Третий этап — послеконфликтный, имеет несколько фаз. Вначале намечается тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Подобное происходит вследствие явных преимуществ одной из сторон или опасений противника понести чрезмерный ущерб. Конфликтанты в такой степени истощают свои ресурсы, что поневоле приходят к мысли о взаимном компромиссе, необходимости переговоров между собой или с помощью третьей стороны.
Эта стадия может быть охарактеризована понятием «консенсус». Консенсус понимается не только как один из возможных результатов завершения конфликта, но и как определенное состояние организации или его подразделений, противоположное конфликтному.
Надо помнить, что настроения участников некоторое время подогреваются воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Нужны профилактические меры по нейтрализации или снятию стресса.
Заключительная фаза послеконфликтной стадии — подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от многих факторов объективного и субъективного порядка, манеры поведения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта.
Цена конфликта для каждой из конфликтующих сторон складывается из суммы трех величин:
1) затраты энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;
2) ущерб, наносимый недружелюбными действиями другой стороны;
3) потери, связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела из-за плохого взаимодействия сторон и несогласованности их усилий, беспорядок, застой, утрата общественного престижа и т.д.).
Цену конфликта можно перевести и в денежное выражение, но обычно она выступает как интуитивное понятие. Нестрогость интуитивно улавливаемой цены конфликта не мешает тому, чтобы сравнивать ее с другой интуитивно оцениваемой величиной — ценой выхода из конфликта.
Цена выхода из конфликта — это разность между потерями, с которыми сопряжен этот выход (утрата каких-то приобретений, статуса, перспектив; затраты на реорганизацию, нахождение новых возможностей; уступки другой стороне и т.п.), и приобретениями, которые даст выход из конфликта (освобождение сил для другого поля деятельности; открытие новых возможностей и пр.).
Если приобретений больше, чем потерь, то выгода от прекращения конфликта очевидна. Однако приобретения обычно представляются неясными и гипотетичными, что значительно снижает их оценку, тогда как утраты отчетливо зримы и поэтому оцениваются высоко. В связи с этим неудивительно, что гораздо чаще встречается иной вариант: потери представляются больше приобретений. В этом случае целесообразно сопоставить цену конфликта и цену выхода из конфликта. Если выход из конфликта дается слишком дорогой ценой, то попытки продолжить конфликтную борьбу еще имеют смысл. Если же наоборот, то «дешевле» прекратить конфликт, чем расходовать средства на его продолжение.
Последствия конфликта для участников и других заинтересованных сторон могут быть различны. Это выигрыши и потери; возникшие прецеденты; изменения самих участников в процессе конфликта; авторитет, завоеванный участниками конфликта у заинтересованных третьих лиц.
Но при любом исходе последствия конфликта оказывают определенное влияние на организацию и ее персонал.
|