Линейная организационная структура образуется и результате построения аппарата управления только из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы.
Иерархия - принцип построения сложных организационных систем, в том числе и персонала, когда единая система управления подразделяется на подсистемы разных уровней, обладающие свойством целостности, как и исходная система, определенной степенью саморегулирования и связанные отношениями подчинения подсистем более низких уровней подсистемам более высоких уровней. Иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных усилий, образует цепь команд, известную также как «скалярная подчиненность», или «скалярная цепь».
«Иерархические организации 'эффективны с точки зрения контроля за распределением и использованием ресурсов, обеспечивают высокую степень их концентрации на отдельных направлениях деятельности. В то же время в таких структурах малоэффективным является процесс коммуникации (обычно снизу вверх), ограничена самостоятельность сотрудников, высока инертность. Организации с меньшим числом иерархических уровней более динамичны, легче приспосабливаются к переменам, однако требуют более высокого уровня ответственности и подготовленности от своих сотрудников».
Если управление, персоналом осуществляется по принципу разделения обязанностей между функциональными подразделениями, отвечающими за определенные направления (административно-хозяйственная деятельность; инженерное обеспечение; финансы; маркетинг и такая структура называется функциональной (см. рис. 12.2)).
Рис. 12.2. Функциональная структура (фрагмент)
На рис. 12.3 дана схема продуктовой структуры, в которой основу разделения труда составляют не направления деятельности, а виды выпускаемой продукции.
Разновидностью продуктовой структуры является структура, ориентированная на покупателя.
Рис. 12.3. Продуктовая структура (фрагмент). Обозначения: АУ - аппарат управления; ПР - производственные рабочие; ВР - вспомогательные рабочие
Матричная структура управления - управление, при котором централизованное руководство общего характера сочетается с оперативным подчинением.
Новые организационные структуры: венчурные и инновационные внутрифирменные структуры. Исследования показывают, что это наиболее перспективный путь мобильного реагирования на быстро меняющиеся условия рынка [6].
12.3. Организационная культура
Организационная структура является формальным средством организации сотрудников любого учреждения. Помимо этого в каждой организации существует особая организационная культура, т.е. система ценностей, разделяемых персоналом предприятий и связанных с конечными целями их развития. Существует несколько уровней организационной культуры (см. рис. 12.4).
|