На предприятиях массового производства нормирование труда водителей погрузчиков, автомобилей, трактористов, машинистов кранов и других транспортных средств осуществляется аналитически-расчетным методом в следующем порядке:
• установление организационно-технических условий работы;
• расчет норм времени;
• обоснование зоны обслуживания и норматива численности в ней.
При установлении организационно-технических условий определяется номенклатура перевозимых грузов, проектируются маршруты движения транспортных средств, задаются объемы перевозок по технологическим маршрутам, выбирается транспортное средство. Номенклатура транспортируемых грузов выясняется по данным вычислительного центра о состоянии складов, движении материалов в подразделениях, обеспеченности комплектующими изделиями производственной программы. При этом выявляются: наименование каждой детали (заготовки); подразделение, их изготавливающее; склад хранения. Маршруты движения каждой детали (заготовки) определяются с момента поступления ее на склад подразделения до установки в узел или отправки в другое подразделение с выделением всех точек перегрузки. Детали (заготовки), имеющие одинаковую транспортную схему движения, группируются по технологическим маршрутам. По каждой детали (заготовке) определяются транспортная схема технологического маршрута и его длина, задается номер этого маршрута.
До вычисления объемов перевозок устанавливают единицу измерения (единица массы — кг, т; единица объема — м3 , дм3 , или их сочетание — контейнер) и величину учетного периода (смена, сутки, месяц, год). Обычно в основном производстве за учетный период принимаются сутки, во вспомогательном производстве — месяц. Объемы перевозок определяются в контейнерах на потребность суточную — в основном производстве, месячную — во вспомогательном. Вид транспортного средства определяется исходя из объема и интенсивности перевозок, габаритов груза, паспортных данных о грузоподъемности, скоростей движения, подъема и опускания.
При расчете норм времени прежде всего выясняется время на транспортировку — величина времени движения транспортного средства в одну сторону, которая зависит от скорости движения. Скорость определяется производственными возможностями, техническими характеристиками транспорта и производственной тары. Исходя из соотношений между длиной маршрута и скоростью движения транспортного средства вычисляется время на транспортировку. Затем проектируются типовые приемы работ транспортных средств при переработке грузов по технологическим маршрутам с учетом времени на погрузку и разгрузку, на которые устанавливаются нормативы оперативного времени. Норма времени на одну транспортную операцию (транспортировка одного контейнера по технологическому маршруту) (tшт) определяется по формуле
Коэффициент занятости транспортных рабочих должен быть не менее 0,85. Если он меньше 0,85, то зоны обслуживания укрупняют (объединяют несколько зон обслуживания в одну).
На предприятиях серийного производства нормы времени на выполнение транспортных работ (tтр) рассчитывают по укрупненным нормативам с учетом времени на погрузку (tпогр), транспортировку (tтр), разгрузку (tразгр) и возвращение порожняком (tпор) (при маятниковой системе организации перевозок) по формуле:
где — норматив времени на выполнение дополнительных функций, % от tоп.
При кольцевой системе организации перевозок на предприятии Ч расчете нормы времени не учитывается.
Время на транспортировку, как и на предприятиях массового производства, определяется в зависимости от расстояния и скорости транспортного средства. Время на погрузку и разгрузку устанавливается по нормативам с учетом грузоподъемности транспортных средств и вида транспортных операций.
Явочная численность транспортных рабочих в смену определяется по формуле
где т — количество транспортных работ, выполняемых на предприятии.
|