Официальная медиация предполагает наличие у медиатора нормативного статуса или возможности воздействия на оппонентов.
Неофициальная медиация заключается в отсутствии нормативного статуса медиатора, при этом участники конфликта признают неформальный авторитет этих лиц в решении проблем.
В качестве официальных медиаторов могут быть:
· государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура и т.д.);
· правительственные или другие государственные комиссии (например, комиссии, создаваемые для урегулирования забастовок и т.д.);
· руководители организаций;
· общественные организации (комиссии по разрешению трудовых споров и конфликтов, профсоюзы);
· профессиональные медиаторы-конфликтологи и др.
Неофициальными медиаторами обычно являются:
· неформальные лидеры социальных групп разного уровня;
· авторитетные и известные работники организации;
· свидетели конфликта и др.
Медиация может происходить:
· по инициативе конфликтантов;
· по инициативе медиатора.
Стороны сами обращаются к медиатору в случаях, когда:
1) объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все аргументы, силы, средства исчерпаны, но завершения конфликта не наступает;
2) стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;
3) по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;
4) одной из сторон нанесен серьезный ущерб и она требует санкций по отношению к оппоненту;
5) сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение найти проблематично;
6) оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его выполнением.
Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны в конфликт необходимо в ситуациях, когда:
1) происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза деструктивного поведения;
2) применяется насилие;
3) третьей стороне невыгоден этот конфликт;
4) конфликт отрицательно влияет на организационную среду, которая контролируется третьей стороной, например, руководитель вынужден прекратить конфликт, который негативно влияет на коллектив;
5) стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.
В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте:
· третейский судья;
· арбитр;
· посредник;
· помощник;
· наблюдатель.
|