Принято считать, что рассмотренные выше принципы управления Фредерика Тейлора положили начало школе научного управления, а принципы Анри Файоля - классической школе управления. Такое деление является в известной степени условным: исследуя эффективность использования трудовых ресурсов, и Файоль, и Тейлор, как, впрочем, и Эмерсон, использовали научные методы исследования, при этом все трое вошли в когорту классиков научного менеджмента.
Очевидно, что не только в данном, но и в рассматриваемых ниже случаях было бы более правильным говорить не о школах, а о преимущественных сферах научного исследования:
• цеховом уровне управления, организации рабочего места (Фредерик Тейлор);
• о рганизации труда (Гарриштон Эмерсон);
• высшем административном управлении (Анри Файоль);
• социальной организации предприятия, роли человеческого и группового факторов (Элтон Мэйо); деятеле, ориентированном на ситуацию (Толкотт Парсонс); оперантном бихевиоризме (Беррес Фредерик Скиннер);
• иерархической теории потребностей (Абрахам Маслоу);
• управленческой структуре корпорации как общественном институте (Питер Ф. Дракер);
• типе управления (Дуглас Макгрегор);
• системе управленческого стиля (Рэнсис Лайкерт) и т.д.
|