Власть через идентификацию работников с руководителем, группой или организацией нередко вырастает из власти, основанной на интересах, убежденности и авторитете. Идентификация — это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти. Она проявляется в формировании у них чувства единства, в стремлении сотрудников понравиться руководителю, брать с него пример, копировать поведение. В этом случае достигается максимальная сила власти, руководитель воспринимается подчиненными как представитель и защитник, а его распоряжения — как общее, важное для всех дело. Субъективную идентификацию исполнителей с руководителем можно объяснить несколькими причинами:
1) реальной двойственностью положения работников в отношении власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти (выбирают и контролируют руководство), и ее объектом (исполняют его решения). В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью;
2) общностью интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновением у последнего чувства единения с первым и (или)со всей организацией;
3) харизмой руководителя, его высокими, по мнению подчиненных, личными качествами;
4) воспитательным (в том числе манипулятивным) воздействием и влиянием культуры, характерной для организации и ориентированной на формирование у ее членов преданности организации и организационного самосознания, чувства коллективного «мы». Культура организации как фактор коллективной идентификации широко используется в практике японского менеджмента, рассматривающего преданность организации, усвоение ее символов и ценностей в качестве одного из важнейших условий успеха.
|