ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вводные замечания. Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциаль-ный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т. д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Цель занятия. Определение типа личности.
Оснащение. Опросник Дж. Холланда и бланк для ответов (форма 1).
Порядок работы. Ответный бланк может заполняться индивидуально или в группе. Испытуемому дается следующая инструкция: "Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете работать по любой специальности. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? Обведите кружком выбранный Вами ответ в регистрационном бланке".
Обработка результатов. В регистрационном бланке подсчитыва-ется количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда.
Форма 1. 1-й столбец — реалистичный тип, 2-й — интеллектуальный тип, 3-й — социальный тип, 4-й — конвенциальный тип, 5-й — предприимчивый тип, 6-й — артистический тип.
Полученные данные анализируются путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов, соответствующего определенному типу личности по Дж. Холланду.
1.Реалистичный {"мужской") тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков, ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки пространственное воображение. Имеет шансы добиться успеха и гаких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2.Интеллектуальный тип. Характерны аналитический ум, неза-висимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности, ориентация на решение интеллектуальных i ворческих задач, на научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Харак-геризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в ос^ новном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятель-КОСТи: математика, география, геология, творческие профессии.
3.Социальный тип. Отличается выраженными социальными уме ниями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружаю щих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способ ности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочита емые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
3.Конвенциальный тип. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Име ются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер.