Отношение к трудовой деятельности, возникающее в период подготовки к труду в процессе обучения и самого труда, рассматривается как одна из важнейших социальных и психологических характеристик личности. Потребность личности в определенной деятельности называют в психологии склонностью. О склонности говорят, когда работа нравится человеку, когда человек испытывает к ней влечение.
Внешними проявлениями склонности выступают:
• длительное и устойчивое стремление человека к определенной де ятельности;
• успешность выполнения этой деятельности;
• проявление устойчивого интереса к определенной области знаний, стремление к постоянному накоплению этих знаний.
Верный указатель склонности к той или иной профессиональной деятельности — интересы. В них проявляется познавательная потребность человека, его познавательная направленность на что-либо, связанная с положительным эмоциональным отношением. Поэтому своевременное выявление интересов способствует раннему профессиональному определению личности, что необходимо учитывать в практической кадровой работе и самовоспитании. Прежде чем перейти к практическим методам выявления профессиональной направленности, следует остановиться на существующих классификациях профессий.
Общепризнанной и наиболее часто используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е. А. Климовым. Суть ее заключается в том, что в зависимости от особенностей основного предмета труда профессии подразделяются на пять главных типов: "человек-природа", "человек-техника", "человек-человек", "человек-знаковая система", "человек-художественный образ". В соответствии с особенностями основных целей деятельности профессии и специальности подразделяются на классы гностические (распознавать, определять), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать).
Таблица I
Примеры основных типов и классов профессий
Типы профессий,
необходимые
качества |
Классы профессий |
Гностические |
Преобразующие |
Изыскательские |
Человек природа |
Учетчики и приемщики |
Полеводы, каменотесы |
Селекционеры |
Человек-техника |
Контролеры |
Слесари, водители, механизаторы |
Конструкторы |
Человек-человек |
Инспекторы, следователи |
Медсестры, продавцы, работники по кадрам, руководители всех уровней |
Работники НОТ |
Человек-знаковая система |
Корректоры |
Наборщики, операторы ЭВМ, бухгалтеры |
Программисты |
Человек-художественный образ |
Контролеры-приемщики малярных работ |
Маляры, художники |
Модельеры |
Основные личные качества, необходимые работнику |
Интерес к свойствам определенных объектов, выраженная познавательная активность, устойчивость внимания, наблюдатсл ы юсть |
Склонность к практическому влиянию на окружающую среду, интерес к процессу и результату этого влияния, активность и работоспособность |
Интерес к новому, способность легко отказаться от привычного образа мышления, искать новые варианты |
Зная место профессии в классификации, приведенной в табл. 1, и основные требования к ее представителям, можно обоснованно проводить профессиональное самоопределение.
Профессиональные интересы выявляют на основе использования дифференциально-диагностического опросника (ДДО). Для изучения направленности предлагается 20 вопросов, позволяющих классифицировать виды трудовой деятельности. При этом отвечать надо на каждый вопрос и делать выбор из двух возможностей ("а" или "б"). В бланке ответов, представляющем собой таблицу, в которой по горизонтали проставлены цифры, обозначающие тот или иной тип профессии, а по вертикали — номера вопросов, предпочитаемый вариант отмечается знаком "+", а отвергаемый — знаком "—".
Тест 1. Дифференциально-диагностический опросник интересов
Предположим, что после обучения Вы сможете выполнить любую работу. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли:
1а. Ухаживать за животными |
16. Обслуживать машины, приборы |
2а. 11омогать больным людям лечить их |
26. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин |
За. Следить ла качеством книжных иллюстраций, плакатов, пластинок |
36. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу) |
46. Доводить материалы до потребителей (рекламировать, продавать) |
5а. Обсуждать мауню-популярпые книги, статьи |
56. Обсуждать художественные книги или пьесы, концерты |
6а. Выращивать молодняк или животных какой-либо породы |
66. Тренировать товарищей (младших) в выполнении каких-либо действий |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
76. Управлять каким-либо грузовым средством (подъемником или транспортным) |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (и справочном бюро, на экскурсии) |
86. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику) |
96. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
106. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
116. Конструировать,! проектировать новые виды промышленных изделий, машин, дома |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять |
126. Разбираться в чертежах, схемах (проверять, уточнять) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
136. 11аблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медпри-боры,аппараты |
146. Оказывать людям медпомощь при ранениях, ушибах, ожогах |
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
166. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать степы помещений, поверхности изделий |
176. Монтировать здания или собирать машины, приборы |
18а. Организовывать турпоходы сверстников или учеников младших классов в театры, музеи, на экскурсии, в турпоходы |
186. Играть па сцепе, принимать участие в концертах |
Бланк ответов ДДО
|