Самоопределяясь к развитию в деятельности и принимая определенные ею нормы, необходимо видеть характер желаний, стремлений к развитию и сопоставлять их с целью деятельности. Самоопределение — это форма мотивационного процесса понимания нормы (цели, программы, плана, проекта, технологии и т. п.) и ее принятие. Пример управленческого самоопределения к развитию персонала организации можно представить в виде нескольких направлений самоопределения.
1. Самоопределение управленца на развитие персонала предполагает следующий ряд его предпочтений: "сугубо целевая ориентация —> ориентация на организацию процесса достижения цели развития персонала -> своевременность рефлексивного реагирования на затруднения в процессе достижения цели развития персонала —> ориентация на использование сущностных критериев в рефлексивном сопровождении процесса". В данном ряду каждый последующий тип самоопределенческого акцента на развитие является более развитым типом предыдущего. При этом [2]:
• целевая ориентация самоопределения менеджера при игнорировании способа получения результата приводит к случайному успеху такой деятельности;
• придается значимость организации процесса получения продукта;
• придается значимость своевременности рефлексивного реагирования на затруднения в процессе;
• высшим типом управленческого самоопределения (в рассматриваемой концептуальной линии) является ориентация на использование сущностных критериев в рефлексивном сопровождении процесса целедостижения (рефлексивно-сущностный подход в самоопределении).
2. Самоопределение на развитие персонала включает в себя такие ступени: "ситуативность -^ тактика (с опорой на тип ситуации) « стратегия». Самоопределение в этом ряду — готовность к ситуативно-интуитивному реагированию на ситуацию без наличия оснований, т. е. принятие решения и его реализация "по ощущению".
Самоопределение — стратегический уровень. Стратегический тип самоопределения подразделяется на подтипы в зависимости от того, как понимает управленец функцию стратегии развития. Если под стратегией развития персонала организации он понимает общий план работы с опорными сроками, то можно говорить о стратегическом самоопределении — планово-стратегическом (т. е. псевдостратегическом). Недостаток такого самоопределения — в отсутствии "жестких" концептуальных оснований в стратегическом плане. В функции оснований выступают личный опыт управленца и субъективное понимание им характера ситуации на время реализации цели.
Если в реализуемой стратегии развития персонала имеются концептуальные основания, то стратегическое самоопределение управленца носит концептуально-стратегический характер. В этом случае стратегические содержания выводятся из наиболее общей концептуально-сущностной картины деятельности персонала, представителем которой он является. В этой концептуальной картине деятельности в общих чертах должен быть описан механизм реализации заказа на развитие персонала с описанием основных функций исполнительских звеньев и управленческого звена системы деятельности.
Высшим подтипом стратегического самоопределения называется ценностно-концептуально-проблемно-стратегически-тактический (ценностно-стратегический). Ему присуща высокая значимость реализации ценностей в деятельности. Под ценностями в данном случае понимаем абстрактные потребности всеобщего типа. В них снят эгоцентризм системы деятельности в силу встроенности этой системы в логику удовлетворения общественно-значимых потребностей. Таким образом, при реализации управленцем данного подтипа стратегического профессионального самоопределения управляемая им система деятельности не может войти в противоречие с ценностями социума, поскольку обеспечены ее полезность для социума и учет принципов жизни общества.
3. Данная линия охватывает самоопределенческую направленность управленца по категориальной тройке "индивид —> субъект —> личность", характеризующей развитость личностных качеств управленца [2].
Индивидный тип самоопределения. Индивидные проявления человека характеризуются направленностью его действий на удовлетворение потребностей и рассмотрением всего окружающего в качестве претендентов на предмет своей потребности. Так, человек рассматривает деятельность как источник получения средств для удовлетворения собственных потребностей или как место для реализации своих личных интересов. Нормы, которые получает человек с индивидной направленностью, он стремится изменить под свои желания даже в ущерб качеству решения задач. При возникновении затруднений в решении поставленных задач человек с индивидным самоопределением теряет значимость выполнения нормы и прекращает работу. Управленец с индивидным самоопределением преследует свои интересы или удовлетворение своих амбиций, даже если они идут вразрез с деятельностью, которой он управляет.
Субъектный тип самоопределения. Субъектные проявления человека в деятельности — это действия, соответствующие требованиям деятельностной нормы. Субъектное (или рутинное) самоопределение предполагает оценку своих действий и всего окружения с точки зрения выполнения функциональных и нормативных требований. Основной акцент деятельности человека с таким самоопределением — исполнительский, т. е. реализация данных ему норм. В случае возникновения препятствий в решении задач субъект деятельности корректирует свои действия в рамках заданной нормы или ставит в известность управленца о своем затруднении. Значимость строгого соответствия норме способствует готовности субъекта к дообучению и профессиональному росту.
Для субъектного управленческого самоопределения характерна мотивационно-операциональная направленность на следование известному алгоритму действий. Любая неопределенность в способе решения задачи сопровождается психологическим дискомфортом. При получении от вышестоящего руководителя нового для себя задания управленец с таким типом самоопределения стремится выяснить конкретную норму выполнения. Имея самоопределенческую установку субъектного типа, управленец не любит неопределенных условий работы; не любит заданий, которые требуют в своем выполнении творческого, инновационного подхода. Управленец с таким типом самоопределения теряется при необходимости принимать самостоятельное творческое и ответственное решение в сложной обстановке.
Личностный тип самоопределения. Личностные проявления человека в деятельности — действия, связанные с творческими инновациями, в основе которых — ценности (включая социальные) деятельности. Личностное самоопределение проявляется как действия, направленные на развитие уровня фирмы. При возникновении или прогнозировании затруднений и проблем человек с личностной ориентацией активизирует анализ причин и ищет оптимальные пути выхода из затруднений. Таким образом, личностный акцент сосредоточен на непрерывном совершенствовании деятельности за счет коррекции нормативной базы, но не в угоду индивидуальным потребностям (как у индивида), а на основании согласованных ценностей деятельности.
Личностный (инновационный) тип управленческого самоопределения означает наличие у руководителя мотивационно-операцио-нальной направленности на творческий подход к решению задач и особенно проблем. Имея инновационную самоопределенческую установку, управленец стремится к нестандартным решениям, к непрерывному совершенствованию норм, внесению инноваций в свою деятельность и в деятельность управляемой им исполнительской системы в проблемных ситуациях. Однако не следует понимать инновационное самоопределение как полностью исключающее субъектное. В тех задачах, для решения которых рутинный подход более эффективен (например, в задачных ситуациях), управленец с инновационным самоопределением применяет отработанный алгоритм.
4. Самоопределение на развитие персонала со следующими акцентами: "поддержание прежнего уровня функционирования организации —> оптимизация функционирования организации —> развитие персонала". Здесь, как и в предыдущих типах самоопределения, каждый более высокий тип сохраняет в себе позитивные моменты более низкого [2].
Самоопределение, направленное на поддержание функционирования организации. Этот тип самоопределения предполагает стремление управленца к сохранению имеющихся норм деятельности организации. Такая установка позитивна в тех случаях, когда затруднения в деятельности могут устраняться за счет более адекватного вписывания ресурсов без изменения существующих норм, т. е. за счет коррекционно-поправочных воздействий по отношению к ресурсам (персоналу, предмету труда и т. п.). Если же затруднения в деятельности связаны с принципиальным несовершенством норм, то такой тип самоопределения становится, как минимум, малоэффективным для деятельности.
Самоопределение, направленное на оптимизацию функционирования организации. Управленец, реализующий данный тип самоопределения, готов при необходимости не только к коррекции ресурсной составляющей деятельности, но и к совершенствованию норм деятельности. Он избегает кардинального пересмотра стратегии организации, ее функциональной и организационной структуры, старается не вводить в нее новые звенья и т. п. Другими словами, данное самоопределение эффективно на фазе, когда для предприятия требуются отладка и подстройка функционирования, когда любые крупные изменения лишают его устойчивости и стабильности. Однако в ситуациях, когда организация объективно нуждается в принципиальных изменениях, ведущих к ее развитию, реализация управленцем такого самоопределения вредна и может приводить к печальным последствиям.
Самоопределение, направленное на развитие организации и персонала. Данный уровень самоопределения, сохраняя в себе значимость поддержания функционирования организации, содержит акцент на ее развитие. Управленец готов при соответствующих условиях к внесению кардинальных изменений в форму организации, к пересмотру ее глобальной стратегии, миссии и т. п. При высокой динамике внешних для организации условий и других факторах, не позволяющих долгое время воспроизводить прежнюю схему работы, самоопределение, направленное на развитие организации и персонала, является единственно верным и спасительным. (Отсутствие такого самоопределения у управленца в этих условиях может довести организацию до состояния глубокого кризиса.)
5. Самоопределение в контексте "поддержание своего профессионального уровня -> развитие своего профессионального уровня":
• самоопределению свойственна мотивационная установка на поддержание управленцем уровня профессионального мастерства. Такой руководитель настроен на работу в стабильных условиях, на решение знакомых типовых задач, на поддержание профессиональной "формы". Он субъективно самодостаточен и при появлении серьезных затруднений, проблематизирующих его актуальные способности, причины ищет, как правило, внешние;
• самоопределению соответствует мотивационная установка управленца на его профессиональный рост. Управленец склонен к решению новых сложных задач, к выполнению напряженных, проблемных заданий, не боится затруднений, новых проблемных условий работы. Он осознает недостатки своего профессионального мастерства и стремится выйти на новый уровень решения задач и проблем за счет формирования в себе новых фунционально значимых способностей.
6. Особое значение имеет группа самоопределенческих акцентов управленца при развитии персонала, связанная с вовлечением ценностей как духовно значимых [2]:
• направленность управленца на удовлетворение индивидуальных потребностей и личных интересов;
• склонность к достижению согласованных целей и реализации согласованных способов;
• установка на использование обобщенных способов и стремление к достижению долговременных целей по отношению к предыдущему типу самоопределения;
• направленность на использование в своей деятельности методов, подходов и методик, помогающих придать большую организованность осуществляемой деятельности;
• направленность на использование идеалов и ценностей деятельности — высший тип самоопределения;
7. Данная группа самоопределенческих предпочтений охватывает коммуникативный аспект деятельности управленца. Уровень коммуникативного самоопределения характеризуется готовностью управленца высказывать свое мнение коллегам по вопросам, касающимся решения деловых задач и проблем.
Самоопределение к критике в коммуникации характеризуется:
• эмоционально-интеллектуальной готовностью к критике той точки зрения, с которой управленец не согласен. В рамках этого подтипа еще нет акцента на правильность способа выработки и констатации критических замечаний. Здесь критика пока стихийная, неорганизованная;
• появлением не ситуативной, а принципиально значимой рефлексивной организации своей критической работы. Управленец стремится (за счет сопровождающей рефлексии) к совершенствованию формы критической работы, повышая тем самым качество критики. Самоопределение включает в себя придание значимости арбитражной позиции в дискуссии и характеризуется: эмоциональным настроем управленца на выполнение арбитражных действий в целях снятия возникающих в коммуникации противостояний двух спорящих сторон, а также акцентом на рефлексивную организацию осуществляемого арбитража. Благодаря реализации такого самоопределения арбитраж удерживает дискуссию в конструктивном русле и дает гарантированный содержательный эффект.
8. Предрасположенность управленца к характеру участия в согласовании мнений. Управленец с самоопределением "стремление уйти от сложных согласований с коллегами" "закрыт" к согласованиям м в случае затруднений обращается за помощью по всем спорным вопросам к вышестоящему руководителю. Следует подчеркнуть, что в согласовании куда важнее самоопределенческая установка, нежели наличие специальных способностей к согласованию своей точки зрения по способу взаимодействия с альтернативными. Эмоциональная "закрытость" к согласованию — существенный "тормоз" в любом функционировании деятельности.
Самоопределение "готовность управленца вступать при необходимости в самостоятельное согласование деловых интересов с коллегами" предполагает конструктивный настрой на такие согласования и становится крайне важным в сложных, запутанных ситуациях деятельности (например, при кризисе в деятельности организации). За счет устойчивости в согласовании устраняются даже серьезные просчеты в планировании, если реализация планов столкнулась с непреодолимыми трудностями в позиционных взаимодействиях между коллегами.
Приведенную типологию управленческого самоопределения целесообразно применять в диагностической и проектной функциях. При адекватной диагностике (самостоятельной или внешней) управленец может зафиксировать уровень актуального самоопределения по всем приведенным линиям, т. е. поместить себя на соответствующие ступени развития по каждой.
В проектной функции предложенные лестницы уровней самоопределения рекомендуется использовать при планировании профессионального саморазвития и развития персонала организации за счет прояснения содержания следующей ступени, которая выступает "зоной ближайшего развития" для управленца и персонала. Для старта в саморазвитии достаточно сменить самоопределенческую установку с той, которая есть в настоящий момент, на ту, которая является более развитым вариантом предыдущей. Однако это необходимое, но недостаточное условие. Достаточным оно станет в том случае, если свои действия управленец и персонал организации начинают подчинять выбранной (новой) самоопределенческой установке. Естественно, что для достижения вершин профессионального мастерства (своего профессионального "акме") необходимо обращение к теоретическим знаниям.
Особенности перехода к самоопределению. В особенностях самоопределения специалисты выделяют версии, приведенные ниже. Человек находится в исходной помещенности в природу, где подчиняется законам выживания, самореализации потребностей, обращенных только на себя, на свой организм, в общество, где он "приобретает" содержание потребности и способы ее удовлетворения. Если самосохранение является ведущим критерием "натурального" мира, то само по себе самосохранение в "социокультурном" мире подчинено сохранению этого мира и может противостоять самобытию природного в человеке (Анисимов О. С. Методология: функция, сущность, становление. — М., 1996).
• Самоопределение характеризуется не только осознанием индивида своих "хочу", "могу", "есть", "требуют", но и соотнесением их с осознанием того же квартета общества, в котором он живет (Румянцев И. Н. Моральный конфликт как форма проявления нравственной свободы. — М.: Мысль, 1984. — С. 6).
• По мере того как определенные идеи, принципы приобретают для человека побудительную силу, становятся убеждениями, от действий, в силу непосредственно действующих побуждений, человек переходит к поступкам, совершенным по определенным мотивам, то есть побуждениям, осознанным, оцененным и принятым человеком в качестве идеального основания и оправдания своего поведения (Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957. — С. 266).
• Выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не в том, чтобы сделать именно данное дело, а в том, чтобы посредством этого проявить себя или выполнить свой общественный долг (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. — С. 467).
• Характерно, что социализацию, глубокое индивидуальное преломление общественных отношений, превращение их в свое индивидуальное достояние ряд авторов рассматривает как основную предпосылку индивидуальности личности, ее самоопределения (Леонтьев Д. А. Человек в мире и мир в человеке // Вопр. психологии, 1989. -№ 3. - С. 21).
• Сталкиваясь с определенными задачами, которые ставит социальная действительность, личность в то же самое время решает внутренние противоречия, порожденные несовпадением индивидуальных возможностей, критериев и т. д. с требованиями общества. Здесь и выявляется, насколько личность оказывается субъектом своей жизнедеятельности, насколько зависят от нее ее собственные действия. (Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. - С. 128).
• Избирательность психического связана с самоопределением индивида как субъекта жизнедеятельности. Это самоопределение предполагает отнюдь не отрицание, а напротив, признание общественной детерминации и индивидуальных форм ее реализации. С самоопределением индивида связано не только противостояние общественной необходимости, но и активная или пассивная реализация индивидом общественной детерминации, что составляет индивидуальный способ общественного бытия. (Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973. — С. 269). Личностное самоопределение задает личностно-значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т. е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основой собственного развития (Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психологии. - 1988. - № 2. - С. 20, 25).
Из приведенных версий можно сделать вывод: человек, персонал организации имеют индивидуальные особенности самоопределения, что следует учитывать при мотивации, создании условий для их развития. При анализе самоопределения важно учитывать осознаваемую форму самоотношения. В результате социализации человек приобретает возможность оценивать себя с точки зрения внешних требований и преобразовательно относиться к себе. Социально значимое самоотношение, опирающееся на сознание и самосознание и в рамках приобретенной направленности на реализацию социальных и культурных требований, — основа субъективного и личностного бытия человека в жизнедеятельности и деятельности. Основным механизмом, обеспечивающим подвижность в гибком реагировании на внешние необходимости в деятельности, общении, коммуникации и т. п. выступает самоопределение.
Чтобы подчиняться социокультурным нормам и преодолевать досоциальные и докультурные стереотипы, человеку нужна воля, самоорганизация, самоотношение и такая его форма, как самоопределение.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как Вы понимаете содержание деятельности человека при выполнении самоопределения на профессиональное развитие?
2. Определите сущность понятия "самоопределение человека".
3. Как выполнить стратегическое самоопределение?
4. Как выполнить профессиональное самоопределение?
5. Как выполнить жизненное самоопределение?
6. Перечислите особенности повседневного самоопределения.
7. Охарактеризуйте особенности самоопределения в деятельности.
8. Объясните важность самоопределения личности.
9. Охарактеризуйте особенности самоопределения как субъекта деятельности.
10. Что означает самоопределение народа Украины?
|