1) Информационные причины связаны с неприемлемость юинформации для одной из сторон. Информационными причинами могут быть:
· неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта;
· слухи, невольная дезинформация;
· преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;
· ненадежность источников информации или данных;
· неточность переводов и сообщений в средствах массовой информации;
· нежелательное обнародование информации;
· некорректная интерпретация использованного языка;
· спорное толкование вопросов законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т. п.
2. Поведенческие причины — неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях типичными поведенческими причинами, вызывающими конфликтные ситуации, являются:
· стремление к превосходству;
· проявление агрессивности;
· проявление эгоизма.
К поведенческим причинам могут быть отнесены случаи, когда кто-либо:
· угрожает личной безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
· подрывает личную самооценку;
· не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания;
· постоянно отвлекает работника, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение;
· ведет себя непредсказуемо, грубо, вызывает страх.
3. Причины отношений — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.
Важнейшими причинами отношений являются:
· вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;
· важность отношений для каждой из сторон; совместимость ценностей сторон, их поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;
· различия в образовательном уровне, классовые различия;
· история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;
· ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
4. Ценностные причины — к ним относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых придерживаются стороны и которыми пренебрегают, о которых забывают или сознательно и даже намеренно нарушают.
Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно описываются как:
· личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);
· групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы;
· способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;
· религиозные, культурные, региональные и политические ценности;
· традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем;
· способы и методы оценки уместности, эффективности, «справедливости», «практичности», «реалистичности»; отношение к прогрессу или переменам, сохранению старого, к статус-кво.
5. Структурные причины — относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от желаний сторон, которые трудно или даже невозможно изменить. Они требуют для преодоления больших материальных, физических, интеллектуальных и других ресурсов. Это, например, такие причины, как закон, возраст, ранги сторон, фиксированные даты, технологически необходимое время, доходы, доступность техники и других средств.
В реальной жизни «чистые», т.е. обусловленные только одной группой причин, конфликты, как правило, встречаются крайне редко.
Приведенные классификации конфликтов помогают не только понять их источники, но и наметить способы разрешения.
Существует три основных подхода к функциональности конфликтов:
1) традиционный подход — все конфликты являются вредными и должны быть уничтожены;
2) подход с точки зрения теории человеческих отношений — конфликт является естественным и неизбежным результатом в деятельности любой группы;
3) подход с точки зрения взаимодействия — конфликт имеет для группы не только позитивное значение, но и является абсолютно необходимым для эффективного решения задач.
|