Театр как любой социально-культурный феномен, имеющий организационную форму, свое функционирование и развитие, реализует функцию во внешней кооперативной связи (схема 1). Поэтому должны генетически предполагаться затруднения в "предшествующей" практике (7), исключить которые невозможно без расширения рамок практики (2) и включения в нее "нового" звена (3), имеющего, тем самым, служебный характер.
При исчезновении указанного типа затруднения отпадает и потребность в служебном звене. Если затруднение воспроизводится, то повое звено получает условия для своего воспроизводства. В свою
Схема 1. Появление вспомогательной служебной деятельности, обеспечивающей выход из затруднения
очередь, воспроизводство деятельности неотделимо от придания определенности, формы этой деятельности (У), имеющей возможность быть постоянной (для функционирования деятельности) или механизм замены одной формы другой без проблематизации внешней функции или служебной деятельности (схема 2).
Механизмом смены форм является рефлексия (2) с ее типовыми процедурами — исследование деятельности (_?), критика деятельности или поиск и реконструкция появления причины затруднения (4), нормирование-перестройка нормы деятельности в зависимости от результатов критики (5).
Для театра характерно моделирование "жизни", человеческого существования (схема 3). Следовательно, наряду с моделируемой жизнью (7) строится ее модель (2) на определенной "площадке" — сцене (3). Модель необходима "для чего-то". Содержание предназначенности и составляет содержание функции. Оно опознается в ходе специфических процессов (4). В театре художественном функциональным выступает воздействие на психику зрителей, на их сознание, чувства, самосознание, волю, личностные качества. Интегральной характеристикой воздействия является эстетическое и этическое как две стороны факторов, развивающих в человеке духовное начало.
Тем самым в художественном театре опознание внешней функции (схема 4) достигается во взаимодействии (пассивном или активном) актера (1) и зрителя (2).

Схема 2. Типовые процедуры рефлексии

Схема 3. Моделирование жизни человека в театре
Зритель приходит из практики жизни (3), зафиксировав потребность в особом типе результата
вхождения во взаимодействие с актером, испытывая необходимость изменить прежние качества с помощью воздействий актера (4), реагирует на них (5), достигает желаемого результата и возвращается в практику жизни (б).
Следовательно, зритель проходит замкнутый цикл участия в своей индивидуальной жизни, пребывания в обычных отношениях накопления затруднении в этом совмещении индивидуального и
Схема 4. Взаимодействие актера и зрителя
социального существования, их осознавания или чувственного ощущения, рожденного потребностью в таком внешнем воздействии, в котором нашлись бы "ответы" на "возникшие вопросы", новое состояние, более приемлемое, чем прежнее. Представим зрителя как человека (схема 5), у которого возникла потребность (П) в самоизменении (П) процесса (1). Она так или иначе субъективно фиксируется (2), строится поведение поиска предмета, который может удовлетворить потребность (3), находится предмет (театр) и познается, вследствие этого создается образ зрителя, меняющего свое состояние (4), сопоставляется потребно-стный образ предмета (5). При положительном воздействии принимается возможность "присвоения" предмета в форме участия в театре в качестве зрителя, осуществляется вхождение в театр (6), пребывание в нем (7), изменение себя, рефлексия пребывания (8), в ходе которой строится образ реального изменения себя и сопоставление с тем, что
Схема 5. Удовлетворение потребности в изменении
хотелось в изменении, и возврат в жизнь (9). Если результаты рефлексии оказались удачными, то с последующей фиксацией происходит исчезновение возникшей («шее потребности (10).
Актером является человек, который ранее попытался изменить себя путем создания модели "жизни" иной, чем обычно и последующем рефлексии своего иного существования. В рамках рефлексии он кик бы становится зрителем своей смоделированной жизни (схема 6). Тем самым, фиксируя затруднение (1), человек (будущий актер) соз-давт для себя ситуативную потребность (П) в "каком-то" изменении овоего состояния (2), "выходит из действия" в рефлексию (3), результатом которой выступает построение проекта дополнительного ионедения как условия изменения состояния и удовлетворения потребности. При этом конкретизируется потребность (П) с учетом перспективы построения служебного действия (4). Действие осуществляется (5), рефлексируется (6), затем принимается (или не принимается) "особое" действие.
Если обстоятельства заставляют рефлексировать совмещение прежней жизни и нового действия (7), может быть создана особая функция нового действия как жизни "за другого", как будто она предложена кем-то.
Последнее утверждение легко воспроизводимо в реальном взаимодействии людей, в их общении. Общение возникает в связи с

затруднениями в вовлечении других людей в индивидуальную деятельность (схема 7). При попытке привлечь другого человека как предмет потребности (1), без учета его субъективных качеств, потребностей, целей, задач, мотивов, ценностей, другой человек может ставить препятствия к его предметному использованию (2). Поскольку одной из возможностей выступает выход в совместную рефлексию с направленностью на согласование способов взаимоиспользования (_?), то генетически первичным становится согласование на основе предметного познания друг друга (4). Затруднения в согласованиях (5) вынуждает в частном случае идти на новые способы взаимопонимания (6), когда условием осмысленности взаимоучета становится непредметное, субъективное познание (7), состоящее в идентификации или отождествлении с другим человеком как со стороны поведения, так и потребностного состояния мотивов, целей, ценностей, познавания, мышления и т. п. Иначе говоря, человек "раздваивается" на "себя" и "иного", место для которого создается потребностной установкой на идентификацию. Общение, состоящее в согласовании способов совместной деятельности, опирается на идентификацию, а идентификация — на первичные формы реф-

Схема 7. Возникновение общения в деятельности
лексирования, рассмотрения себя "со стороны", что невозможно без разотождествления с собой.
Итак, человек может рассмотреть свое дополнительное действие С направленностью на самоизменение на как бы "дополнительное" существование за другого. Если способ такого существования появляется в согласовании образцов действий, то может быть отношение необходимости "полного соблюдения" требований к дополнительной жизни. При встрече с препятствиями в идентификации человек уже не может "обвинить" в причине затруднения другого человека, внешние обстоятельства и негативно или преобразовательно относиться к себе, подчиняясь требованиям нормы, понимая и принимая ее. Эта установка позволяет рассматривать себя лишь как средство перехода к новому типу существования, к идентификации. Кроме того, остается лишь иметь возможность постоянной смены способов существования, персонажей, субъектов идентификации и социальную оправданность этого. В театре человек приобретает указанное и становится актером.
Следовательно, зрительская позиция — следствие рефлексивного отношения к практике жизнедеятельности с направленностью на рефлексию самоизменения. Когда зритель включается в отношения с актером, он переходит грань просто рефлексии тех самоизменений и перевоплощений, которые испытывает актер в процессе вхождения в роль, и строит свое отношение к перевоплощенному состоянию актера как бы "забывая" генезис этого состояния.
Условность идентифицированного существования актера уходит в тень и последнее принимается как само реальное существование (схема 8). У актера (А) есть "место" (1) для перевоплощения, где он реально перевоплощается (2). Приходя на сцену, актер совмещает свое и заимствованное существование (3). Вначале зритель (Зр) может знать о безусловности жизни актера, подобно жизни любого человека, и так видеть актера на сцене (4). Затем он замечает второе заимствованное существование актера, совмещенное с первым (5). При достаточном искусстве актера зритель постепенно отходит от восприятия реального существования актера (б) и принимает его не за модельное, а реальное, создавая зрительскую иллюзию (7). Именно достигнув иллюзии, устранив актерское, идентификационное, зритель реагирует уже на самого персонажа. В ходе такого реагирования он уже сам вовлекается сценарием в

Схема 8. Идентификация с актером и порождение иллюзии жизни
предложенную жизнь (8), становясь как бы соучастником. Однако степень вхождения в предполагаемые обстоятельства не должна деформировать авторское действие. Зритель как бы сосредоточивает свое "перевоплощение" на чувственном механизме, а не на поведении.
Если актер готов воплотиться в любую иную жизнь, то содержание последней (персонаж) "подсказывает" сценарист. Следовательно, в системе театра есть проектировщик персонажей и взаимоотношений между ними, жизни в целом (схема 9). В зависимости от замысла, содержания будущих моделей жизни на сцене (1), сценарист передает содержание для его проектного использования (2). Актеры знакомятся с содержанием и осуществляют перевоплощение (3). Зрители приходят к зрительской иллюзии согласно содержанию сценарного проекта (4).
Однако, каковы соотношения между сценарным проектом жизни и самой жизнью? Для появления сценария (схема 10) необходимо изучение (Ис) жизни (1), ее критический (Кр) анализ (2), нормирование (Норм) нового варианта жизни (3), рассмотрение этой нормы, в частности проекта как значимого для воплощения (4), как сценического проекта. При этом проектирование предопределяется результатами критического анализа. Если критик (Кр) начинает ориентироваться на потребности сценических воплощений и создание зрительского эффекта-иллюзии и изменений в ходе вовлеченного восприятия сценических действий, то он превращается в идеолога театра. Его основной функцией становится выявление средств и оснований идеологической критики (Кр — Ид), оснований проектирования, в качестве содержательной стороны которого предстают ценности сценарной жизни, зрительского изменения в ходе восприятия.
|