Как было показано в главе 9, человек — самоорганизующаяся, саморегулирующаяся, самопрограммирующаяся система в условиях информационного воздействия. Следовательно, для развития персонала его необходимо смотивировать, самоопределиться к соответствующему развитию, необходимому организации.
Практика показывает важность мотивации к процессу развития (табл. 10.3).
Таблица 10.3 Связь мотивации и самоопределения
Содержание, литературный источник |
Ключевая мысль |
1 |
2 |
Разница главным образом не в способах действования, а в интимных пружинах действий — мотивах. Волевой акт определяется мотивами. Наличность противоборствующих актов указывает па наличность противоборствующих мотивов. Однако мотивы прямо противоположные не могут совместно находиться в одном сознании. (Флоренский II. Л. Сочинения: В 4-х т. — М.: Мысль, 1994. — Т. 1) |
Волевой акт па развитие определяется доминирующими мотивами |
Действующая или производящая причина труда дана в потребностях человека ... Рабочий как живое существо имеет потребность в средствах к существованию, и он же как рабочая сила, есть предмет потребности для предпринимателя. (Соловьев Вл. Сочинения: В 2-х т. — М.: Мысль, 1990. -Т. 1) |
Предмет потребности — рабочая сила, ценность которой определяется развитыми способностями |
Когда человек хочет, он всегда хочет чего-нибудь: его волевой акт неизменно направлен на какой-либо предмет и может быть мыслим лишь по отношению к какому-нибудь предмету. Что же значит "хотеть чего нибудь"? Это значит: волевой акт ... возникает по поводу чего-либо, являющегося объектом, который в этом качестве носит название мотива (Шопенгауэр Л. Свобода воли и нравственность. — М.: Республика, 1992) |
Волевой акт направлен на предмет интереса, который становится мотивом развития |
Развитие человеческих потребностей начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей. С развитием духовного производства |
Потребности развиваются, но это требует развития способностей к |
1 |
2 |
формируется особый тип потребности — потребность предметно-функциональная, например, потребность в труде, художественном творчестве и т. д. Встреча потребности с предметом есть акт опредмечивания потребности — наполнения ее содержанием, которое черпается из окружающего мира.... потребности управляют деятельностью со стороны субъекта (Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. Деятельность. Сознание. Личность) |
самоуправлению. Человек — многоуровневая система. Для развития соответствующего уровня необходимо развитие потребности этого уровня |
Деятельность других разумных существ в той мере, в какой она фиксирована или представлена в объектах, ведет к тому, чтобы принудить меня к самоопределению. Объективная деятельность в проявлении воли самой по себе (т. е. I! чистом виде, такой она объективна для идеальной деятельности) — есть самоопределение вообще (Шеллинг Ф. Сочинения. - М, 1987. - Т. 1. - С. 422, 438) |
Самоопределение связано с развитием воли, ограничением своей свободы и подчинением норме |
Потребность — это испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его. Она связана с окружающим миром и зависит от развитых потребностей и интересов человека, его идеалов. Мотивация, порожденная потребностью, переводит человека, персонал организации к самоопределению и принятию им соответствующих решений по разработке проектов реализации этой потребности (табл. 10.4).
В самоопределении специалисты видят личностное новообразование, ведущий мотивационный комплекс, сопоставление своих характеристик с ценностными шкалами, проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон, ценностный процесс мотивоцелеобразования, рефлексивный процесс собственных ценностей через осмысление и проблематизацию профессиональной деятельности. Через данные характеристики можно рассматривать процессуальные аспекты самоопределения.
Проявление самоопределения как личностного образования, как некоторого результата изучается в контексте понятий: готовность личности к выбору в сложной ситуации, самооценивающий, саморегулирующий субъект, способный самостоятельно ставить цели, способность личности к свободному выбору.
Таким образом, профессиональное самоопределение чаще всего связано с личностным и субъектным самоопределением человека и
Переход от мотивации к самоопределению на развитие
Содержание, литературный источник |
Ключевая мысль |
Где не может быть ошибки при обдумывании, там по принимаются решения. Там же, где не установлено, как надо поступать, возможна ошибка. Что такое свободный выбор, стремленье это или пет? Стремление присуще и другим живым существам. Выбор направлен не па саму цель, а на то что ведет к цели; так, никто не выбирает себе здоровья, но мы выбираем то, что полезно для здоровья, — прогулки, бег; хотение, напротив, направлено на саму цель: мы хотим быть здоровы ми. Так что и отсюда видно, что хотение и выбор не совпадают. Мы выбираем одно вместо другого. Выбор имеет место там, где совершается действие, и совершается так, что от нac зависит делать дело или не делать, делать его одним способом или другим (Аристотель. Сочинения: В 4-х т. — М: Мысль, 198-1 - Т. 4) |
Выбор развития мотивируется направлением па цель, осуществление его требует воли |
Бесспорное различие между механическим движением и душевною реакциею, вызываемою мотивами, т. е. представлениями, соединенными с чувствованиями и хотениями. Все высшее или более совершенное самим существованием своим предполагает некоторое освобождение от низшего, или точнее, от исключительного господства низшего. Гак, способность определяться к действию посредством представлений или мотивов есть освобождение от исключительной подчиненности вещественным толчкам, ударам, т.е. необходимость психологическая есть свобода от необходимости механической... Гели кто-нибудь способен определяться к действиям в силу чистой идеи добра, или по безусловному требованию нравственного долга, то, значит, такой человек свободен от преодолевающей силы душевных аффектов и может успешно бороться против самых могущественных из них (Соловьев Вл. Сочинения: В 2-х т. — М.: Мысль, 1990. - Т. 1) |
Самоопределение осуществляется после сформирования образа пели, мотива ее достижения, внутренней свободы |
Человек не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека (Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946.-С. 151) |
Самоопределение происходит осознанно |
Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином самоопределение (Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. — 1979. -№ 4. -С. 25) |
Самоопределение — это особая личностная новообразованная программа действий |
понимается как сознательный процесс, посредством которого индивид приобретает готовность к выявлению и утверждению собственной позиции в жизни и деятельности. Выполняется это на основе осознания и переживания неповторимой системы представлений индивида о самом себе, своем месте и роли в окружающей действительности, в результате которой он строит свое взаимоотношение с другими людьми и относится к себе в процессе профессиональной деятельности.
Только самоопределившаяся личность имеет целостность, устойчивость, активность и направленность в деятельности. Эти свойства личности формируют внутреннюю позицию и позволяют осознанно относиться к своим целям и задачам. Активность позиции личности выражается в избирательной мобилизации, готовности к деятельности. Позиция определяет линию поведения. Осознание и соотнесение внешних норм с комплексом внутренних установок, смыслов, профессиональных ценностей и принятие решений на их основе — важнейшая характеристика самоопределения личности как субъекта профессиональной деятельности.
Мотивы, идущие от самой деятельности, непосредственно воздействуют на субъект, помогая ему осознать нормы деятельности, преодолеть трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому их осуществлению. Другие виды мотивов, порожденные социальным контекстом, могут побуждать его деятельность посредством сознательных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к самой деятельности. Самоопределение (как самодвижение и саморегуляция) формирует целостность личности, осознание своей позиции в принятой системе координат как субъекта отношений к коллективу и своему месту в деятельности.
|