Установка — постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к какому-либо объекту. Установки могут быть охарактеризованы с трех позиций:
1) они существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для того, чтобы их изменить;
2) установки могут варьировать от очень благоприятных до очень неблагоприятных;
3) установки направлены на конкретный объект, по поводу которого человек может испытывать некоторые чувства или иметь некоторые убеждения.
Установки состоят из трех основных компонентов:
а) эмоционального—включает чувства личности, или аффект — положительный, нейтральный или отрицательный — относительно объекта;
б) информационного — включает убеждения или информацию, которые имеет человек относительно объекта. Совершенно несущественно, является ли данная информация достоверной или точной;
в) поведенческого — определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту.
Из трех компонентов установок непосредственно можно наблюдать только поведенческий.
Установки позволяют предсказать поведение человека на рабочем месте, помогают людям адаптироваться к рабочему окружению.
В области организационного поведения удовлетворенность трудом считается важнейшей и чаще всего исследуемой установкой, ее можно определить как позитивное эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы.
Существуют три наиболее важных параметра удовлетворенности трудом:
1) удовлетворенность трудом представляет собой эмоциональную реакцию на сложившуюся на работе ситуацию;
2) удовлетворенность трудом часто определяется тем, насколько результаты труда соответствуют ожиданиям;
3) через удовлетворенность трудом проявляются другие установки. П. Смит, Л. Кендалл и К. Хулин предполагают, что существуют
пять параметров работы, наиболее точно характеризующих ее с точки зрения тех аффективных реакций, которые она вызывает у людей. Это собственно работа, оплата, возможности продвижения, руководство, коллеги.
|