Динамические процессы группы формируют феномен лидерства, обеспечивающий гармонизацию групповых отношений. Существует множество определений лидерства. Наиболее часто встречающиеся приведены в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Определения лидерства
Авторы |
Лидерство |
М. Мескон, М. Альберт Ф. Хедоури
Г. Вайрих, Г. Контц, Дж. Терри, Р. Стогдилл, Н.И. Ильин, И. Г. Лукманова, А.Н. Немчин |
Это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей |
М. Ричарде, П. Гринлоу, О.С. Виханский |
Это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на более
эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей, т.е. лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных |
Г. Трумэн |
Это способность человека заставлять других делать нежелательную для них работу и умение добиваться того, чтобы они эту работу полюбили |
Р. Таннебаум, И. Вэшлер, Ф. Массарик |
Это межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направленное на достижение специфической цели
|
П. Друкер |
Это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность |
Дж. Хэмпил |
Это последовательность действий, которая обеспечивает систему внутригруппового взаимодействия, направленную на решение общих проблем |
Эти определения имеют три общих компонента:
1) каждое из них указывает на то, что лидер должен иметь последователей. Никто не может быть лидером без людей, которых необходимо вести за собой;
2) определения предполагают, что лидер имеет большее влияние на подчиненных, чем они на него;
3) лидерство предполагает воздействие на последователей для достижения ими общих групповых целей.
Можно определить организационное лидерство как деятельность, которая состоит в том, чтобы влиять на индивидуальное или групповое поведение других людей для достижения желаемых целей.
Существуют различия понятий «лидер» и «руководитель»:
· понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», т.е. с точки зрения доминирования и подчинения,
· понятие руководства относится к организации всей деятельности группы, к процессу управления ею.
Эффективные лидеры не всегда являются эффективными руководителями, например, в случае, когда лидер воодушевляет, мотивирует подчиненных на достижение неверно выбранной им цели. В этом случае эффективное лидерство будет сочетаться с неэффективным руководством.
Возможны и другие сочетания. Человек может быть слабым лидером, но эффективным руководителем, особенно если он управляет работниками, четко осознавшими свои задачи и мотивированными к труду.
Можно выделить следующие различия лидера и руководителя:
· лидер в основном регулирует межличностные отношения в группе, в то время как руководитель — официальные отношения группы как некоторой социальной организации;
· лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е.оно связано со всей системой общественных отношений;
· лидерство возникает стихийно; руководитель реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем элементов социальной структуры;
· явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;
· руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой санкций, которых в руках лидера нет;
· процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) более сложен и опосредован множеством обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с интересами данной группы, в то время как лидер принимает решения, касающиеся групповой деятельности;
· сфера деятельности лидера— в основном малая группа, где он является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он «представляет» малую группу в более широкой социальной системе.
В нормально функционирующих организациях должны быть созданы условия для формирования как лидеров, так и руководителей.
Дж. Блэйк и П. Лоуренс утверждают, что разные виды деятельности требуют усиления либо лидерских (кризис, стратегические изменения), либо управленческих (текущая работа профильных управленцев) навыков.
О.С. Виханский считает, что лидерство и руководство являются ролями эффективного менеджера. Роли менеджера представлены в табл. 3.6.
Таблица 3.6
Роли менеджера
Роли эффективного менеджера |
Описание |
Характер деятельности |
Межличностные роли |
Руководитель |
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера |
Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства |
Лидер |
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности |
Все управленческие действия с участием подчиненных |
Связующее звено |
Обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги |
Переписка, участие в совещаниях вне организации, другая работа с внешними организациями и лицами |
Информационные роли |
Приемник информации |
Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию |
Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания и т.п.) |
Распространитель информации |
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации |
Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным |
Представитель |
Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации |
Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления |
Роли, связанные с принятием решений |
Предприниматель |
Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приводящие к изменениям, контролирует разработку определенных проектов |
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности |
Устраняющий нарушения |
Отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с серьезными сбоями в работе или кризисом |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая рроблемы и кризисы |
Распределитель ресурсов |
Ответственный за распределение ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации |
Составление графиков, запросы полномочий, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных |
Ведущий переговоры |
Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах |
Ведение переговоров |
К настоящему времени проведено более 10 тыс. исследований лидерства. Можно выделить два измерения, относительно которых группируются предложенные модели лидерства:
· особенности человека;
· характер ситуации.
Особенности человека можно рассматривать исходя из двух подходов:
1) описания личностных черт лидера;
2) характеристик его поведения.
Характер ситуации можно рассматривать с точки зрения ее универсальности или изменчивости.
Комбинация двух измерений дает четыре качественно различных варианта моделей, представленных в табл. 3.7.
Таблица 3.7
Классификация моделей лидерства
Особенности человека |
Характер ситуаций |
универсальность ситуации |
изменчивость ситуации |
Личностные черты |
Теория лидерских качеств (структурные теории) (Р. Стогдилл, У. Беннис и др.) |
Атрибутивное лидерство, преобразующее лидерство, харизматическое лидерство (М. Гантер, Дж. Коттер) |
Характеристики поведения |
Поведенческое лидерство (К. Левин, Ф. Лайкерт, Р. Блейк, Дж. Моутон) |
Ситуационное лидерство (Д. Мисуми, Ф. Фидлер, П. Херси, К. Бланшар) |
|