Если в ходе реализации первых двух функций управления персоналом — формирования (глава 2) и использования (глава 3) — были решены задачи, связанные с сегодняшним днем, то при реализации функции развития организация пытается заглянуть в будущее и решить вопрос о своей кадровой потенции, определяющей инновационность, креативность, адаптивность и т.п.
Вот почему, говоря о развитии организации, необходимо говорить о ее потенциале и в первую очередь трудовом потенциале.
Трудовой потенциал — это наличные и возможные ресурсы, непрерывно формируемые в процессе всей жизни личности, реализуемые
в организационном поведении и определяющие ее производительность. При реализации трудового потенциала человек становится членом той или иной организации.
Необходимо различать два уровня трудового потенциала: трудовой потенциал общности (организации, общества) и трудовой потенциал работника.
Трудовой потенциал организации — это, с одной стороны, совокупность условий, обеспечивающих реализацию трудового потенциала работника, с другой — новое качество, возникающее при целенаправленной совместной деятельности работников и групп (эффект синергии).
Трудовой потенциал работника представляет собой сложную систему, возникающую в результате взаимодействия личности с организационной средой.
Как любая система, трудовой потенциал может быть представлен как набор компонентов и элементов, объединенных взаимосвязями. Система трудового потенциала представлена в табл. 5.1.
Таблица 5.1 Морфология трудового потенциала работника
Компоненты трудового потенциала |
Психофизиологические |
Ценностно-
ориентационные |
Нормативно-
ролевые |
Адаптационные |
Статусные |
Элементы трудового потенциала |
Пол
Возраст
Способности
Характерологический тип
Работоспособность
Состояние здоровья |
«Мотивационное ядро»
Установки
Потребности
Нравственные
ориентиры
Эмоции
Трудолюбие
Честолюбие |
Общая культура личности
Профессиональная
культура
Усвоенные социальные нормы организационная культура тип поведения |
Активность
Творчество
Мобильность
Предприимчивость
Уровень адаптации
Уровень зрелости |
Уровень образования
Квалификация
Должность
Заработок
Семейный статус
Внешняя социальная поддержка |
Психофизиологические компоненты связаны с природной подструктурой трудового потенциала работника. Этот уровень обеспечивает существование личности как биопсихосоциального типа.
Ценностно-ориентационные компоненты представляют собой уровень, на основе которого человек определяет, «что такое хорошо и что такое плохо», выбирая тактику и стратегию трудового поведения.
Нормативно-ролевые компоненты обеспечивают включение личности в освоение предписанных социальных норм и ролей и выполняют функцию интеграции работника в организационную среду, координации действий персонала в организации.
Адаптационные компоненты обеспечивают непосредственные контакты и активно-преобразовательные взаимоотношения в организации. Этот уровень трудового потенциала является активным способом внедрения в организационную среду, ее принятия и преобразования.
Статусные компоненты — результативная система предыдущей социализации, освоения нормативной системы и ценностных ориентации социума, развития и функционирования работника. Они выполняют функцию целедостижения личности в социальной системе, обеспечения личных потребностей работника. Каждый из компонентов трудового потенциала выполняет собственные функции, представленные в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Функции структурных компонентов трудового потенциала
Структурные компоненты |
Основная функция и организации |
Психофизиологические |
Обеспечение существования тру/юного потенциала
работника |
Ценностно-ориентационные |
Воспроизведение и развитие типом организационного
поведения |
Нормативно-ролевые |
Интеграция работника в организационную среду, координация действий субъектов труда |
Адаптационные |
Оптимизация взаимодействия работника и организационной среды |
Статусные |
Обретение социальной позиции и реализация потребностей работника в результате трудового взаимодействия |
Элементы системы трудового потенциала находятся в диатропинеской связи, т.е. между ними необходимы «консенсус», взаимная ориентация, где трудовой потенциал воспринимается как целое, в котором множество разнообразных по своей природе элементов приобретает общие свойства. При этом качественно-количественные соотношения элементов постоянно меняются.
Говоря о взаимодействии компонентов и элементов трудового потенциала, нельзя не сказать о возможности возникновения диспропорций их развития в процессе трудовой деятельности личности, возможности гипертрофированного развития одного из компонентов сложной системы трудового потенциала.
Итогом комбинации всех структурных элементов трудового потенциала является то, что он становится способным к производительному функционированию.
|