Конфликт — сложное явление, поэтому существует множество его определений:
· конфликт есть способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующих в конфликте (Г. Зиммель);
· конфликт — несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое(М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури);
· конфликт — это ситуация, в которой два или более человека демонстрируют разногласие в спорном вопросе при наличии эмоционального антагонизма между ними (Д. Хант, Р. Осборн);
· конфликт — одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации ее целей (И. Ладанов, Н. Данакин и др.);
· конфликт — столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов (В.Р. Веснин).
Если суммировать вышесказанное о конфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то можно определить, что конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
Можно выделить некоторые свойства, определяющие конфликт:
· конфликт — явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни;
· конфликт — явление осознанное, действие обдуманное;
· конфликт — явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее;
· конфликт — прогнозируемое явление, подверженное регулированию;
· конфликт — взаимодействие, протекающее в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.
Активное противоборство и противодействие отличают конфликт от других форм конфронтации, таких, например, как отсутствие согласия по тому или иному вопросу, противоречие (противоположность) интересов различных общностей и индивидов, коллизии между моральными и правовыми нормами, соревновательное соперничество в чем-то или жесткая конкуренция.
Следует выделять организационный конфликт как конфликт, происходящий в рамках организации и вызванный специфическими ее свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями.
Такое выделение необходимо, так как в конфликте «на территории» организации:
· возможен перенос личных отношений на организационные: работники могут принести на службу отголоски домашних ссор или вступить в конфликт по личным соображениям;
· часто предпринимаются попытки погасить его или устранить конфликтную ситуацию местными, локальными средствами, т.е. непосредственно в данной организации, в то время как его корни могут лежать далеко за ее пределами, быть системными. В этом случае ликвидация отдельного конфликта не приведет к ожидаемому результату.
Для управления конфликтами их целесообразно классифицировать по различным критериям. Подходы к классификации могут быть разными. Так, социологи обращают внимание прежде всего на макро- или микроуровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический. Юристы различают внутри- и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и социально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики.
Конфликты в организации можно классифицировать по признакам, представленным в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Классификация конфликтов в организации
Классификационный критерий |
Вид конфликта |
Сфера проявления |
Экономические
Идеологические
Религиозные
Семейные
Социально-бытовые и др. |
По проявлению |
Открытые (спор, ссора и т.п.)
Скрытые (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.) |
По преднамеренности |
Стихийные, т.е. спонтанно возникшие
Преднамеренные
Заранее спланированные
Спровоцированные |
Коммуникативная направленность |
Горизонтальные
Вертикальные |
По масштабам |
Локальные, вовлекающие в свою орбиту часть персонала организации
Общие, втягивающие в конфликтное противоборство всех (или большинство) работников организации |
По продолжительности |
Краткосрочные (скоротечные)
Долгосрочные (затяжные) |
По составу конфликтующих сторон |
Внутриличностные
Межличностные
Внутригрупповые
Межгрупповые |
По способам урегулирования (разрешения) |
Антагонистические
Компромиссные |
По социальным последствиям |
Конструктивные
Деструктивные |
По предмету конфликта |
Реалистичные (предметные, достижимые)
Нереалистичные (беспредметные, недостижимые) |
По степени напряженности |
Острые
Слабовыражен ные |
По форме проявления |
Абсентеизм (невыход на работу)
Саботаж
Ограничение производительности и отказ от сотрудничества
Забастовки |
По реальности (истинности—ложности) (классификация М. Дойча) |
Подлинный конфликт существует объективно и воспринимается адекватно
Случайный, или условный, конфликт зависит от легко изменяемых обстоятельств
Смещенный конфликт — явный конфликт, за которым скрывается невидимый конфликт, лежащий в основе явного
Неверно приписанный конфликт — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы
Латентный, или скрытый, конфликт не осознается сторонами
Ложный конфликт — отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания |
По источникам конфликта |
Структурные конфликты, обусловленные противоречиями в задачах, функциях, полномочиях, решаемых сторонами конфликта
Инновационные конфликты, обусловленные изменениями, затрагивающими интересы сторон
Позиционные конфликты (конфликты значимости), напоминающие споры на тему «кто главней» Конфликты справедливости, возникающие на почве расхождений в оценке трудового вклада
Соперничество за ресурсы, увязывающее получение ресурса с выполнением служебных задач
Динамические конфликты (групповая динамика), возникающие в коллективах с неустоявшейся неформальной структурой |
По причинам возникновения |
Организационные
Эмоциональные
Социально-трудовые |
При анализе межличностных конфликтов можно использовать подход, предложенный В. Линкольном, выделяющим причины конфликтов, которые подразделяются на пять основных видов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные.
|