее в использовании мыслительных операций как средств осуществления профессиональной деятель­ности.

Профессиональное мышление — преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов ре­шения задач и проблем, способов анализа ситуаций, принятия реше­нии — включает: обобщенное и опосредованное отражение челове­ком профессиональной реальности (предмета труда, задач, условий и результатов труда); пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда и способах их преобразований; приемы остановки, формулирования и решения профессиональных задач; этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности; приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, выработку новых стратегий [7].

Формированию профессионального мышления нередко предше­ствует профессиональная направленность ума. Рассмотрим виды мышления и их возможное включение в профессиональную деятель­ность [1; 7]:

   теоретическое направлено на выявление отвлеченных законо­мерностей, правил, на системный анализ развития данной области труда;

   практическое, прямо включенное в практику человека, связано с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности, прогнозированием ее изменений, с постановкой целей, выработ­кой планов, проектов, нередко развертывающееся в условиях жесткого дефицита времени, информации; сопровождающееся "чутьем" ситуации ("чувство станка", "чувство самолета", "чувство класса" и др. [7];

  репродуктивное, воспроизводящее способы, приемы профессио­нальной деятельности по образцу;

  продуктивное, творческое, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние экстремальным ситуациям;

   наглядно-образное, означающее представление ситуации и изме­нений в ней, которые человек хочет получить в результате своей профессиональной деятельности;

   словесно-логическое, где решение профессиональных задач связано с использованием понятий, логических конструкций, знаков;

  наглядно-действенное, при котором профессиональные задачи решаются с помощью реального изменения ситуации на основе наблюдаемого двигательного акта;

   аналитическое, логическое, включающее развернутые во времени, имеющие выраженные этапы мыслительные операции, представ­ленные в сознании человека;

   интуитивное, характеризующееся быстротой протекания, отсут­ствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. Эти виды мышления могут выступать как характеристики про­фессионального мышления. Вместе с тем их сочетание в зависимости от предмета, средств, условий, результата труда может вызвать специфические виды профессионального мышления — оперативное, управленческое, педагогическое, клиническое и т. д. Совершенство­вание профессионального мышления может состоять, с одной стороны, в его спецификации, а с другой — в выходе в более широкий жизнен­ный контекст из профессии, а также в возрастании целостности, гиб­кости и др.

Признаком нового профессионального мышления называют вни­мание к альтернативным точкам зрения, диалогичность, плюрализм, усиление роли не только внешних, но и внутренних, "мыслитель­ных" технологий, которые связаны с развитием рефлексивно-мыс­лительного механизма [8]. В одной жизненной ситуации два разных специалиста соответственно с различными типами профессиональ­ного мышления могут осуществлять разную профессиональную дея­тельность.

Операциональная сфера профессиональной деятельности в совре­менных быстро меняющихся условиях труда часто требует разверты­вания творческого профессионального мышления, профессиональ­ного творчества. Профессиональное творчество — это нахождение новых нестандартных способов решения задач, анализа ситуаций, принятия решений. Результатами профессионального творчества могут быть: новое понимание предмета труда (новые идеи, законы, концеп­ции, принципы, парадигмы), новый подход к способам профессио­нальных действий с предметом труда (новые модели, технологии, правила), ориентации на получение принципиально новых результа­тов, привлечение новых групп потребителей своего продукта и т. д.

Способности к совместной деятельности. Деятельность каждого человека всегда "встроена" в деятельность группы, коллектива, со­пряжена с трудом других людей. Совместная деятельность человека согласуется со способами и результатами труда других участников. Уровень сотрудничества и межличностного общения — показатели со­циальной компетентности человека, способности человека к труду в профессиональной общности. Под профессиональной общностью по­нимают разновидность социальных объединений людей для эффек­тивного достижения единых профессиональных задач, реализации об­щих профессиональных менталитетов и ценностей. На конкретном предприятии иногда ее называют производственной общностью [7].

Продуктивным для профессионального сообщества является постоянное, разумное усложнение и обновление общих задач, что поддерживает профессиональную общность в режиме развития. Современные организации труда необходимы для подготовки чело­века к профессии, профессиональный труд — к "подстраиванию" к требованиям развития человека. Профессиональная общность — связующее звено между обществом и человеком. На взаимодействие людей в профессиональной общности и развитие человеческих ре­сурсов существенно влияет профессиональная среда — совокуп­ность предметных и социальных условий труда (предмет, средства труда, необходимые действия и операции, заданные системой иерар­хических отношений и организационной культурой). Социальная подсистема профессиональной среды — это межчеловеческие отно­шения, психологический климат, субъективное восприятие и осо­знание самими участниками разных сторон труда. Следовательно, на профессиональное развитие оказывают влияние профессиональные макросреда (профессия в обществе, требования к ней со стороны об­щества), локальная макросреда (условия и организация работы в уч­реждениях данной отрасли) и микросреда (конкретные условия труда на данном предприятии и в данном коллективе).

Работоспособность и трудоспособность. Профессионализм, бе­зусловно, означает эффективность труда, т. е. достижение достаточно высокого социально значимого результата, получение продуктов труда (материальных, духовных), соответствующих требованиям общества.

Результативность труда — это результаты, итоги труда, которые могут быть позитивными (запланированными) и негативными (не­ожиданными).

Продуктивность — продукт труда, соответствующий стандартам в профессии, например, детали у рабочего, патенты и рацпредложе­ния у инженера, публикации, выступления, цитируемость работ у ученого и т. д.

Эффективность — соответствие полученного результата постав­ленным целям и задачам — определяют количеством затрат, необхо­димых для получения определенного результата, либо результатом, полученным при определенных затратах.

Оптимальность — достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников. Возможны и другие определения слова "оптимальный": наилучший с точки зрения определенных критериев, наилучший для конкрет­ных условий, наилучший из нескольких результатов.

 

Предметные показатели эффективности чаще характеризуют результат труда, а психологические, личностные обычно относятся к процессу; вместе с тем при оценке результата учитывается и пси­хологическая цена усилий человека. При оценке эффективности труда целесообразно различать показатели эффективности [7]:

  объективные, предметно-технологические — производительность (количество продукции, выпущенной в единицу времени);

   субъективные, психологические, личностные — активизация не только умственных, когнитивных способностей человека, зре­лость мотивационноволевых компонентов, заинтересованность человека трудом и удовлетворенность его процессом и результа­том, цена результата по величине затрат личностных ресурсов, степень напряженности функций и процессов, необходимых для достижения нужного результата.

Повышая производительность труда, человек почти никогда не работает на уровне своих максимальных возможностей. По данным исследований, любая работа оказывается наиболее эффективной при оптимальном темпе, этот оптимум всегда несколько ниже мак­симальных возможностей организма. Соответственно уровни рабо­тоспособности проявляются в комплексе показателей: профессио­нальные — эффективность, производительность, продуктивность, качество профессиональной деятельности и функциональные — ре­акции организма, субъективные состояния человека, что составляет психологическую "цену" результата. Показатели работоспособности различаются и несколько иным образом: объективные (изменения количественных и качественных показателей труда, функциональ­ного состояния нервной системы) и субъективные (ощущения уста­лости, вялости и др.).

Важно различать уровень работоспособности на определенный отрезок времени (результат деятельности и психологическая цена деятельности), а также потенциальную работоспособность (динамику профессионального развития, совершенствования профессиональ­ных значимых качеств и функций). Работоспособность в целом зависит от состояния мотивации и направленности личности, от спо­собностей и от умения человека мобилизовать свои возможности, от функциональных состояний и от резервных возможностей, здо­ровья, выносливости человека, от профессионального опыта, уровня развития, пластичности, устойчивости специальных знаний, умений, навыков; от тренируемости [7], т. е. от возможности выполнять работу при различных функциональных состояниях, как бы невзи­рая на них.

 



на главную

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ